Политическая система: основные институты и их взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:02, контрольная работа

Краткое описание

В последние десятилетия мир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение – экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место. В последние годы российское общество претерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в кардинально новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие политической системы и ее внутренняя структура……………4
Типология политической системы………………………………………11
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы.....................................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная работа.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

       Основное различие между политическими  системами заключается в том,  как распределяется политическая  власть в процессе управления: рассредоточена ли она между  несколькими самостоятельными субъектами  власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек (“диктатор”), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая. Еще Аристотель в своей “Политике” предложил три критерия дифференциации политических систем: число граждан, участвующих в принятии решений; наличие или отсутствие правовых ограничений; преобладающая черта правящего класса. На этой основе он выделил “нормальную” и “коррумпированную” системы – монархию, аристократию и демократию условиях правопорядка (государства); тиранию, олигархию и мажоритарную демократию (без ограничений).

        В отечественной философской  и политической литературе длительное  время считалось, что критерием,  в соответствии, с которым следует  классифицировать типы политических  систем, является общественно- экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и

социалистическая  политические системы. Алмонд и Пауалл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные системы.

       Примитивные системы обладают  минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них  остается без внимания; преобладает “приходская культура”.

       Традиционные системы имеют развитую  дифференцированную политическую  структуру и в плане политических  позиций характеризуются “культурой  подчинения”. Люди знают, что  существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.

       Современные системы знаменуют  собой дальнейший прогресс и  в структурном, и в культурном  плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не “культура подчинения”, а “культура участия”. Граждане из “подданных” становятся “участниками”. Раньше они были жертвами решений, поступавших на “выход” системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направить и поправлять содействия.

         Современные системы подразделяются  на секуляризованные города-

государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы

(высока  степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся:

–  демократические  системы (где автономные подсистемы и “культура участия”);

– авторитарные системы: управление подсистемами и  культура “подчинения

-участия” (радикально-тоталитарная система,  консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся система).

        Французский политолог Ж. Блондэль  различает политические системы  по

содержанию  и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

– либеральные  демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений;

–    коммунистические системы с приоритетом  равенства социальных благ и

пренебрежением  к либеральным средствам его  достижения;

–    традиционные политические системы, управляемые  олигархиями с весьма

неравномерным распределением социальных и экономических  благ;

–    становящиеся политические системы  в развивающихся странах с  авторитарными средствами управления;

–    авторитарно-консервативные системы, цель которых — сохранение социального  и экономического неравенства, но более действенными средствами.

        Классификация политических систем  необходима, так как политическая  наука изучает не одну систему,  а проводит сравнительный политический  анализ нескольких систем, выявляет  общее и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует  в рамках политической системы.  Политическая система – это  основополагающая форма организации  политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.

     Теория  политических систем занимает в науке  о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского общества. Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. 

     Функции политической системы  многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью  политической жизни.

     В заключении считаю необходимым  перечислить основные функции  политической системы общества:

     – определение целей и задач   общества;

     – выработка программ его жизнедеятельности   в соответствии с интересами правящих слоев общества;

    – мобилизация ресурсов общества  в соответствии с данными интересами;

    – контроль за распределением  ценностей.  Именно в этой сфере  сталкиваются интересы как социальных  групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;

    – интеграция общества вокруг  общих  социально-политических  целей и  ценностей. Реализация  этой функции  предполагает  наличие развитой  способности  политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряженность. Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, в которые включаются и материальные ресурсы, и политические привилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования и досуга. Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным распределением, предполагает возможность дифференциации в степени доступности социальных благ для различных категорий граждан и социальных групп. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1.   Гуманитас. Humanitas. Том IV. Социология. Политология. Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2006. С. 309-316.
  2. Василенко И. А. Политология. М., 2004. Глава 3.
  3. Мухаев Р. Т. Политология. М., 2005. Тема 8.
  4. Политология.//Под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. М., 2007. Гл. 7.
  5. Соловьев А. И. Политология: политическая теория. Политические технологии. М., 2004. Глава 11.

Информация о работе Политическая система: основные институты и их взаимодействие