Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 14:36, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их, изменяются природная среда, энергетические ресурсы, международные условия существования современных государств.

Содержание

Введение……………………………………………………………….1
• Понятие и функции политической системы………………….1
• Классификация политических систем………………………..3
• Элементы политической системы…………………………….3
• Средства политического влияния…………………………….9
Заключение…………………………………………………………..11
Список литературы …………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

к.р по политана.docx

— 35.64 Кб (Скачать файл)

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом  и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту политику, которую  осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических  системах, как правило, происходит ротация  партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная.

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они  не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются: они не могут выдвигать своих  кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации  промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые  не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила  их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные  элементы, государственные и негосударственные  институты действуют, как правило, в соответствии с определенными  политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. Выборы, скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном  бюллетене значилось не менее  двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими  лозунгами, встречи кандидатов и  депутатов с избирателями.

 

Средства политического  влияния

Государственная власть —  это только власть государства, а  политическая власть — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную политическую культуру. Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов  политической власти представляют собой  реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования, с которыми чаше всего сталкиваются представители  органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает  позиции должностных лиц и  самой системы правления. Она  группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления  на воздействие различных субъектов  группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может  выглядеть следующим образом. Распределительная  функция выражается в организации  создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных  позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция  подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными  организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов  политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно  реагировать на требования, достигать  поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения  обеспечивают эффективность системы  правления.

Заключение

 
В структуре политической системы  общества государство является объективно необходимым ее составным элементом  на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его  самого. В то же время, как все  остальные ее составные звенья –  политические партии и различные  общественные организации, имеющие  политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные  на них задачи, исчезать. 
 
В различных сферах жизни общества и экономики государство неизменно выступает как собственно-политическая организация, как сугубо политический институт. Государство в любой стране и на любом этапе развития политической системы общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя различные слои населения. В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремиться закрепить себя и представляться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех. 
 
Политическая система общества представляет органическое единство государства  и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного – завоевания, удержание и использование власти и связанных с ней ценностей. 
 
Политическая система обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает и защищает интересы классов, социальных групп. Ее характер (тип, виды) определяются главным образом той социальной средой, в которой возникает и функционирует политическая система. 
 
Государство – действительно важнейший элемент политической системы общества, но свои функции выполняет во взаимодействии с другими социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями. В политическую систему в целом оно входит как политическое, структурное, территориальное образование общества.          

Список литературы  

 
1.     Рассолов М.М., Лучин В.О., Эбзеев Б.С. Теория государства и права – М.: Закон и право, 2000. 
 
2.     Венгеров А.Б. Теория государства и права, 3-е-изд. – М.: Юриспруденция, 2000. 
 
3.     Марченко М.Н. Теория государства и права, 3-е-изд. – М.: Зеркало, 2000. 
 
4.     Пугачев В.П. Основы политической науки, 1-я и 2-я части. – М.,1993. 
 
5.     Белов Г.А. Функции политической системы // Кентавр. 1995, № 3, ст. 152 – 160. 
 
6.     Андреев С.С. Политические системы и политические организации общества // Социально-политические науки. 1992, № 1, ст. 23 – 34. 
 
7.     Журавлева Л.К. Политические партии и партийные системы // Социально-политический журнал. 1996, № 3, ст. 67 – 72. 
 
8.     Цыганков А.П. Политический режим // Социально-политический журнал. 1996, № 1, ст. 82 – 85. 
 
9.     Санистебан Л. Политика и идеология // Диалог. 1993, №  8/9, ст. 40 – 43. 
 
10. Сапунов Н.Р., Парфенов А.С. Учебно-метадические разработки по курсу: “Теории государства и права” – Томск: ТГУ, 1993.       

 


Информация о работе Политическая система