Политико-правовые учения Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:30, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении политко-правовой мысли Фомы Аквинского.
Задачей данной работы является: охарактеризовать государство и право в понимании Фомы Аквинского.

Содержание

Введение
Общая характеристика политико-правовых учений Фомы Аквинского
Глава I Учения о государстве
Глава II Учения о праве
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

Тема: «Политико-правовые учения Фомы Аквинского»

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Общая характеристика политико-правовых учений Фомы Аквинского

 

Глава I Учения о государстве

 

Глава II Учения о праве

 

Заключение

 

Список используемых источников

 

 

 

Введение

 

 

Вершины могущества, как в политической, так и в духовной жизни средневековой  Европы папство достигло в XIII веке. Тогда же завершилось создание системы  схоластики - католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл Фома Аквинский, чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них речь идет в труде "О правлении государей" (1265-1266 годов), в произведении "Сумма теологии" (1266-1274 годов) и в иных работах.

 

Предпосылкой учения Фомы Аквинского явилось могущество церкви. Работе Фомы Аквинского предшествовала активная деятельность римско-католической церкви, проявившаяся не только в запретах, но и в организационной деятельности:

 

год - провинциальный синод французских епископов в Париже накладывает запрет на изучение трудов Аристотеля. Этот запрет понимается очень широко, он касается как приватного чтения, так и публичной пропаганды доктрины перипатетиков.

 

год - второй запрет аналогичного содержания, распространяющийся также на Парижский университет, в стенах которого начали преподавать учения Аристотеля.

 

год - римская курия, отдавая себе, отчет в том, что, не смотря на предыдущее двукратное порицание, интерес к  Аристотелю не уменьшается, а возрастает, повторяет запрет, одновременно допуская возможность изучения трудов Аристотеля при условии, что они будут подвергнуты исследованию и "очищены".

 

Церковь прекрасно понимала, что  одни лишь административные методы не принесут желаемых результатов. Поэтому, не отказываясь от запретов, она подготавливается к доктринальному наступлению, собирая и сосредотачивая в своих руках науку того периода, готовя людей, способных использовать и приспособить философское наследие Аристотеля для догматических целей религии. Безуспешность административных мер привела к тому, что появилась необходимость довольно радикально изменить стратегию, применявшуюся до сих пор церковью в борьбе с распространяющейся материалистической интерпретацией перипатетической доктрины. Эта новая стратегия основывалась уже не на запрещении читать произведения Аристотеля, не на осуждении его философии; она основывалась на усвоении этой философии, ее приспособлении к потребностям церкви, ее восприятии в духе теологии.

 

Цель данной работы заключается  в изучении политко-правовой мысли Фомы Аквинского.

 

Задачей данной работы является: охарактеризовать государство и право в понимании  Фомы Аквинского.

 

Данная работа состоит из введения; трёх глав, в которых и раскрывается сущность права и государства  в понимании данного мыслителя; заключения; списка источников.

 

Для решения поставленных задач  в реферате использовались следующие  методы исследования: анализ исторической литературы по политико-правовым учениям, а так же произведения Фомы Аквинского, такие как «О правлении государей», «Сумма теологии».

 

 

Общая характеристика политико-правовых учений Фомы Аквинского

 

 

Общая характеристика политико-правовых учений Фомы Аквинского Вершины могущества, как в политической, так и в  духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда же завершилось создание системы схоластики-католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В её построении чрезвычайно большую роль сыграл Фома Аквинский (Аквинат), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них речь идёт в труде О правлении властителей, (1265 - 1266 гг. ), в произведении Суммы теологии (1266 - 1274 гг. ) и в иных работах. В своих произведениях учёный-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путём ещё более укрепить её позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве -первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской Политики.

 

Практическая философия Аквината, имевшая целью разумное совершение действия, разделена на этику, экономику (трактующую проблемы домашней жизни) и политику. Во всех трех сферах мысль является теологической; в конечном итоге, целесообразность и отношение средство-цель являются аспектами томистской теологии. Разумно управляемые деятельности должны быть направлены к некоторой цели; о них выносится суждение как о благих или дурных в терминах их достижения этой цели и в терминах средств, которыми они достигают эту цель (или терпят неудачу в достижении ее).

 

Политическая философия Фомы (в De Regno, In Libros Politicorum, STh I-II) делала упор на идеале ограниченной монархии, или такого вида государстве, которое Аристотель называл политейей. Цель государства описывается как обеспечение временного мира и благосостояния. Политическое общество вполне отлично от церковного, цель которого - внемировая. Здесь он вновь указывал на центральную роль разума: "божественная справедливость (ius divinum), которая происходит от благодати, не устраняет человеческую справедливость, которая происходит от естественного разума. Детальной теории правления в трудах Фомы нет.

 

 

Учения о государстве

 

 

Фома, а за ним и все католические философы переняли от Стагирита прежде всего концепцию человека - политического  животного, и учение о государстве  как бытии, логически более раннем, чем его граждане. В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчленённого миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им. Фома утверждает, что государство, как бытие логически более раннее, берет свое начало от бога, о чем у Стагирита речи не было. Всякое сообщество выполняет определенные функции, ставит перед собой определенные цели, при реализации которых не может обойтись без гегемона. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим обществом и вел его к цели, таким именно руководителем и является государство.

 

Цель государственности - общее  благо, обеспечение условий для  достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облечённых властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию- правителям, олицетворяющим собою государство. Идеолог, который считал, будто совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все степени совершенства, - такой идеолог и не мог видеть иными предпосылки достижения общего блага в государстве. Аквинат утверждает, что существуют различные формы власти, однако не все они в одинаковой степени реализую счастье и благо общества. Он различает олигархию, монархию, тиранию и ее разновидность - демократию. Наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократические и демократические.

