Политическая система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 19:14, реферат

Краткое описание

В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить «загадки» весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. В прошлом веке – во главу ставился вопрос: как этой небольшой и в сущности, слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках его очередного передела?

Содержание

Введение…………………………………………………………….....3
РАЗДЕЛ 1: Система государственного управления Японии……....4
РАЗДЕЛ 2: Партийная система Японии…………………………......6
Основные политические партииЯпонии……………...…………8
РАЗДЕЛ 3: Состояние внутренней и внешней политики Японии...15
Профсоюзы Японии…………………………………………………..17
Общественно-политические организации и движения Японии…...18
Заключение……………………………………………………………20
Список использованной литературы.…....…………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

политическая система Японии.docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

Точно такую же метаморфозу претерпела после 2-й мировой войны внешняя политика Японии. Начиная с реставрации Мэйдзи и до сер. 1940-х гг. внешняя политика страны в значительной степени выполняла функции дипломатического прикрытия мер по расширению японской колониальной империи, будь то война с Китаем (1894—95), война с Россией (1904— 05), вторжение в Маньчжурию (1931) и создание марионеточного государства Маньчжоу-Го (1932), выход из Лиги Наций (1933), война с Китаем (1937), война с Соединёнными Штатами и союзниками (1941). Послевоенная внешняя политика Японии формировалась в обстановке краха экспансионистских установок, подъёма антимилитаристских настроений, конституционного оформления отказа государства от войны как средства разрешения международных конфликтов. Внешнеполитический курс страны нацелен на обеспечение её национальной безопасности, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятной атмосферы для выхода японских компаний на мировые рынки. Экономические средства достижения этих целей преобладают. Среди политических средств выделяется активная работа в ООН (Япония входит во все её специализированные организации). Несмотря на периодические трения в японо-американских отношениях, союз с США, держащих над Японией ядерный «зонтик», остаётся краеугольным камнем её внешней политики. В отношениях с КНР, характер которых во многом определяется комплексом японской вины за эксцессы императорской армии в прошлом, Японию в первую очередь интересуют возможности обширного рынка. Отношения с РФ при досадно малых масштабах экономического сотрудничества остаются прохладными ввиду нерешённости проблемы территориального размежевания (спор вокруг принадлежности островов Южно-Курильской гряды).

Вооружённые силы Японии, именуемые Силами самообороны и комплектующиеся на добровольной (контрактной) основе, имеют трёхвидовую структуру: Сухопутные войска, Военно-морские и Военно-воздушные силы. Штатная численность личного состава Сухопутных войск 160 тыс. чел. (с учётом боевого резерва, 2002). В боевом составе 5 полевых армий, 13 дивизий (12 пехотных, 1 танковая) и 14 бригад. На вооружении 1100 танков, 710 бронетранспортёров, 820 орудий полевой артиллерии, 430 самолётов и вертолётов. Дальнобойных разведывательно-ударных, разведывательно-огневых комплексов, оперативно-тактических и крылатых ракет на вооружении Сухопутных войск нет. Занимающие основное место в оборонительной системе страны Военно-морские силы имеют в штате 45 тыс. чел. На вооружении 147 боевых кораблей (общее водоизмещение — 336 тыс. т.), в т.ч. — 55 эскадренных миноносцев, 16 подводных лодок, 34 минных тральщика, 300 вспомогательных судов, 205 противолодочных патрульных самолётов и вертолётов. На вооружении Военно-морских сил нет кораблей с атомными силовыми установками, а также авианосцев, крейсеров и больших десантных кораблей. Военно-воздушные силы, в штате которых состоят 47 тыс. чел., имеют на вооружении 510 самолётов, включая 302 истребителя-перехватчика, 55 истребителей непосредственной авиационной поддержки и 87 учебно-тренировочных самолётов. Кроме того, в Военно-воздушные силы организационно входят 6 групп зенитных управляемых ракет (24 батареи со 144 пусковыми установками). Бомбардировочной авиации и тяжёлых военно-транспортных самолётов в составе Военно-воздушных сил нет. Военная доктрина Японии имеет чётко выраженную оборонительную направленность. Военные расходы не превышают 1% объёма ВВП.

