Политическая система и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 05:26, контрольная работа

Краткое описание

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической системы (президентская, парламентская).

Содержание

1 Введение………………………………………………………………………3
2 Понятие политической системы и история проблемы…………………..…4
3 Структура политических систем……………………………………………..9
4 Типы политических систем………………………………………………….12
5 Функции политических систем……………………………………………..15
6 Заключение…………………………………………………………………...17
7 Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

контр.раб.по политологии.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Типы политических систем.

Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.

Примитивные системы обладают минимум структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает "приходская культура".

Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические и феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми политическими структурами, и политическими инфраструктурами. При такой системе функционирует уже не "культура подчинения", а "культура участия". Граждане из "подданных" становятся "участниками". Раньше они были жертвами решений, поступавших на "выход" системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы, авторитарные системы.

Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

1)  либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений;

2)  коммунистические системы  с приоритетом равенства социальных  благ и пренебрежением к либеральным  средствам его достижения;

3) традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;

4) становящиеся политические системы  в развивающихся странах с  авторитарными средствами управления;

5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

Классификация политических систем необходима, так как политическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Функции политических систем.

Все социальные системы, согласно Т. Парсонсу, имеют четыре общих основных функции:

-  система должна соответствовать  своей "модели", особенно в   аспекте управления и контроля  над обществом;

- она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и другими системами;

- она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е. определять отношение между составляющими ее элементами;

-   система, имея конкретные  цели, должна делать все для  достижения этих целей, а именно: формулировать их, осуществлять  соответствующие меры, ориентировать на них население.

В связи с этим основными функциями политической системы как целого являются следующие:

-  определение целей и задач  общества, выработка программ деятельности  в соответствии с интересами  граждан страны. Цели могут быть: ближайшими, промежуточными и конечными; экономическими, социальными, политическими, идеологическими.

-   мобилизация ресурсов и  организация деятельности общества  на осуществление целей и задач;

-   укрепление единства общества;

-  распределение ценностей в  соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

-  урегулирование конфликтов.

Функционирование политической системы затрагивает также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий.

В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с учетом законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительством, и моделей их распределения.

Ведя речь о возможностях политической системы, вряд ли можно обойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политическая система может обеспечить свое выживание тем, что способствует распространению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры политической социализации (семья, школа, вуз, церковь, армия).

Таким образом, политическая система - это сложное образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так и этническую базу. Она состоит из сил, процессов, институтов общества, которые генерируют "входящие" эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных политических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. Белов Г. А. Политология. – М., 1994
  2. Борисов В. К. Теория политических систем. – М.: Знание, 1991
  3. Краснов Б. И. Политическая система.// Социально – политический журнал. – 1995 - № 5
  4. Белов Г. А. Политическая система.// Кентавр. – 1995 - № 2
  5. Белов Г. А. Функции политической системы.// Кентавр. – 1995 - № 3
  6. http://political-science.ru/
  7. Пантин В.И.. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования / В.И. Пантин, В.В. Лапкин // Полис. 2002. № 2.
  8. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и прикладная политология / Р.Ф. Матвеев. М.. 1993.

 

 


Информация о работе Политическая система и ее функции