Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 20:16, доклад
Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых учений (теорий) проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.
Однако интерес к типологии Аристотеля связан с тем, что именно он впервые выдвинул идею смешанных, умеренных режимов, сочетающих достоинства различных форм правления. Выдвигая данный подход в формулировании идеальной модели государства, Аристотель называл ее политией (термин, обозначающий «конституцию»). Политик) можно было бы обозначить как правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Впервые Аристотель связал политическую форму с социальной структурой.
Полития потому является наилучшей формой правления, что отражает интересы среднего класса, умеренного в своих требованиях и олицетворяющего все гражданские доблести (благоразумие, умеренность, рассудительность). Идея о смешанной форме правления, сочетающей преимущества различных режимов, стала одной из фундаментальных в политической науке и была подтверждена на практике. Современные демократии представляют собой сочетание достоинств институтов различных режимов, которые показали свою эффективность. Например, чем иным является в современных президентских республиках институт президентства, как не превращенной формой единоличного правления, когда правитель публично избирается и его власть ограничивается конституцией.
Проблема третья: поиск основ устойчивого порядка. Интеграция граждан в единое политическое сообщество и его стабильность зависят не только от благочестивых намерений правителей, но и от законопослушания подданных. Общее согласие достигается, по Аристотелю, приверженностью власти и граждан одним моральным ценностям: счастью, красоте, справедливости, порядку. В связи с этим он трактовал политику как публичную этику, как мораль соединения.
Цицерон же пошел дальше, предполагая, что взаимоотношения правителей и подданных должны не только осуществляться на принципах справедливости, но и регулироваться нормами естественного права, которое он ценил выше, чем писаный закон. Тем самым Цицерон ввел новое понимание государства и политики как согласованного правового общения, целью которого является реализация общего интереса. Высказанная Цицероном идея «правового государства» как формы связей правителей и граждан трактовала политику в терминах взаимодействия народа и власти.
Б. Политическая мысль Средневековья
Сепаратизм суверенных полисов рухнул под напором варваров. На их развалинах образовалось множество раздробленных феодальных княжеств и городских коммун, представлявших две тенденции общественного развития - аристократическую и демократическую. Носители этих тенденций противостояли друг другу в политической борьбе. Объективные потребности социального прогресса требовали преодоления политической и экономической раздробленности, прекращения феодальной междоусобицы, приносившей беды и страдания простым гражданам. Интеграция общих и частных интересов могла происходить путем концентрации политического господства в руках сильной королевской власти. Однако абсолютизм монархов порождал ответное стремление к суверенитету со стороны феодалов и городских коммун, тяготившихся могуществом сильной центральной власти. К тому же в столь сложные взаимоотношения участников тогдашнего политического процесса вмешивалась церковь, стремившаяся достичь гегемонии над светской властью.
Все это объясняет причину того, что в Средневековье политическая мысль развивалась, концентрируясь в основном вокруг анализа трех противоречивых, но взаимосвязанных проблем: во-первых, обоснования необходимости усиления абсолютной власти монархов; во-вторых, поиска средств ограничения сильной центральной власти; в-третьих, определения приоритета характера власти - духовной или светской.
В Средневековье политическое знание существовало в религиозно-этической форме. Политическая мысль развивалась усилиями богословов, что отражало уровень влияния христианской морали на общественные отношения. Христианская религия и церковь сложились в эпоху глубокого кризиса римского общества. Потребности духовного доминирования над людьми требовали единой монотеистической религии. Уже при Константине христианство было признано государственной религией (конец IV в.). Тогда церковь стала составной частью аппарата политического господства, но церковная иерархия была подчинена деспотической власти императоров. И все же, христианская политическая мысль стремилась подчеркивать превосходство церковной власти над светской. Это было обусловлено теоцентричностью христианского мировоззрения, в котором Бог выступает в качестве исходного и конечного пункта человеческих суждений и действий.
Так, Аврелий Августин (354 - 430) утверждал, что природа и человек полностью зависят от Бога: именно Он создал универсальный порядок, частью которого является общество. В то же время подчеркивалось, что олицетворением божественной воли и мудрости выступает государство в лице монарха, которому предписано реализовать божественный промысел. На земле власть монарха абсолютна и наделена моральным авторитетом и непререкаемостью. Император и государство заботятся о всех и являются гарантами христианской справедливости и гражданского спокойствия на земле. В силу этого христианская мораль требовала беспрекословного подчинения государственной власти и лояльности по отношению к ней.
