Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:08, курсовая работа
Цель данного исследования - исследование представлений Н. Макиавелли об основных принципах политической деятельности государя.
Для решения поставленной цели нужно рассмотреть следующие задачи:
- Ознакомиться с биографией Н.Макиавелли.
- Выяснить взгляды Н. Макиавелли на нравственные проблемы, связанные с несением государственной службы.
Объектом исследования в данной работе является социально-политическая позиция Н.Макиавелли, а предметом - его труд «Государь».
Данная работа структурирована. Она состоит из двух глав, введения и заключения.
Методами данного исследования являются анализ, обобщение, синтез.
Введение 3
Глава 1. Краткая биография Н.Макиавелли 4
Глава 2. Основные направления деятельности
государя по Макиавелли 7
2.1. Войско и военные дела 9
2.2. Государство и власть 11
2.3. Качества людей и государей 13
2.4. Политика и мораль 19
2.5. Судьба Италии 21
2.6. Личность и история 23
Заключение 24
Список использованных источников 26
Еще одна
разновидность бесполезных
Еще один вариант – войска смешанного типа. Смешанный тип войска – гораздо более приемлем, чем чисто наемные или союзнические отряды, но все же сильно уступает войску, составленному исключительно из своих солдат.
Итак, собственные войска – это и есть, по мнению Макиавелли, истинная опора мудрого правителя. Только доблесть граждан может помочь отстоять свободу и независимость государства. Подданные, безусловно, выполнят свой долг, но при этом особенно важным будет поведение самого государя. Он должен быть готов к неожиданным поворотам событий и в любом случае держать ситуацию под контролем: государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.
Макиавелли
имеет в виду то, что военному
искусству следует уделять
Суть же военных упражнений заключается в делах и в размышлениях. Государь должен уметь ориентироваться на местности, должен читать исторические труды, а также принять в качестве образца кого-нибудь из великих людей. «Самое же главное – уподобившись многим великим людям прошлого, принять за образец кого-либо из прославленных и чтимых людей древности и постоянно держать в памяти его подвиги и деяния. Так, по рассказам, Александр Великий подражал Ахиллу, Цезарь – Александру, Сципион – Киру».[1;60]
Военные упражнения, тренировки, анализ сражений, избрание достойных для подражания – залог успеха на будущее. Правитель должен думать о завтрашнем дне и готовиться к возможным военным столкновениям. Умение оценивать свои силы и стремление постоянно усовершенствовать военные достижения, политическая грамотность и моральное превосходство – вот качества, присущие настоящему государю и пугающие его врагов.
2.2. Государство и власть
Государство и власть – два основных понятия, которые определяют обязанности и полномочия правителя. Первые одиннадцать глав трактата представляют собой разбор этих понятий.
Макиавелли подробно разбирает устройство монархии. Наследному государю легче удержать власть в своих руках, т.к. у него есть опора в виде правящего дома. Даже если он потеряет власть, то ему проще ее вернуть, чем новоиспеченному правителю удержать. «Ибо у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью, и если он не обнаруживает чрезмерных пороков, вызывающих ненависть, то закономерно пользуется благорасположением граждан».[1;90] Любая же перемена влечет за собой другие перемены, что, в конце концов, приводит к нарушению стабильности.
Новому государю гораздо сложнее удержать власть. Более того, даже наследному государю, который присоединяет новое владение, очень трудно сохранить порядок. «Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого».[1;90] Особое внимание здесь нужно будет уделить тому, принадлежит ли владение к одной стране и имеет один язык или к разным странам и имеет разные языки. В первом случае удержать завоеванные земли проще, во втором – сложнее, но все-таки выход есть.
Мудрый правитель должен уметь распознавать «зарождающийся недуг» и находить средства справляться с ним. Еще один образ рисует перед нами Макиавелли. Он сравнивает государство с человеком, который болеет чахоткой: «вначале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и в делах государства…».[1;10]
Уж ни в коем случае нельзя допустить, чтобы местные жители призвали на помощь чужеземного правителя. В качестве примера Макиавелли приводит римлян: «Римляне поступили так, как надлежит поступать всем мудрым правителям, то есть думали не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем и старались всеми силами предотвратить возможные беды…».[1;9] Дальновидность – вот качество, которое должно отличать настоящего правителя. Макиавелли справедливо полагает, что многие беды и несчастья можно обойти стороной, но для этого необходимо реально оценивать ситуацию и принимать решения с прицелом на будущее.
Макиавелли
определяет людей по умственным способностям:
люди, способные самостоятельно обдумать
и принять решения –
Первые
одиннадцать глав тракта – фундамент,
который закладывается в
2.3. Качества людей и государей
Макиавелли дает советы не только по захвату новых государств и территорий, но и по удержанию власти и спокойному управлению страной. «Спокойное управление» в понимании Макиавелли, это жизнь без войн, без раздоров и внешних угроз, почитание, уважение и любовно-трепетное отношение народа к государю.
