Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:29, реферат
Вряд ли кто усомнится, что русские обладают весьма специфической политической культурой. Необходимо подчеркнуть, что именно русская политическая культура, а не российская, так как российская политическая культура начала формироваться только с момента создания империи, может быть чуть раньше. И эта российская политическая культура в полной мере развилась только к XIX в. Что касается русской политической культуры, то она, как считали многие исследователи, подверглась сильному воздействию степных кочевников, начиная с XII в.в период монгольского ига, чем на взгляд многих либеральных историков, и объясняются некоторые ее особенности. В частности, консервативность, склонность к авторитаризму, неспособность адаптировать институты политической демократии1.
Политическая культура: ее специфика, структурные элементы и виды.
Вряд ли кто усомнится, что русские обладают весьма специфической политической культурой. Необходимо подчеркнуть, что именно русская политическая культура, а не российская, так как российская политическая культура начала формироваться только с момента создания империи, может быть чуть раньше. И эта российская политическая культура в полной мере развилась только к XIX в. Что касается русской политической культуры, то она, как считали многие исследователи, подверглась сильному воздействию степных кочевников, начиная с XII в.в период монгольского ига, чем на взгляд многих либеральных историков, и объясняются некоторые ее особенности. В частности, консервативность, склонность к авторитаризму, неспособность адаптировать институты политической демократии1.
Политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений и стереотипов поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политических отношений. Фиксируя принципы, нормы и институциональные механизмы их взаимоотношений, политическая культура тем самым обеспечивает воспроизводство политической жизни общества на основе исторической преемственности. При этом она выступает как объективная данность, являющаяся не простым внешним отражением существенных черт политического процесса, но его внутренней, органической частью. Вплетенная в контекст существующих общественно-политических отношений, в структуру социальной деятельности, политическая культура возникает и эволюционирует вместе с этими отношениями.
Специфика и функции политической культуры.
Воплощая целостно-смысловую детерминацию активности человека в сфере власти, политическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей не только в соответствии с правилами политической игры, но и творчески перестраивая приемы и способы деятельности при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Сочетая ценностную мотивацию с чувственными и рациональными побуждениями человеческих действий, политическая культура не просто содержит в себе элементы, позволяющие человеку одновременно выглядеть «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» (В. Парето), но и проявляется в самых разнообразных формах2.
В частности, она может существовать в виде духовных побуждений и ориентации человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях. Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически и уж тем более институционально, постольку между названными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим можно отнести следующие функции:
1) идентификации, которая раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
2) ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
3) предписания (программирования), выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека;
4) адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
5) социализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
6) интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
7) коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
В процессе реализации своих функций политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты.
Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентации в сознании человека такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому и в периоды проводимых государством реформ целые слои населения могут поддерживать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций нередко заканчивается либо определенным возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения внутренне освоить новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).
Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
В различных исторических условиях, а чаще всего при нестабильных политических процессах некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего неизбежно обостряется полемика между различными общественными группами, и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. Вместе с тем в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем.
Структура политической культуры, ее элементы.
Общезначимые политические знания, которые складываются из
теоретических, т.е. научных знаний, и практических знаний, получаемых на основе текущей информации. Без теоретических знаний текущая информация не способна дать правдивую и глубокую картину политической жизни, политических процессов, событий. Но одни лишь теоретические знания без текущей информации мертвы. Текущая информация дает возможность правильно ориентироваться в переживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач времени.
Культура политического мышления — это умение правильно ориентироваться в обстановке, акцентировать внимание на главном в политической жизни, способности анализировать и систематизировать сведения, давать правильную оценку политическим событиям и принимать в соответствии с нею решение о своем отношении к ним и своем участии в них.
Культура политических чувств — это выдержка, хладнокровие,
настойчивость, энергичность, сострадание, радость или злоба, неприятие, жестокость, грубость, т.е. те качества, которые служат одним из главных механизмов регулирования политического поведения и деятельности людей.
Культура политического поведения, деятельности, которые складываются под влиянием политических традиций в обществе, уровня политического сознания, культуры политического мышления и чувств.
Таким образом, культура политического поведения и деятельности выступает как следствие и конечный результат проявления политической культуры, обусловленный долговременными политическими порядками в обществе и особенностями воплощения в индивиде, социальной группе и т.д. всех других элементов ее структуры. Специфику политической культуры определяет степень сложности каждого из структурных элементов, их различная сиcтемная конфигурация, соответствие другим неполитическим сторонам общей культуры.
Политическая культура многоуровневое явление. В структуре ее ценностных отношении можно выделить мировоззренческий, общекультурный аспект (например, отношение к насилию и свободе, к индивидуальным и коллективным ценностям, к мирскому или религиозному сознанию, признанию либо неприятию идеологий и т.д.) Уровень политической культуры, характеризующий отношение к государственной власти как публичному центру господства и подчинения (например, признание приоритета государства над личностью, либо наоборот — признание приоритета прав личности над правами государства; с этим связано и другое — отношение к пределам власти, к своим гражданским правам и обязанностям).
Наконец, уровень политической культуры, раскрывающий отношение человека к разного рода политическим явлениям, к примеру, таким, как институциональные субъекты политики — государство, политические партии, движения, организации или социальные субъекты политики — личность, классы, группы, нации. Отношение, которое связано с оценкой и ролью каждого из названных субъектов в политической
жизни общества.
Виды политической культуры
В 1958 - 1962 гг. Г. Алмонд и
С. Верба предприняли
Направление анализа соответствовало гипотезе авторов, согласно которой под политической культурой понимались «специфические политические ориентации - установки относительно политической системы и ее различных частей, а также относительно собственно роли политической культуры в этой системе».
По версии Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура состоит из трех видов политической ориентации, которые могут доминировать в конкретном обществе, - патриархальной, подданнической и ориентации на активное участие. Эти три «чистых» (идеальных) типа ориентации, в свою очередь, выступают основой трех типов политической культуры - патриархальной, подданнической и культуры участия (последнюю еще называют партисипативная).
Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.
Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата.
Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния - выборов, демонстраций и т. д.
Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Например, для политической культуры Великобритании XX в. характерно сочетание подданничества (олицетворяющегося институтом монархии) и участия.
Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура исследуемых стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали «культурой гражданственности». Наиболее характерная черта культуры гражданственности - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.
Результаты эмпирического исследования внесли значительные коррективы в теоретические предположения Г. Алмонда и С. Вербы. Утопией оказалось предположение о всеобщем участии граждан в политике. Как они заметили, «в идеальной культуре гражданственности активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия». Итоги обследования выявили «несовершенство» и «не идеальность» американской и английской моделей политической культуры, которые наделялись статусом самых развитых культур.
Так, носитель культуры гражданственности характеризовался целым рядом достоинств:
1) общей положительной
оценкой значения деятельности
национального правительства
2) высоким уровнем интереса к деятельности правительства и хорошей осведомленности в этой области;
3) чувством гордости за политические институты своей нации;
4) ожиданием того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;
5) желанием обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;
6) открытым и лояльным проявлением оппозиционных настроений;
7) чувством удовлетворенности
в связи с проведением
Информация о работе Политическая культура: ее специфика, структурные элементы и виды