Однако, начиная с V в., отсутствие в Западной Европе сильной светской власти способствовало росту влияния римских епископов, которые с тех пор присвоили себе титул главы церкви - папы. Ставший в 103 г. папой под именем Григория VII, монах Гильдебрант посвятил свою деятельность тому, чтобы освободить церковь от подчинения светской власти и утвердить папскую теократию - господство папы над королями и императорами, чему должны были способствовать и крестовые походы.
С этого времени претензии католической церкви не только на духовное, но и на политическое господство заметно возросли. Идеологическим обоснованием претензий церкви на политическое господство стали идеи Фомы Аквинского (1226 -1274). Гегемонию религиозной власти он обосновывал божественным характером королевской власти, которую благословляет церковь. Только поэтому власть монарха должна пользоваться авторитетом. Однако при несоблюдении монархом заповедей христианской морали, при злоупотреблении властью Фома Аквинский отстаивал право подданных на неповиновение и даже цареубийство.
Следовательно, светские правители не должны забывать, что их власть имеет пределы, указываемые римско-католической церковью. Но процесс формирования централизованных национальных государств и развитие с XIV в. рыночных отношений окончательно разрушили претензии папства на политическое государство. Более того, Реформация обосновала активную и творческую сущность самостоятельного индивида, вдохнула веру в его преобразующие способности через создание протестантской этики. Начался процесс секуляризации (освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния религии) и разделения сфер государственной и церковной властей.
Формирование централизованных национальных государств заметно укрепило могущество королевской власти. Природа королевской власти, ее авторитет на Западе, в отличие от Востока, основывались больше на моральном лидерстве, на первенстве святейшей особы, чем на подчинении. Отношения между королем и аристократией строились на основе договора (контракта), в котором оговаривались права и обязанности каждой из сторон. Фундаментом подобных отношений были такие'ценности, как достоинство личности, ее право на свободный выбор.
Договорный характер отношений между правителями и правящим классом стал сдерживающим фактором на пути расширения абсолютистского централизма, своего рода прототипом ограниченного конституционализма. Контрактная система была средством распределения властных полномочий и способом взаимного удовлетворения требований различных сил. Именно таким образом утверждалась идея общего блага. Примером договорных отношений может служить английская Великая Хартия вольностей (1215), в которой были провозглашены права и свободы аристократии. Позднее договорные отношения стали распространяться и на отношения между монархом и гражданами.
Потребность в обосновании авторитета и позитивного характера верховной власти монарха была закреплена в политической теории концепцией суверенитета французского юриста Ж. Бодена (1530 - 1596). Смысл концепции состоит в принадлежности всей полноты власти государству в лице короля.
Суверенитет королевской власти позже был подтвержден церковью. Римский папа Лев ХШ провозгласил: «Власть тех, кто правит, будучи выражением власти Бога на земле, приобретает особое достоинство, стоящее выше человеческого».
Конец XVI – начало XVII в. ознаменовались первыми буржуазными революциями: в 1566 – 1609 г. г. в Голландии и в 1640 – 1660 г.г. в Англии. Эти события отразились и в политических взглядах того времени. Именно на эту эпоху приходится зарождение и развитие теории естественного права, согласно которой, государственная власть и право даны не свыше, а созданы общественным договором людей в соответствии с законами человеческого разума. Требования человеческого разума, вытекающие из природы людей, составляют основу «естественного права», которому должно соответствовать «положительное право», т.е. законы, устанавливаемые государством.
По мере развития общества теория естественного права наполнялась новым содержанием. Она получила развитие в трудах крупных мыслителей того времени: Томаса Гоббса и Джона Локка.
Томас Гоббс (1588 – 1679) – английский философ и политический мыслитель, в своих работах «О гражданине», «Левиафан», разрабатывал идеи естественного (догосударственного) и гражданского (государственного) состояния общества.
По Гоббсу, догосударственный этап характеризуется «войной всех против всех», что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия. Такая форма со-гласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение частных воль единой воле ради обеспечения мира и безопасности. Гоббс был сторонником сильного государства, в форме абсолютной монархии с полным контролем власти над обществом. Именно оно способно поддерживать в обществе порядок и не допустить гражданской войны и революции.
