Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:11, курсовая работа
В последние годы в средствах массовой информации, в научной литературе все чаще и чаще стало употребляться такое понятие, как «элита» и его различные вариации – «экономическая элита», «бизнес-элита», «политическая элита» и т.д. Этому в немалой степени способствовали многочисленные обсуждения, кто же в настоящий момент правит Россией.
Что есть элита? Что есть политическая элита? Как не заблудится в дебрях научных изысканий и теорий? И главное – политические элиты в России, что это? Вот вопросы, которые в той или иной степени находят отражение в данной работе. Для этого необходимо рассмотреть идеологию концепции элиты созданную в 19 начале 20-ого веков.
Введение.----------------------------------------------------------------------------------2
1.Социально-философские истоки элитизма и историческая ситуация, породившая классическую теорию элит.-------------------------------------------3
2.Классические теории политических элит.-----------------------------------------4
3.Современные концепции политического элитизма.----------------------------6
4.Типология политических элит.----------------------------------------------------8
5.Системы рекрутирования политических элит.----------------------------------10
6.Политическая элита современной России. --------------------------------------11
Заключение.----------------------------------------------------------------------------14
Список литературы.------------------------------------------------------------------15
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.---------------------
1.Социально-философские истоки
элитизма и историческая ситуация, породившая
классическую теорию элит.-------------------------
2.Классические теории политических
элит.-------------------------
3.Современные концепции политического
элитизма.---------------------
4.Типология политических элит.-------------------------
5.Системы рекрутирования политических
элит.-------------------------
6.Политическая элита современной
России. ------------------------------
Заключение.-------------------
Список литературы.-----------
Введение
В последние годы в средствах массовой информации, в научной литературе все чаще и чаще стало употребляться такое понятие, как «элита» и его различные вариации – «экономическая элита», «бизнес-элита», «политическая элита» и т.д. Этому в немалой степени способствовали многочисленные обсуждения, кто же в настоящий момент правит Россией.
Что есть элита? Что есть
политическая элита? Как не заблудится
в дебрях научных изысканий и
теорий? И главное – политические
элиты в России, что это? Вот
вопросы, которые в той или
иной степени находят отражение
в данной работе. Для этого необходимо
рассмотреть идеологию
1. Социально-философские истоки элитизма и историческая ситуация, породившая классическую теорию элит
Сформировавшиеся на рубеже
XIX-XX веков в Западной Европе и
США политические системы не просто
не смогли преодолеть социальные проблемы
раннего индустриального
Важнейшим фактором этого кризиса стали декаданс либерально-христианской идеологии и культуры, позитивистской и рационалистической науки.
Выражением этого системного
кризиса в социально-
Итак, тенденция к бюрократизации и олигархизации партий, независимо от их идеологического цвета, а также кризис парламентаризма, стали очевидными. Эти явления, в сочетании с ростом влияния левых, породили у имущих и средних слоев тягу к «сильной власти». Стремление и преодолеть «гнилой либерализм», и не допустить российского сценария, случившегося именно в «слабом звене» западного мира, подтолкнули формирование классических элитистских концепций, теоретически обосновывавших своеобразное «естественное право» богатых и знатных на власть. При этом, каждый из их авторов был крупным мыслителем и социологом, а то, что их идеи прямо использовались отцами итальянского фашизма, не должно приводить к напяливанию на Р. Михельса, Г. Моска и В. Парето «черных рубашек».
2. Классические теории политических элит
Г. Моска (1858-1941), будучи еще
весьма молодым исследователем, опубликовал
в 1884 году работу «Теория правления
и парламентское правление». Она
уже содержала основные положения
классического элитизма, но итальянский
исследователь не использовал сам
закрепившийся в современной
социально-политической науке термин
«элита» (Его ввел в науку спустя
тридцать лет В. Парето, что было
источником спора между этими
учеными о приоритете). «В сколько-нибудь
организованном обществе, - писал Моска,
исследуя, преимущественно, исторический
материал, - политическое руководство
осуществляется меньшинством»1. Его
Моска назвал «политическим классом»
или «правящим классом». Править
политический класс может как
демократическими, так и авторитарными
методами. Формирование управляющих
слоев происходит по совокупности качеств
– доблести, богатства, священства,
порождающих, соответственно, - военную,
финансовую и церковную аристократии.
Способами формирования именно «политического
класса» Моска называл
Создателем термина «элита» стал еще один итальянский мыслитель, также признаваемый одним из основоположников современной политической социологии, В. Парето (1848-1923). Парето – инженер по образованию, один из создателей теории математической экономики, философ и социолог, наиболее известные свои труды опубликовал, работая в Лозаннском университете (Швейцария). Среди заслуг Парето перед социально-политической наукой – обоснование системного подхода к политике, создание теории элит и теории идеологии. Идеологию Парето, разумеется, под влиянием психоаналитических и бихевиористских концепций, рассматривает как производное (дерриватив) от «резидуа» - остатка (чувственной, аффективной, бессознательной сферы человеческой психики). Предвосхищая системный и структурно-функциональный подходы к социуму, Парето отвергает идеологический, нормативно-аксиологический взгляд на политику и настаивает на том, что необходимо лишь «научными усилиями обеспечить большинству максимум благосостояния»2.
Понятие элиты Парето формулирует
в «Трактате общей социологии»
(1916 год). К ней он относит «индивидов
с высочайшими показателями в
любой области социально-
Р. Михельс (1876-1936), немецкий
ученый, принявший по приглашению
Б. Муссолини итальянское
Идеи, сходные с положениями
Р. Михельса, высказал в опубликованной
на французском языке работе «Демократия
и политические партии» (1903 год) русский
социолог М.Я. Острогорский (1854-1919). Этот
автор отнес их преимущественно
к политическим партиям, как структурам,
создаваемым, независимо от идейно-политических
пристрастий, исключительно для
борьбы за власть. Партии – это элитарно-олигархические
структуры, ответственные за то, что
парламенты превратились в место
политических баталий, а не представительства
народных интересов. Все это написано
почти за век до баталий в Государственной
Думе на рубеже тысячелетий. Близкие
к создаваемой в начале ХХ века
русской либеральной партии (впоследствии,
партия конституционных демократов)
интеллектуальные круги воспрепятствовали
публикации русского издания книги
Острогорского, считая, что столь
нелицеприятная оценка деятельности партий
и партийного представительства
помешает борьбе за конституционализм.
Как видим, стремление по-большевистски
заставить замолчать своих
3. Современные концепции политического элитизма
Элитистский (а не классовый) подход, дополненный теорией социальной стратификации, стал в западной социально-политической науке преобладающим.
Выделим несколько наиболее
распространенных в ней современных
элитистских концепций, предварительно
сформулировав возможные
свойства и характеристики элит и их представителей;
взаимоотношения внутри элиты, степень ее сплоченности;
способы и характер отношений элиты с массами;
роль элиты в обществе;
способы и каналы рекрутирования (формирования и пополнения) элиты.
1.Маккиавелистская школа.
Она следует традиции Г. Моска
и Р. Михельса (маккиавелистом, напомним,
считал себя и В. Парето). Неизбежность
борьбы между не всегда лучшими, но
богатыми и влиятельными слоями за
власть над «чернью» – постулат
как классиков элитизма, так и
неомаккиавелизма (иногда, особенно при
исследовании геополитических процессов,
его называют политическим реализмом).
Среди современных
2.К основоположникам