Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:37, контрольная работа
Вступление цивилизаций Средиземноморья за I тыс. до н. э. в период осевого времени» (К. Ясперс) было обусловлено экономической и социальной трансформацией, вызванной распространением железных орудий. Новая городская цивилизация, развитие товарно - денежного обмена, быстрый процесс имущественной и социальной дифференциации способствуют возникновению не только новых типов религии (буддизм, зороастризм, а впоследствии — христианство), но и зарождению философии и науки. Наивысшее развитие эта тенденция получила в Древней Греции, ставшей родиной не только рационалистической политической теории, но, в известном смысле, и поли-
Наилучшим является государство со смешанной конституцией, соединяющей царскую, аристократическую и народную разновидности власти. Воплощение этой конституции Цицерон видел в римских институтах, соответственно, во власти консулов, сената и народного собрания. Отклонение от нравов предков несет угрозу тирании. Предотвратить ее может только сохранение духа законов, гарантирующих органическое равновесие между народной свободой, полномочиями магистратов и влиянием состоятельных людей. Высшим гарантом такого равновесия должен стать принцепс — главное лицо в государстве, примиряющее конфликтующие интересы.
Реальность оказалась, однако, иной. Выдвижение на римскую политическую авансцену «сильных личностей» способствовало окончательному упадку республиканских институтов. «Спаситель отечества» — Октавиан Август, объявленный принцепсом, создал основу для нового периода римской государственности, периода империи.
Одна из особенностей политического уст
Эта традиция на протяжении
нескольких веков закреплялась и
оформлялась в трудах римских юристов
и не претерпела (с точки зрения политической теории)
значительных изменений и после признания
христианства в качестве официальной
религии. Подтверждением этого может считаться политическая философ
Необходимость государственной власти обосновывается Августином в рамках оригинальной философско-исторической концепции, выявляющей целенаправленное развитие человечества от грехопадения до Страшного суда. Совершив грехопадение, люди стали несовершенными, и тем самым возникла необходимость в контроле. Иначе тот, кто способен к добру, не сможет использовать данный ему Богом шанс в раздираемом анархией мире. Поэтому власть необходима, чтобы обеспечить порядок и дать преобладание справедливости. По этой причине следует поддерживать и защищать государство.
Хотя государство и является результатом изначальной порочности человека и принадлежит миру зла, оно существует для сохранения порядка и тем самым для достижения благой жизни в будущем.
В трактате «О граде
Божием» светская власть и ее институты
отождествляются часто с «земным градом»,
который противопоставляется «граду Божьему»,
т. е. церкви и ее организации. Обосновав
при помощи разносторонней аргументации
идею превосходства Божьего града над
земным, Августин оказал огромное влияние
на политических мыслителей сре
Церковь не настаивала ни на том, что государство не имеет собственной сферы деятельности, ни на том, что она должна непосредственно контролировать ход политических дел. Аргументация как раз имела обратный характер — духовная сфера существует и она выходит за пределы компетенции государства. Если государство переходит эти пределы, церковь должна этому воспрепятствовать всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.
Такая позиция, конечно, была весьма шаткой. Еще до Реформации идеологи церкви неоднократно обсуждали вопрос — необходимо ли восставать против государства, если оно препятствует достижению моральных целей, а своими действиями провоцирует анархию. Получают ли правители власть непосредственно от Бога или при посредстве церкви? Церковь утверждала, что данное ей свыше нравственное превосходство дает ей и право контроля над использованием государственной власти. Светская власть могла заявлять в ответ, что независимость основания ведет и к независимости авторитета.
Оригинальное решение этой дилеммы мы находим в политической
философии Фомы Аквинского (1227-1274), осуществившего синтез аристотелевского учения о государстве с христианским взглядом на жизнь и предназначение человека.
Для Аквината государство не является продуктом греха, скорее, результатом общественной природы человека.
Аристотелевскую концепцию благой жизни в автаркическом полисе он рассматривает в понятиях жизни христианской и видит высшую цель государства в приближении спасения. Таким образом, оказывается возможным поддерживать церковные требования без того, чтобы сводить роль государства к некоей негативной власти, призванной только воспрепятствовать тому, чтобы человеческие вожделения не довели общество до анархии.
Но что является
еще более важным, Фома создал концепцию
государства как органа положительного
благосостояния, миссией которого является
служба обществу. Такой переворот в представлении
о роли государства мог быть осуществлен
только в рамках томистской концепции
человека как существа, наделенного общественными
потенциями, которые нуждаются в реализации.
Эта концепция шла вразрез с традиционной средневековойидее
В политической философии Фомы сформулирована также оригинальная теория закона, дающая правителю широкий простор для реализации светских принципов. Закон — это веление разума, который должен быть направлен на общественное благо. Правитель (или правители), будучи ответственным за благосостояние общества, также является провозвестником блага.
Таким образом, хотя
закон и ведет происхождение
от универсальных принципов
Разделяя вслед за Аристотелем формы правления на монархию, аристократию и демократию, Фома вполне естественно рассматривал первую как наилучшую из всех, полагая, что она в наибольшей степени воплощает единство цели и воли по сравнению с другими формами и поэтому лучше всего может служить задаче сохранения единства общества. К этому аргументу в новое время будут обращаться все теоретики монархии.