Концепция Гоббса явилась теоретической реакцией на ре-волюционные события в Англии 1641 – 1649 гг. Этот период четко пока-зал, что регулирую¬щая роль традиций, указов и законов в обществах в период хаоса снижается или утрачивается.
Более либеральной трактовки естественного права придерживался другой английский философ и мыслитель, один из родоначальников классического европейского либерализма Джон Локк (1632 – 1704). В своей основной работе «Два трактата о правлении» он разрабатывает идеи договорного происхождения государства, естественного права, народного суверенитета.
По мнению Локка, государство создается людьми на основе общественного договора с целью надежной защиты права на жизнь, свободу и собственность. Именно Локк впервые в истории политической мысли сформулировал идею неотъемлемых прав и свобод человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Эта идея сегодня закреплена во всех государственных и международных правовых документах.
Права и свободы человека, по мнению Локка, могут быть надежно защищены только в случае разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную. В состав исполнительной власти входит и власть судебная, которая у Локка в качестве отдельной еще не выделена. В случае возникновения противоречий между различными ветвями власти, спорные вопросы должны выноситься на референдум. Таким образом, Локк обосновывает идею верховенства воли народа (народного суверенитета).
Локк выдвигает и отстаивает идею верховенства в государстве за-кона. По его мнению, никто в государстве не имеет право на нарушение закона, в том числе и сама власть. Власть должна управлять не путем произвольных импровизированных указов, а только на основе постоянных законов, установленных народом и известных ему.
Локк стал одним из основоположников либерализма, а его либеральные идеи получили дальнейшее развитие в более позднее время.
Политические учения в Западной Европе и США XVIII – XIX вв. XVIII век в Западной Европе ознаменовался вступлением в новую фазу исторического развития. Окончательно формируется и система буржуазных общественных отношений и соответствующие ей полити-ческие взгляды и теории.
В наиболее развитых в социально-политическом отношении странах, особенно во Франции, основным направлением в политической идеологии стало просветительство. Его представители рассчитывали осуществить преобразование общества посредством реформ сверху, но их программы, обращенные против феодализма в целом, означали отрицание всей старой социально-политической структуры и тем самым были программами революционными.
Просветители выдвинули идею равенства против сословных привилегий, идею народного суверенитета против суверенитета монарха. Ими было разработано унаследованное то буржуазных мыслителей XVI – XVII вв. учением о естественном праве как о праве равных по природе людей, обоснована неотчуждаемость естественных прав человека, которые сохраняются за ним при любом общественном строе.
Будучи рационалистами, веря во всепобеждающую силу челове-ческого разума, большинство просветителей отрицательно относилось к революционным методам борьбы с феодализмом, считая, что развитие само по себе может постепенно привести к изменению существующих порядков. Но в целом просветители не отвергали революцию вообще, считая ее крайней мерой, на случай невозможности осуществить реформы сверху.
Отметим особенности политических учений некоторых крупных представителей французского просвещения XVIII в. Одним из них был Франсуа Мари Аруэ (1694 – 1778), вошедший в историю под именем Вольтер. Он стоял в первых рядах просветителей, выражавших интересы той части буржуазии, которая надеялась на преобразование общества путем проведения реформ сверху. Он идеализировал просвещенного монарха, короля-философа, восхищался правлением русской императрицы Екатерины II. Вольтер с недоверием относился к низшим слоям общества и писал: «…когда чернь примется рассуждать, … все погибло».
Видным политическим мыслителем в этот период французской исто-рии был Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755). Его политическая доктрина основывается на глубоком проникновении в сущность государства как политической организации общества, раскрытии закономерностей его возникновения и развития. В своих работах «О духе законов», «Размышления о причине величия и падения римлян» Монтескье впервые при рассмотрении политики и власти, применил многофакторный подход. В нем он обусловливал политические и властные явления в обществе целым комплексом важных на его взгляд факторов: природно-географических, социально-экономических, культурных. Он полагал, что для анализа политических процессов необходимо глубокое и всестороннее изучение всех этих факторов, среди которых особую роль он отводил природно-географическому (размеру территории, климату, поло-жению страны). Именно Монтескье считают основателем географического детерминизма.
Главной заслугой Монтескье в политологии является обоснование им принципа разделения властей. В раскрытии этого принципа он идет значительно дальше Локка. Наряду с законодательной и исполнительной, Монтескье выделяет также судебную власть в качестве отдельной ветви власти. По его мнению, разделение властей необходимо для обеспечения в обществе политической свободы. Именно разделение властей, по мнению Монтескье, позволит избежать искушения злоупотреблением властью.