Несмотря на то, что государи стоят выше прочих, пороки и добродетели Макиавелли ищет именно среди качеств, присущих обыкновенным людям. Макиавелли в «Государстве» неоднократно провозглашал: «Государь по возможности не должен избегать добра, но и удаляться от зла».[1;66] Весь мир условно делится на две половинки: добро и зло, олицетворяющие собой положительные и отрицательные качества. Если смешать эти противоположности, то как раз получится богатая палитра красок, которая и отобразит загадочный и противоречивый мир, окружающий нас. Итак, положительные качества: щедрость, честность, твердость духа, смелость, снисходительность, целомудрие, прямодушие, покладистость, набожность и др. Отрицательные качества: скупость, алчность, жестокость, вероломство, малодушие, надменность, распутство, лукавство, упрямство, легкомыслие и т.д. Самое похвальное для государя – соединять в себе все перечисленные положительные качества, но это невозможно и Макиавелли прекрасно понимает это. «Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же – воздерживаться по мере сил, но не более».[1;67] Эта фраза, вполне закономерная в данном контексте, как и многие другие будет критически воспринята многими исследователями, которые отрицательно оценивают понятие «макиавеллизм». Обратимся к описанию основных качеств, которыми должен обладать государь по мнению Макиавелли.
Первое
– щедрость. Качество очень хорошее,
но его довольно трудно проявить. Если
быть щедрым в меру, тебя могут обвинить
в скупости. А если действительно
постоянно тратить огромные суммы
на благотворительность, быстро разоришься.
Следовательно, самым благоразумным
будет «примириться со славой скупого
правителя». «Ибо со временем, когда
люди увидят, что благодаря бережливости
он (государь) удовлетворяется своими
доходами и ведет военные кампании,
не обременяя народ
Вторая категория, которую рассматривает Макиавелли – понятия любви и страха. Государь не должен считаться с обвинениями в жестокости. «Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку».[1;61] Но при этом не надо быть скорым на расправу. Следует взвесить все «за» и «против» и только тогда принять решение, т.к. исправить положение впоследствии уже не удастся. Если же государь должен выбирать между любовью и страхом со стороны своих подданных, то надежнее выбрать страх. «Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти». И уж ни в коем случае нельзя проявлять мягкосердечие по отношению к войскам. Дисциплина и полное повиновение командованию – вот залог успешного ведения боевых действий.
Еще два замечательных людских качества – верность и прямодушие. Но и они не всегда приемлемы для государя. Политическая борьба – это тонкая игра, основным правилом которой является умение хитрить. История показывает, что большего добивались те правители, которые не всегда следовали своим обещаниям и в нужный момент умели обводить своих противников вокруг пальца. Честность не всегда уместна. Если бы все правители держали свое слово, тогда было бы легче, но это вовсе не так. Следовательно, нужно учитывать конкретные обстоятельства и приноравливаться к ним. На первый план в данном случае выходят не личные симпатии, а государственные интересы.
В борьбе с врагом можно руководствоваться двумя способами: законами или силой. Первый из этих способов присущ человеку, второй – зверю. «Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя».[1;64] Макиавелли обращает внимание читателя на интересный пример из истории: древних героев отдавали на воспитание кентаврам. Эти полулюди-полузвери, совмещающие в себе два начала, могли передать своим воспитанникам информацию из различных областей знания, могли развить в них поразительную силу и выносливость. В итоге этих героев никто не мог победить. Макиавелли полностью придерживается мнения, что государь должен уподобиться двум зверям: льву и лисе, т.е. соединить в себе силу и хитрость. Разумный правитель, считает Макиавелли, не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам. Зато в нужный момент он обязан проявить силу и доказать при помощи оружия свое превосходство.
В глазах людей государь должен быть сострадательным, милостивым, верным слову, искренним и благочестивым. Самое лучшее, если эти качества будут не просто внешними, но и отразят сущность правителя. Однако следует учитывать, что при необходимости надо уметь проявлять и противоположные качества, «то есть… по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».[1;66]
Итак, государь должен вести себя так, чтобы не навлечь на себя ненависть или презрение подданных. Презрение можно возбудить непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Следовательно, от этих качеств надо избавляться. Самая главная опасность, которая находится внутри страны – заговорщики. Для того чтобы избежать их появления, просто необходимо расположить к себе своих подданных. Если заговорщик будет один, он не рискнет бунтовать против законного государя. Но если соберется большое число недовольных правлением, то государь может лишиться власти. Хорошее устройство государства – вот основная составляющая его стабильного развития. В качестве примера в данном случае Макиавелли приводит устройство Франции. Власть короля здесь находится в неразрывной связи с деятельностью парламента. Это «полезное учреждение» помогает «обуздывать сильных» и «поощрять слабых».[1;40] В результате достигается необходимый компромисс между основными силами, способными выказывать свое недовольство.
Вообще проблема достижения компромисса очень актуальна для внутренней стабильности государства. Обратимся к римским императорам. Им приходилось сдерживать честолюбие знати, необузданность народа, а также жестокость и алчность войска. Трудно угодить сразу всем трем силам, особенно учитывая то, что они имеют различные интересы. Одни хотят спокойной, размеренной жизни, другие, напротив, жаждут войны и жестокости. Опять мы возвращаемся к вопросу о войске и особом отношении к нему со стороны государя. Войску действительно нужно уделять очень много внимания, но нельзя обходить стороной и других подданных. Ведь, в конечном счете, хоть войско и является привилегированным, хоть и составляет опору правления, простого народа гораздо больше в численном отношении. А большинство, как известно, – мощная сила. И нельзя не прислушиваться к его требованиям.
Рано или поздно перед государем встает вопрос: какие враги для него опаснее – внутренние или внешние? Если правитель не может положиться на свой народ, то ему необходимо иметь убежище на случай возможного восстания, для этого и строятся крепости. Если основную угрозу представляют внешние враги, то возведение крепостей не обязательно. «Лучшая из всех крепостей – не быть ненавистным народу».[1;83] Что же должен делать государь, чтобы его почитали? Ответ закономерен: «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки».[1;83]