Примечательной чертой политической теории Фомы является разработка им концепции «государства всеобщего благоденствия». Философ совершенно отчетливо видел, что функции государства не ограничиваются исключительно охраной формального порядка. Государство должно взять на себя заботу об экономической сфере общественной жизни. Оно должно контролировать торговлю, препятствовать получению несправедливых и чрезмерных доходов и, защищая справедливые цены и плату за труд, способствовать увеличению богатства своего народа.
Возможно, Фома Аквинский является первым теоретиком социального законодательства как основной функции государства. Он настаивает на необходимости того, чтобы король считал своим долгом обеспечение государства звонкой монетой и контроль над системой мер и весов.
Значение политической теории Фомы заключается, прежде всего, в том, что, оставаясь на типично средневековой точке зрения по вопросу о различных функциях и целях государства и церкви, он с особой силой защищал идею предела государственного вмешательства, отвергал претензию законодателей преобразовывать все и вся исключительно при помощи законодательных предписаний, устанавливая контроль над духовной и частной жизнью людей. Тем самым было высказано предостережение против иллюзий, овладевших умами политических теоретиков последующих эпох, когда духовная монополия церкви была подорвана, а ее организационная мощь сломлена в процессе роста крупных национальных государств в Западной Европе.
революций
|
Послевоенные десятилетия
можно рассматривать как новый
этап в развитии политической науки.
Уже в первые годы после войны развернулся
широкомасштабный и бурный процесс сначала
восстановления, а затем и дальнейшего
развития политических наук в европейских
странах. Прежде всего обращает на себя
внимание неуклонное расширение диапазона
политической науки. В круг ее интересов
вошли политические системы, политический
процесс и политические партии; заинтересованные
группы и политические движения; политическое
поведение и политическая культура; общественное
мнение и средства массовой информации
в политическом процессе; политическое
лидерство и элиты; корпоративизм и неокорпоративизм;
политические идеологии, история политических
учений, политическая философия и т.д.
Значительное внимание, особенно в европейской
политической науке, уделяется методологическим
проблемам. В данном контексте немаловажную
роль сыграл международный коллоквиум
по вопросам политической науки, организованный
по инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г. На
нем был сформулирован и принят специальный
документ, в котором была предпринята
попытка систематизировать и обнародовать
составные элементы политической науки.
Были выделены четыре блока этих элементов:
1. Политическая теория:
а)политическая теория; б) история идей.
2. Политические институты:
а) конституция; б) центральное управление;
в) региональное и местное управление; г) публичная администрация; д) экономические и социальные функции управления; е) сравнительный анализ политических институтов.
3. Партии, группы и общественное мнение: а) политические партии; б) группы и ассоциации; в) участие граждан в управлении и администрации; общественное мнение.
4. Международные отношения: а) международная политика; б) политика и международные организации; в)международное право.
В 1949 г. под эгидой
ЮНЕСКО была создана Всемирная ассоциация
политических наук, ежегодные конференции
которой внесли существенный вклад в развитие
политологических исследований. Первоначально,
особенно в конце 40-50-х годах, тон в мировой
политической науке продолжали задавать
американцы. Именно в США развернулась
так называемая бихевиористская революция
в социальных науках, в том числе политологии.
Американским ученым принадлежит заслуга
разработки системного и структурно-функционального
анализа политических феноменов, политико-культурного
подхода, сравнительной политологии и
т.д. Показателем расцвета американской
политической науки стало появление огромного
потока литературы по разнообразным вопросам
политики как в США, так и в других странах,
создание новых научных и учебных центров,
основание множества новых общенациональных
и региональных политологических журналов
и т.д. Политическая наука в США сосредоточена
главным образом в университетах, число
кафедр политологии в которых достигло
1340. Причем большинство американских политологов
сочетают преподавание с научно-исследовательской
работой. Американская политическая наука
оказала большое влияние на развитие политической
науки в большинстве европейских стран.
Симптоматично, что американские ученые
сыграли существенную роль в организации
упомянутой выше конференции ЮНЕСКО в
Париже в 1948 г. Сразу после этой конференции
во Франции были созданы Национальная
административная школа, Институт политических
исследований при Парижском университете,
Национальный фонд политических наук,
а также Французская ассоциация политических
наук. Последняя совместно с Национальным
фондом политических наук с 1951 г. издает
«Французский журнал политической науки».
В 1956 г. во Франции была введена ученая
степень доктора политических наук. По
декрету правительства в университетах
страны был введен новый курс «Конституционное
право и политические институты», который
способствовал пересмотру традиционных
методов исследования политических феноменов
и процессов. Особенно впечатляющих успехов
французская политическая наука в лице
М.Деверже, Б. де Жувенеля, Ж.Бюрдо, Ж.Веделя,
М.Прело, П.Фавра и других добилась в области
исследования конституционализма, государства
и власти, политических систем и режимов,
партий и партийных систем.
Информация о работе Политическая мысль древности и средневековья