Политическая свобода, как полагал Монтескье, возможна лишь в том обществе, в котором сами граждане заинтересованы в свободе, и где они создают и поддерживают институты, способные защитить ее от посягательств власти.
Вместе с тем, Монтескье был противником чрезмерной демократизации общества, признания суверенитета народа. Наилучшей формой правления он считал конституционную монархию по английскому образцу.
Развитие прогрессивных политических идей накануне Великой фран-цузской революции связано также с именами выдающихся философов-материалистов: Дени. Дидро, Поля Гольбаха, Клода. Гельвеция и других. Они выработали теорию «интереса» (действия людей, их политическое поведение обусловлено их жизненными интересами), идею обусловленности мотивов политической деятельности людей характером политических учреждений общества, идею прирожденной склонности людей к добру. Гельвеций выдвинул идею политической свободы человека, требование свободы слова, мысли, печати, совести. Все это имело весьма прогрессивное значение тогда и не утратило значения сегодня.
Идеологом мелкой буржуазии и широких народных масс, в первую очередь крестьянства, был Жан Жак Руссо (1712 – 1778). Он родился в Женеве в семье часовщика, жил сначала в Швейцарии, затем перебрался в Париж. Руссо оставил после себя значительное количество сочинений в различных областях знания, среди которых для нас особый интерес представляют работы, «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии».
Главным произведением Руссо стал трактат «Об общественном договоре или принципы политического права». По мнению Руссо, общественный договор представляет собой соглашение людей, по кото-рому каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником. Вся власть переходит к этому объединению. Суверенитет, таким образом, принадлежит всему народу. Люди являются равными в силу этого соглашения, которое образует государство. Суверенитет не может быть передан отдельному лицу, он всегда принадлежит народу и не может быть органичен никакими законами.
В государстве Руссо различает законодательную и исполнительную (правительственную) власть. Первая является волей политического организма, вторая – его силой. Так как законодательная власть может быть только у народа, то ему принадлежит и решение вопроса о форме правительства.
В отличие от Монтескье, Руссо выступил с яростной критикой мо-нархии в целом и абсолютизма в частности. По его мнению, именно абсолютизм выступал тормозом общественного прогресса, именно он ста-новился источником нарастающих проблем и конфликтов, именно по вине абсолютизма граждане не имеют возможности противостоять давлению власти, контролировать или ограничивать ее.
На основе анализа этих реальностей, Руссо создает свою идею государственного правления – идею общей воли (воли большинства). Источником власти у Руссо выступает сам народ, который властвует в лице воли большинства. Чиновник же управляет, руководствуясь законом, принятым волей большинства. Таким образом, Руссо доводит до логического завершения идею Локка о народном суверенитете: если у Локка суверенитет народа проявляется только в крайних случаях (конфликт между властями), то у Руссо это основополагающий принцип государственного устройства, необходимое условие его справедливости. Именно в опоре на волю большинства проявляется демократизм политиче-ской теории Руссо.
Однако имелись в концепции Руссо и недостатки. Так, ориентация ис-ключительно на волю большинства, автоматически выводила из сферы государственной компетенции возможность защиты государством интересов отдельных социальных групп (меньшинств), а также конкретных граждан. Этот аспект концепции Руссо, весьма привлекательный на первый взгляд, впоследствии (особенно после Французской революции, на которую идеи Руссо оказали огромное влияние), был подвергнут резкой критике со стороны, как консерваторов, так и сторонников демократии.
Так как исчезает проблема согласования интересов, сфера политики у Руссо ограничена до минимума. Выдвинув принцип властвования большинства, в своей властной концепции Руссо заменяет абсолютизм монарха абсолютизмом большинства.
Влияние Руссо во Франции было исключительно велико. Его идеи, особенно о равенстве, всеобщности труда, демократизме гражданского общества перешагнули границы Франции и оказали значительное воздействие на подготовку Французской революции конца XVIII века.
В водоворот политических событий во Франции в рассматриваемое время были вовлечены самые низы общества – крестьянство, ремесленники, городская беднота. Их интересы выражало новое на-правление социально-политической мысли – представители утопического коммунизма: Ж. Мелье, К. Морелли, Ф. Мабли. Они выдвигали требование уже не только политического равенства людей, но и равенства экономического, выражали стремление к коренным общественным преобразованиям, доказывали необходимость уничтожения всех социальных различий.
