Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:46, курсовая работа
Политическая манипуляция (манипуляция массовым созна́нием, обще́ственным мне́нием) — один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.
Манипуляция — это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить».
1. Манипуляции и манипуляторы
2.Технология политического манипулирования
3. Манипуляции в политической рекламе
4. Из истории политического манипулирования
5. Политическое манипулирование в системе правовых норм
Сопредседатель Национального
движения «За честные и достойные выборы» Михаил Краевский высказался
в том духе, что «политическая реклама
— это «вершина айсберга» политической
пропаганды, поэтому необходимо регулировать
весь комплекс агитации, а не только рекламу»
(по сообщению «Русского бюро новостей»
от 14. 04. 99). Л. Каткова и Ю. Климова [III,6] считают,
что закон о политической рекламе необходим.
Он должен содержать характерные признаки
политической рекламы, отличающие её от
любой другой рекламы, запрет рекламы,
заведомо не соответствующей действительности,
разрешение на использование в политической
рекламе лишь с согласия граждан их имени,
облика, голоса или сведений, составляющих
тайну частной жизни, недопустимость распространения
рекламы запрещённых политических партий,
политических акций, опасных и вредных
для человека и общества, что следует из
статьи 29 Конституции РФ и статьи 4 Закона
«О СМИ», порядок финансирования рекламы,
а также ответственность за ненадлежащую
рекламу (последняя может выражаться в
нескольких формах: анонимная реклама,
ложная, опасная, использующая в содержании
без согласия чужое имя, облик, голос, сведения
частной жизни, наименование, товарный
знак, скрытая реклама и др.).
Если бы
политическая реклама была лишь формой
предвыборной агитации, она и регулировалась
бы избирательным законодательством.
Но мы знаем, что политическая реклама
может распространяться не только в период
проведения избирательной кампании и
в этом смысле определение политической
рекламы в качестве формы предвыборной
агитации явно недостаточно: как рассматривать
рекламу того или иного политика, распространяемую
задолго до начала кампании и агитацией,
следовательно, не являющуюся?
А пока нет
чёткого определения, открыты лазейки
для всевозможных нарушений. Так, в сентябре
1999 года телевидение ОРТ было обвинено
в политической рекламе и антирекламе
до начала агитационной кампании. Но что
считать рекламой — было совершенно непонятно.
Ведь в тот период не была позволена именно
предвыборная агитация (выборы в Госдуму
намечались на декабрь). А если в ролике
«Всей России» не было конкретного призыва
проголосовать за блок Е. Примакова, агитация
это или нет? И можно ли считать агитацией
школьные дневники с изображением лидера
ЛДПР В. Жириновского? Конфликты между
Центризбиркомом и различными организациями
по поводу «нарушений правил предвыборной
агитации» начались уже с мая 1999. Причём
Центризбирком упорно именовал ролики
будущих кандидатов в Госдуму «предвыборной
агитацией», а кандидаты настаивали на
том, что это «политическая реклама». Дело
кончилось ничем — именно из-за размытости
понятий. Пусть предвыборная агитация
— это «деятельность, побуждающая или
имеющая целью побудить избирателей к
участию в выборах, а также к голосованию
за или против любого зарегистрированного
кандидата, за любой зарегистрированный
Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации федеральный список
кандидатов или против него» [I,2]. Но политическая
реклама, согласно тому же закону, есть
не что иное, как форма предвыборной агитации!
Получается, до регистрации кандидатов
и политическая реклама запрещена? Однако
в законе об этом ничего не сказано.
Ясно,
что правовой вакуум, окружающий политическую
рекламу и предвыборную агитацию — важнейшие
понятия в системе ПМ, — должен быть устранён.
Необходимо также урегулировать вопросы,
связанные с контррекламой и скрытой политической
рекламой. Под контррекламой понимается
распространение сведений, составляющих
критику, неблагоприятной, но достоверной
информации. К скрытой политической рекламе
следует относить факты частого появления
на телеэкране одних и тех же лиц, являющихся
кандидатами, зачастую без привязки к
сюжету соответствующей программы, а также
предоставление этим лицам преимущественной
возможности высказываться по различным
вопросам политической и культурной жизни
страны.
Отсутствует
законодательное регулирование порядка
использования художественных произведений
в целях предвыборной агитации как в самостоятельном,
законченном виде (песня, стихотворение,
частушка и др.), так и в виде элемента политической
рекламы (например, музыкальное сопровождение).
Некоторые специалисты считают, что законы
не предусматривают легального финансирования
избирательных кампаний в достаточном
объёме. Из-за этого политический бизнес
неизбежно криминализируется и т. д.
Одним словом,
недостатков хватает. В сфере законодательства,
регулирующего использование различных
форм ПМ, главным образом агитации и рекламы,
необходимы уточнения ключевых понятий,
закрепление ответственности за некоторые
виды недобросовестной агитационной деятельности,
чёткое регламентирование порядка создания
и распространения политической рекламы,
закрепление гарантий предотвращения
психологического воздействия, лишающего
гражданина права осмысленного выбора.
А пока законодатели
молчат, допустимость тех или иных агитационных
приёмов определяет только «Этический
кодекс политической рекламы», принятый
в сентябре 1999 года Общественным советом
по рекламе, и иные подобные документы,
не обязательные к исполнению. Их суть
в том, чтобы политики и кандидаты вели
себя по совести, но пока что понятия «политика»
и «совесть» многими справедливо считаются
несовместимыми