Япония имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1925, прерваны в 1945 ввиду вступления СССР в войну с Японией и восстановлены в 1956).

 

Профсоюзы Японии

Профсоюзное движение возникло в Японии в конце 19 в., когда ускоренными темпами происходило развитие капитализма.

После поражения Японии в войне, в условиях демократизации страны, вновь начали создаваться организации рабочих на основе Закона о профсоюзах. Основные права рабочих были признаны и конституцией 1947 г. Профсоюзы организовывались на базе предприятия и объединяли рабочих и служащих одного предприятия.

В результате противоборства двух основных направлений в профсоюзном движении – правого реформистского и левого – в 1946 г. появились первые национальные профцентры. Первое направление в тот период было представлено Японской федерацией профсоюзов (Содомэй, 800 тыс. чел.), второе – Всеяпонским конгрессом (Самбэцукайги, 1,6 млн. чел.).

В конце 40-х гг. кампания «демократизации» профсоюзного движения, проведенная при поддержке правящих кругов страны, привела к расколу левых профсоюзов.

Японские профсоюзы выдвигают экономические, социальные и политические требования от имени трудящихся масс и разными методами ведут борьбу за их осуществление.

В 1989 г. создана Японская конфедерация профсоюзов, сохранившая название Рэнго. Она стала крупнейшим в истории японского рабочего движения национальным профобъединением, в которое вошли около 8 млн. трудящихся. В тот же день на базе Тоицуросокон при поддержке со стороны КПЯ была создана Национальная федерация профсоюзов Японии, объединившая профсоюзы, несогласные с принципами деятельности Рэнго.

К концу 80-х гг. в стране сложилась новая организационная структура профсоюзного движения, которая тяготеет к двум полюсам – правому, пред-

ставленному Японской конфедерацией профсоюзов, и левому – в лице Дзэнроке и Дзэнрорэн.

Наивысший уровень профсоюзного членства в послевоенные годы был достигнут в 1975 г. – 34,4 % общего числа лиц наемного труда. С тех пор отмечалась тенденция к снижению уровня организованности трудящихся в профсоюзах. В 1990 г. был зафиксирован самый низкий уровень – 25,2 %, что составило 12,2 млн. человек.

 

 

Общественно-политические организации и движения Японии

Сегодня в Японии насчитывается большое число организаций, выступающих за мир и безопасность страны, соблюдение гражданских прав и свобод, против загрязнения окружающей среды и др., отражающих специфические интересы различных слоев и групп населения.

Многие общественные организации и движения изначально созданы по инициативе той или иной политической партии; за влияние в др. организациях между партиями идет острая борьба с целью обеспечения поддержки с их стороны во время избирательных кампаний.

Наиболее крупными общественными движениями в послевоенный период являются антиядерное и антивоенное движения, существующие уже около четырех десятилетий.

С конца 70-х гг. в этом движении усилилось влияние пяти др. общественных организаций – Федерации местных женских организаций Японии, Совета молодежных организаций Японии, Координационного совета японских неправительственных религиозных организаций, выступающих за ликвидацию ядерного оружия, Японского совета организации жертв атомного и водородного оружия, Японского совета потребительских кооперативов.

С начала 80-х гг. в Японии развернулось движение за провозглашение безъядерных префектур, городов и поселков, сформировавшееся под влиянием аналогичного западно-европейского движения «за установление безъядерных зон».

Среди крупных общественных движений видное место занимало развернувшееся в середине 60-х гг. общенациональное движение за возвращение Японии островов Окинава и Огасавара, в ходе которого выдвигались требования ликвидировать на островах американские военные объекты, и в первую очередь базы с ядерным оружием.