Политические идеи консерватизма. Великая французская революция 1789-1794 гг. и последовавшие за ней события ознаменовали крах феодализма в Западной Европе и окончательный переход к новому общественному строю – капитализму. Вместе с тем, невиданный ранее в истории революционный террор вызвал страх и панику не только у сторонников старых порядков, но и у людей, вообще мало интересующихся политикой.
Как реакция на революцию, порожденную идеями народоправства и либерализма, в политической теории складывается новое идейно-политическое направление – консерватизм, в котором четко осмысливается и проводится идея о том, что политика должна опираться на традицию, а сама традиция выполняет регулятивно-направляющую роль по отношению к власти.
Основателем консерватизма стал английский политический деятель и мыслитель Эдмунд Берк (1729 – 1797). В своей наиболее известной работе «Размышления о революции во Франции» (1790 г.), Берк подвергает критическому анализу теоретические основы французской революции, показывая, что теория не может быть надежной основой стабильной политики, тем более, не может быть надежным ориентиром политики воля большинства (критика идеи Руссо).
Главная мысль Берка, которую он пытается доказывать на протяжении всей своей работы – укорененность политики в истории. Порядок в государстве, согласно Берку, это итог истории и обычаев. «Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не унич¬тожать прежние институты».
Традиция в размышлениях Берка представляет собой продукт истории, результат исторического опыта. История отбирает все ценное и лучшее, превращая это лучшее в основу дальнейшего развития, в опору мудрого правления. Берк пишет: «Любая власть, обесценившая нравы и обычаи, будет искать средства, чтобы удержаться. Когда из жизни уйдут старые обычаи и правила, потери будут невозместимы. С этого момента у нас нет более компаса, и мы не знаем, в какой порт плывем».
Положения Э. Берка были далее развиты французским мыслителем Жозефом де Местром (1753 – 1821), который подчеркивал, что го-сударство есть живой организм, оно живет силами, коренящимися в далеком прошлом, которых оно само хорошо не знает.
Политические теории в Германии. Под влиянием французской рево-люции началось пробуждение политической мысли в Германии. Политиче-ская мысль Германии была направлена на решение трех главных проблем немецкой действительности того времени: создание национального единства, демократизация государственного строя, отмена крепостничества. Но немецкую буржуазию страшили уроки французской революции, она боялась революционных действий народа. Поэтому ее идеологи стремились перевести революционные идеи на малодоступный язык философии, выхолостив острое политическое содержание главных вопросов времени.
Первым, кто приступил к систематическому обоснованию идейной платформы немецкой буржуазии, был профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724 – 1804). Для политической науки представляют интерес такие его работы, как «Метафизика нравов», часть I «Метафизических начал учения о праве» и «К вечному миру».
Кант задался целью истолковать и обосновать консервативную пози-цию немецкого бюргерства в качестве единственно разумной, подвести под нее философско-этический фундамент. И эту задачу Кант решил в своих философских трудах. Главный принцип социально-политических воззрений Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже самых благородных. Человек – субъект нравственного сознания и в своем поведении должен руководствоваться велением нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию внешних обстоятельств и поэтому безусловен. Кант называет его «категорическим императивом», подчеркивая его обязательность при любых условиях. Из государственных форм наиболее приемлемой Кант считал конституционную монархию. Он оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед страной.
Кант осуществил глубокую разработку проблем государства и права. Он обращал внимание на тесную связь и одновременно существенное различие государства, права и этики. Указывая на различие права и морали, Кант отмечал, что нормы права регулируют внешние отношения между людьми, мораль же касается их внутренней сущности. Что же касается связи, то ее содержание он пытался раскрыть посредством понятия «категорический императив», которое отражает безусловное мо-ральное обязательство, укорененное в каждом из людей, «Категоричес¬кий императив» представляет собой всеобщее, обязательное правило, которым должны руководствоваться все люди. Он, согласно Канту, выражает общую норму, суть которой заключена в следующей формуле: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Эта максима выражает общечеловеческий принцип: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». По мнению Канта, закон – это положение, содержащее категорический императив (веление)».