 

Защита интересов папства и  устоев феодализма методами схоластики порождала определённые трудности. Например, логическое толкование тезисавсякая власть от Богадопускало возможность абсолютного права светских феодалов (королей, князей и др. ) на управление государством, т. е. позволяло обращать этот тезис против политических амбиций римско-католической церкви. Стремясь подвести базу под вмешательство клира в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат ввёл различение трёх следующих моментов (элементов) государственной власти:

 

) сущности,

 

) формы (происхождения)

 

) использования.

 

Сущность власти - это порядок  отношения господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведён Богом. Фома вводит различие сущности власти от ее формы. Первая происходит от бога, то есть должна существовать организация, обеспечивающая порядок и ведущая людей к определенной цели. Под формой же подразумевается способ правления, структура власти. Фома приводит форму, что "всякая власть также происходит от бога, хотя в действительности не происходит от бога". Таким образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Потому она неизменно добро, всегда нечто хорошее, благое. Конкретные же способы ее происхождения (точнее, завладения ею), те или иные формы ее устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Не исключает Фома Аквинский и ситуаций, при которых пользование государственной властью вырождается в злоупотребление ею. "Итак, если множество свободных людей направляется властителем к общему благу этого множества, это правление прямое и справедливое, какое и подобает свободным. Если же правление направлено не к общему благу множества, а к личному благу властителя, это правление несправедливое и превратное". Стало быть, второй и третий элементы власти в государстве подчас оказываются лишенными печати божественности. Это случается тогда, когда правитель либо приходит к кормилу власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо. И то и другое - результат нарушения заветов бога, велений римско-католической церкви как единственной власти на земле, представляющей волю Христа.

 

Следовательно, хотя всякая власть происходит от бога, она может также не происходить  от него. Последний случай имеет  место тогда, когда:

 

а) правитель пришел к власти при  помощи несправедливых средств;

 

б) когда он правит несправедливо, то есть вопреки интересам церкви. Это случается, когда бог устанавливает в соответствии со своими планами плохую власть в целях наказания подданных.

 

Аквинский говорит также о праве  восстать против государственной власти, когда:

 

а) власть выступает против законов бога и элементарных моральных принципов, в этом случае подданные должны отказаться повиноваться ей;

 

б) в случае превышения властью  ее компетенции;

 

в) случай, когда правитель, избранный  легально, начинает поступать несправедливо.

 

Насколько действия правителя отклоняются  от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные  вправе, с точки зрения Фомы Аквинского, оказывать этим действиям сопротивление. Правитель, который властвует вопреки  законам бога и основоположениям морали, который превышает свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной жизни людей или облагая их чрезмерно тяжелыми налогами, - тот правитель превращается в тирана. Так как тиран печется только о своей выгоде и не хочет знать общей пользы, попирает законы и справедливость, народ (в понимании Фомы Аквинского) может восстать и свергнуть его. Однако окончательное решение вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежит, по общему правилу, церкви, папству.

 

К республикам Фома Аквинский относился отрицательно. Государством, пролагающем путь к тирании Фома Аквинский считал республику - государство, раздираемое борьбой партий и группировок. Тиранию Фома Аквинский отграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую форму правления. Он отдавал предпочтение именно монархии по двум причинам.

 

Во-первых, ввиду ее сходства с мирозданием  вообще, устроенным и руководимым  одним богом, а также из-за ее подобия  человеческому организму, разнообразные  части которого объединяются и направляются одним разумом. "Итак, один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым. К тому же то, что существует по природе, устроено наилучшим образом, ведь природа в каждом отдельном случае действует наилучшим образом, а общее управление в природе осуществляется одним. В самом деле, среди множества частей тела существует одна, которая движет всем, а именно сердце, и среди частей души по преимуществу главенствует одна сила, а именно разум. Ведь и у пчел один царь, и во всей вселенной единый Бог, творец всего и правитель. И это разумно. Поистине всякое множество происходит от одного. А потому если то, что происходит от искусства, подражает тому, что происходит от природы, и творение искусства тем лучше, чем больше приближается к тому, что существует в природе, то из этого неизбежно следует, что наилучшим образом управляется то человеческое множество, которое управляет одним".

 

Во-вторых, вследствие показаний исторического  опыта, демонстрирующего (как был убежден теолог) устойчивость и преуспеяние тех государств, где властвовал один, а не множество.

 

Фома Аквинский, тщательно изучавший  Аристотеля, имел, конечно, достаточное  понятие и о других политических формах: аристократии, олигархии, демократии, смешанном правлении. Но среди всех них в качестве высшей им отмечалась монархия. Причем он выделял две разновидности монархического устройства - абсолютную монархию и монархию политическую. В сравнении с первой, вторая, на взгляд Фомы Аквинского, обладает рядом несомненных преимуществ. В ней весомую роль играют крупные феодалы (светские и духовные, "князья церкви"). Власть государей тут зависит от закона и не выходит за его рамки. К этой второй разновидности монархии склонялись идеологические симпатии Фомы Аквинского.

 

 

 

Учение о праве

 

 

Фома Аквинский предпринял попытку  систематизировать христианские идеи, свести их в единое непротиворечивое целое, его философско-правовые воззрения  изложены в трактатах "Сумма теологии", "О правлении государей", а так же в комментариях к "Политике" и "Этике" Аристотеля.

Информация о работе Политико-правовые учения Фомы Аквинского