Большую активность во всех областях общественно-политической жизни страны проявляют разнообразные женские, молодежные и студенческие организации. Многие, оставаясь не партийными, примыкают к различным политическим партиям.

Заметное место среди общественных организаций страны занимают группы и объединения, выступающие в защиту окружающей среды. В начале 70-х гг., когда экологическая проблема начала приобретать для Японии катастрофические масштабы, в стране насчитывалось около 400 относительно крупных

организаций и 6 тыс. групп, деятельность которых была направлена на оказание давления на правительство с целью вынудить его принять экстренные меры для решения данной проблемы.

Заметным явлением современной политической жизни Японии становится движение потребителей, активизируются разнообразные организации, требующие повышения качества медицинского обслуживания населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, главной тенденцией политического развития Японии во второй половине XX в. Являлась все большая и большая демократизация ее политической системы, сформировавшейся в течении 40-60 годов и успешно функционирующей вплоть до настоящего времени.

После разгрома японского милитаризма был ликвидирован целый ряд полуфеодальных институтов императорской власти, распущены всесильные концерны “дзайбацу”, восстановлены демократические партии, стали создаваться профсоюзы и другие массовые организации. Различные факторы корректируют государственную власть так, что в ней реализуются далеко не только крупного капитала, господство политически лидирующей части общества ограничивается, практика осуществления власти в основном заключается в демократические рамки.

Понадобилось поражение в войне, оккупация и силовой прием американской администрации, чтобы Япония в 1947 г. обрела действительно демократическую конституцию, которая содержит целый ряд прогрессивных статей, направленных на защиту интересов народа и отказ от права ведения войны, создания армии и использования ее для достижения внешнеполитических целей.

В Японии создалось общественно-политическая атмосфера в которой политическое ядро, отстаивая интересы наиболее близкой к нему части общества, в то же время учитывает социальные запросы и широких народных масс. Так, ЛДП, электорат которой постоянно составляет большинство и эта партия уже более сорока лет находится у власти, ей приходится учитывать потребности почти всех слоев общества. Политическая система, носящая все типичные признаки современной развитой демократии Западного типа в специфической японской модификации, представляет полные возможности политической деятельности консерваторам и их союзникам, однако таких возможностей ничуть не лишена и оппозиция. Особенность политического климата Японии состоит в том, что господство монополистической буржуазии осуществляется в условиях широкого развития буржуазно демократических институтов.

Органическое сочетание демократии и плюрализма в осуществлении политической власти придает ей комплексное качество плюралистической демократии: участия широких масс в реализации власти происходит под лозунгами тех ил иных партий, состязание политических сил осуществляется на демократических началах.

Послевоенное политическое развитие Японии свидетельствует о значительных адаптационных возможностях японского общества, его способности относительно быстро приспосабливаться к новым общественным отношениям, где еще следует отметить, что при осуществлении демократизирующих преобразований, американская администрация точно определила объективные потребности японского общества и разумно выбрала такую методику, которая обеспечила благоприятную реакцию японского общества.

Следует отметить бурное послевоенное экономическое развитие Японии, во время которого отчетливо проявились возможности японской экономической системы к научно-техническому прогрессу, ее вовлечение в мирохозяйственные связи и превращение в экономическую супердержаву.

В итоге рисуется, образ крепко сколоченного, хорошо отлаженного и эффективно работающего механизма политической власти, функционеры которой держат руки на пульсе событий, контролируют положение в стране и имеют авторитет в массах и умеют пользоваться им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века. - М.: Знание, 1988

2. Еремин В.Н. Политическая система  современного японского

общества. - М.: Наука, 1992

3. Макаров А.А. Политическая власть  в Японии. - М.: Наука, 1988

4. Япония: мифы и реальность. Коллективная  монография - М.: Восточная литература  РАН, 1999

 

5. Василенко И.А. Политология. – М.: Высш. школа, 2004.-288 с.

 

 

 


Информация о работе Политическая система Японии