Развивая идеи либерализма. Кант подчеркивает, что каждый человек имеет право на такую степень свободы, которая совместима со свободой действий любого другого человека, а государство имеет законное право на вмешательство в случае нарушения прав человека, то есть тогда, когда действия одних людей или учреждений подавляют законную свободу других людей.
В теории Канта важное место принадлежит пониманию государства как правового института. Он указывает, что «государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам», который, есть …согласованная воля всех лиц, воля, в которой выражается веление категорического императива».
Величайшим мыслителем Германии на рубеже XVIII – XIX вв. был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), философ, автор ряда работ по проблемам государства и права, среди которых важнейшее место занимает «Философия права».
В произведениях Гегеля философия государства и права получила последовательную и законченную формулировку. Политическая концепция Гегеля интересна обоснованием глубокой связи государства, права и свободы воли человека. Взаимосвязь государства и права является для Гегеля очевидной. Но чтобы понять особенность его политической концепции, важно хотя бы схематично уяснить: как философ понимает право? Совокупность законов, издаваемых государством и поддерживаемых его силой, еще не есть право. Законы, издаваемые государством, должны, по Гегелю, соответствовать духу эпохи, духу времени. Это первый критерий, который позволяет говорить о статусе закона как права, как правового закона. Гегель раскрывает сущность права через свободу воли. В основе права лежит свобода человека. Там, где нет свободных индивидов, там нет права. Так, Гегель указывает, что в платоновской модели государства, разработанной в диалоге «Законы», есть законы, но нет права. Права нет потому, что законы регламентируют жизнь человека до мельчайших деталей, даже дети должны играть по законам государства. Следовательно, здесь нет свободы. А там, где нет свободных людей, там не возникает потребности в права. Гегель пишет: «…моя особенность, также как и особенность других, есть вообще право лишь постольку, поскольку я – нечто свободное».
Свобода людей развертывается в особой сфере, которую Гегель называет гражданским обществом. Он четко различает его и политическое государство. Гегель первым заложил основы современной теории «граж-данского общества». Характеризуя гражданское общество. Гегель показывает, что это сфера проявления свободы человека на основе права частной собственности. Но здесь, в гражданском обществе, еще не достигается подлинная свобода, здесь каждый сам для себя цель, здесь происходит гоббсовская «война всех против всех». И только государство способно утвердить подлинное право и свободу.
В области межгосударственных отношений Гегель выдвинул в целом реакционную, милитаристскую концепцию. Он утверждал, что вечный мир на земле (о нем говорил И. Кант) невозможен. Гегель – сторонник войн, которые, по его мнению, «сохраняют нравственное здоровье народа», не дают вспыхнуть внутренним смутам, «укрепляют государство». Это исходило, видимо, из общей воинственной атмосферы, царившей в Германии в то время.
Политические взгляды Гегеля весьма противоречивы. Наряду с либе-ральными и гуманистическими лозунгами он выдвигал и консервативные положения, отмеченные печатью приспособленчества и морально-политического компромисса с феодально-монархическим режимом.
Политические воззрения социалистов-утопистов XIX века. Утверждение буржуазного строя не дало заметного материального облегчения трудовому народу. Это видели передовые умы того времени и стремились как-то помочь им своими теориями. Такая обстановка способствовала распространению идей утопического социализма, отра-жавших положение трудящихся. Наиболее яркими идеями отличались работы К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.
Клод Анри де Сен-Симон (1760 – 1825) был великим ученым с энцик-лопедическими познаниями во многих областях общественной жизни. Ана-лизируя исторический путь человечества, он приходит к пониманию того, что основой политического строя является экономическое положение общества, материальные интересы людей.
Главной властью Сен-Симон считал власть «хозяйственную», т.е. ру-ководящую в национальных интересах развитием народного хозяйства. Что касается правительственной власти, то она должна быть сведена до минимума, и способствовать лишь беспрепятственному развитию материальных и духовных способностей людей и ассоциаций. И в будущем, которое также анализировал Сен-Симон, политическая власть должна быть подчинена задачам производства. Политику он определял как «науку о производстве, т.е. науку, ставившую себе целью установление порядка вещей, наиболее благоприятного всем видам производства». Эту «положительную науку» Сен-Симон противопоставлял тем, кто занимался усовершенствованием политических учреждений. Он считал, что чисто политические изменения бесполезны. Надо сначала добиваться изменения общественного устройства, развития материального производства.
