Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:27, контрольная работа
В работе рассматривается структура, функции и типология политической культуры, специфика политической культуры в современной России.
Сущность, структура и функции политической культуры…………2
Определение политической культуры………………………………….2
Структура политической культуры……………………………………..4
Функции политической культуры………………………………………6
II. Типология политической культуры………………………………….7
III. Специфика современной российской политической культуры……13
Список использованной литературы………………………………………..19
Люди привыкли полагаться на государство в решении большинства своих проблем: получения работы, обеспечения престарелых, медицинского обслуживания и создания хороших школ для детей.
При изучении политической культуры и сравнении политических культур различных стран необходимо выделить критерии, показательные в отношении политических изменений и модернизации. По такому критерию, как отношение к внешним влияниям, выделяют:
Итак, для описания политической культуры общества и для сопоставления различных политических культур необходимо выяснить:
III. Специфика современной российской политической культуры
В России существовали все типы политической культуры и ее субкультуры: патриархальная, подданническая, активистская. Однако, по мнению исследователей, доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская.
Характеризуя подданнический характер политической культуры Р.Мухаев выделяет ряд специфических черт, обусловленных влиянием цивилизационных, географических и исторических особенностей развития России. Во-первых, дуалистичность политической культуры, представляющей собой сложное взаимодействие двух социокультурных потоков (с Востока и с Запада), ориентирующихся на различные системы ценностей: с одной стороны, ценности коллективизма, справедливости, равенства, приверженность патриархальным традициям; с другой стороны, ценности свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма. Во-вторых, конфронтационный характер отношений между носителями политической культуры, выражающийся в бунтах, гражданских войнах, революциях. В-третьих, концентрация политического господства в руках правящего класса, которая приводила к тому, что при малейшем его ослаблении нарастала неуправляемость системы. В-четвертых, отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества, приводящее к концентрации политической жизни в рамках правящего класса, что способствует политическому бесправию населения (Мухаев Г. Стр.252-254).
В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур - авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и социалистическая. Субкультуры имеются в каждой социальной группе: среди молодежи и пенсионеров, предпринимателей и маргиналов, рабочих и интеллигенции.
Однако особенность современного этапа политической культуры российского общества не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борьбой, столкновением. Основными линиями конфронтации выступают демократизм-авторитаризм, социализм-капитализм, централизм-регионализм, глобализация-изоляционализм, анархизм-этатизм и т. д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о болезненном разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформирования общества, социальную и политическую стабильность в нем.
Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих в нем сегодня.
Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к политике, в современной России, отмечаются такие, как сакрализация власти, муниципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с решением местных или общенациональных проблем. Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи рациональных аргументов; искусство компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств массовой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, массовые выступления и движения в защиту тех или иных требований и интересов; «завоевание улицы», забастовки - локальные и общенациональные, экономические и политические; использование наиболее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.
На содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:
- радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;
- изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;
- переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.
Все эти процессы диктуют
необходимость серьезной
В качестве характерных черт политической культуры современной России]выделяют следующие:
- ценности коммунитаризма
– приоритет групповой
-минимальный уровень
веры в способность
- индифферентное отношение к политическому участию;
- персонализированное восприятие власти;
- предрасположенность к конформизму;
- неверие в представительные органы власти и в профсоюзы;
- подданническое отношение к власти;
- правовой нигилизм;
- нетерпимость к другим мнениям, принципам;
- некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;
- предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий (Лавриненко В.Н., стр.360).
Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.
В силу объективных обстоятельств Россия всегда будет испытывать потребность в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.
Происходящие политико-
В России идет активный процесс
формирования русской политической
культуры, в которой мы сами принимаем непосредственное участие. В этом
процессе все имеет значение: и наша способность
к самоуправлению, и наше правосознание,
и наше умение выбирать достойную власть.
Пока невозможно давать окончательные
оценки нашей национальной политической
культуре, но очевидно одно: в ней органично
совмещаются различные содержательные
типы. И эта способность аккумулировать
позитивные свойства разных политических
культур должна стать залогом высокой
конкурентноспособности России в условиях
жесткой глобальной конкуренции в XXI веке.
Список использованной литературы.
- Баталов Э.Я. Политическая культура сквозь призму гражданской культуры. Proet Contra. 2002г. №3. стр.18-20.
- Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М. Юнити. 1990г. Стр.128-135.
- Лавриненко в.н. Политология. М. Юнити. 2000г. Стр.345-365.
- Мухаев Г. Теория политики: учебник для студентов вузов. М. Юнити 2005г. Стр.252-254.
- Поляков Л.В. Обществознание: Глобальный мир в XXI веке. М. Просвещение.2008г. стр.301-310.