Другим французским утопическим социалистом был Шарль Фурье (1772 – 1837). Он дал острую критику существующего строя и системы то-гдашних международных отношений, которые вели к войнам и насилию одной нации над другой. Фурье отвергал политическую борьбу, безразлично относился и к формам государственного устройства и считал, что преобразование общества на началах справедливости может произойти только путем реформ, а проведут их мудрые государственные деятели, восприняв его учение.
Политические взгляды Роберта Оуэна (1771 – 1858) складывались в условиях более развитой в промышленном отношении Англии. Оуэн организует пропагандистскую деятельность за переустройство общества и активно в ней участвует, развивает идеи свободной кооперации, профсоюзной деятельности. Он обращается за помощью к американскому президенту, прусскому королю, ведет беседы с Николаем I и английской королевой Викторией. Но, конечно, помощи в переустройстве общества на социалистических началах он не получил, более того, он был подвергнут гонениям и умер в нищете.
Политические взгляды анархизма. Определенное место в истории по-литических учений занимает анархизм (от греческого слова «анархия» – «безвластие»). Для анархизма как общественно-политического течения ха-рактерны: индивидуализм и волюнтаризм; отрицательное отношение ко всякой государственной власти и любым другим политическим организациям; отрицание крупного производства и защита мелкой частной собственности как экономической основы будущего общественного устройства. Анархизм зародился в 40-х гг. XIX в. Его основоположниками были немецкий философ Макс Штирнер и французский социалист Жозеф Прудон, значительное влияние на которых оказали утопические взгляды английского политического писателя Ч. Годвина. Штирнер и Прудон в своих работах выдвинули основные теоретические положения анархизма. Наибольшее развитие анархизм получил в учениях русских анархистов М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина.
Политическая теория марксизма. Судьбоносное значение для развития многих стран мира, в том числе и России, имела политическое учение марксизма, ставшее полной противоположностью всем существовавшим до тех пор социальным доктринам.
Карл Маркс (1818 – 1883) – известнейший немецкий философ и экономист, внесший также значительный вклад в развитие социологии и политической науки. В своих работах: «Манифест коммунистической партии» (совместно с Фридрихом Энгельсом (1821– 1895)), «Немецкая идеология», «Капитал» и многих других, Маркс закладывает идею социально-экономической, классовой обусловленности политики, классового происхождения и классовой природы государства. По его мнению, основой, «базисом» любого общества выступает экономика, над которым возвышается «надстройка», состоящая из политических, правовых, моральных, культурных и других отношений. По Марксу, «…политическая власть есть порождение власти экономической», а государство есть «…институт экономически господствующего класса, слу-жащий для удержания в подчинении угнетенного класса, для его подавления и эксплуатации».
Маркс – создатель теории общественно-экономических формаций, под которыми он понимает стадии развития человеческого общества, ос-нованные на конкретном способе экономического производства. Всего он выделяет пять основных типов общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую (буржуазную) и коммунистическую. Антагонистичными (состоящими из антагонистически настроенных по отношению друг к другу классов) являются рабовладельческая, феодальная и капиталистическая формации, основанные на частной соб-ственности и эксплуатации человека человеком.
Маркс развил идею французских социалистов-утопистов о возможности построения справедливого, свободного от эксплуатации человека человеком коммунистического общества, основанного на общественной собственности на средства производства. Он же выдвинул идею о пролетариате как о самом передовом классе в истории, о классовой борьбе как главной, действующей силе истории, из которой с неизбежностью вытекала его политическая теория – теория диктатуры пролетариата.
Диктатуру пролетариата Маркс и Энгельс определили как политиче-скую власть рабочего класса, устанавливаемую в результате социалистиче-ской революции и имеющую целью построение социализма. А для этого в ходе революции необходимо сломать буржуазную государственную машину и создать качественно новый механизм политической власти.
К теоретическому анализу сущности и содержания диктатуры пролетариата Маркс обращался во многих произведениях. В конце своей работы «Критика Готской программы» он делает категорический вывод: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство в этот период не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».
Политическая практика ХХ в. показала утопичность многих идей Маркса, однако некоторые его политические воззрения достаточно популярны и сегодня.
Политические учения в США в XVIII-XIX вв. Расцвет политической мысли в этот период был характерен и для Северной Америки. С развитием промышленности и капиталистических общественных отношений в этих колониях обострились противоречия между колонистами и метрополией. Англия препятствовала самостоятельному экономическому развитию колоний. Местное население нещадно эксплуатировалось английскими колонизаторами.
Следствием усиления внутренних противоречий и противоречий с метрополией явилась война за независимость 1775-1783 гг. Это была революционная освободительная война американского народа против английского господства, а также и гражданская война народа за соци-ально-экономические преобразования, политические права и свободы. Освободительная война окончилась победой американского народа. Политически она была закреплена в «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки».
После победы в войне за независимость и образования США, в новом государстве сложились два основных направления политической мысли. Прогрессивные политические идеи отстаивал Томас Джефферсон (1743 – 1826) – один из ярких политических мыслителей и деятелей освободительной борьбы американского народа стал автором «Декларации независимости США». В ней говорилось, что равенство, свобода человека признаются неотчужденными, естественными правами и не могут быть отобраны у народа никакой власть. «Все в мире изменяется, – писал он, – кроме естественных прав человека». При этом он утверждал, что правами человека наделяет не государство, а они существуют как неотъемлемые, естественные права. Для их обеспечения и существует государство. Это провозглашалось в Декларации. Джефферсон выступал также и против чрезмерной концентрации власти в руках федерального правительства, и ограничения суверенитета штатов.
С более радикальными политическими взглядами в период войны за независимость выступал также революционный демократ Томас Пейн (1737 – 1809). Он одним из первых в истории политической мысли проводит различие между обществом и государством. Идеалом Пейна является демократическая республика с всеобщим избирательным правом, широким и равным представительством.
Представители другого направления политической мысли в США в этот период отстаивали интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев. Одним из них был Александр Гамильтон (1757 – 1804). Он выступал за создание в США центральной власти в форме конституционной монархии, а демократию изображал как «господство черни», целью которой он считал ликвидацию права собственности.
Борьба демократического и консервативного направлений в политической жизни США продолжалась и в последующем. Но как бы там ни было, уровень демократии в этой стране находится сегодня на довольно высокой отметке.
Итак, можно констатировать что в XVIII-XIX вв., политическая мысль развивалась высокими темпами. Ее главным достоянием было теоретическое обоснование и внедрение в практику государственной жизни естественного права человека на жизнь, свободу и равенство.
На качественно более высокую ступень в своем развитии политическая мысль поднялась в эпоху Просвещения. Это закономерно. Это время в истории человечества не случайно называют эпохой Просвещения. Научные знания, являвшиеся раньше достоянием узкого круга ученых, теперь распространились в светские салоны, вышли за пределы лабораторий, университетов. Политическая мысль эпохи Просвещения пронизана оптимизмом, верой в разум человека, убежденностью в решающей роли просвещения.
Родиной Просвещения явилась Англия. Это не случайно. Эта страна раньше других стала па путь капиталистического развития. В последующем просветительская мысль проявилась и во многих других странах. В Англии она представлена интеллектуальным наследием Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Смита и других; во. Франции— Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ш. Монтескье и других; в Германии — Г. Лессинга, И. Гердера и других; в Северной Америке — Б. Франклина, Т. Джефферсона и других; в России — Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и других.
Среди английских просветителей первейшей величиной явился Джон Локк (1632—1704). Его политические взгляды наиболее полно изложены в труде «Два трактата о государственном правлении». Суть политической концепции Локка состоит в обосновании единства и взаимозависимости прав человека. Как и Гоббс, Дж. Локк полагал, что государство возникло в результате общественного договора. Однако, заключив договор, считал он, люди не утратили естественные права, они-сохранили за собой неотчуждаемые права, в том числе основные из них: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. При этом Локк был глубоко убежден в том, что собственность каждого человека является результатом его труда.
По Локку, полные гарантии экономической свободы человека возможны лишь при дополнении ее свободой политической. Для обеспечения политической свободы, для предотвращения посягательств на свободу человека со стороны государственных органов, считал он, необходимо разделить властные полномочия государства между его различными структурами. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и федеральной, ведающей внешними сношениями. Законодательная власть должна принадлежать представительному собранию, исполнительная — королю и кабинету министров. Разделение государственной власти между ее структурами будет взаимоограничивать и уравновешивать их. Локк ратовал за такое государство, в котором верховенствует, закон, соответствующий своим содержанием естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека. При узурпации власти народ, по Дж. Локку, имеет право на восстание и свержение правителя или правителей.