Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:08, курсовая работа
Цель данного исследования - исследование представлений Н. Макиавелли об основных принципах политической деятельности государя.
Для решения поставленной цели нужно рассмотреть следующие задачи:
- Ознакомиться с биографией Н.Макиавелли.
- Выяснить взгляды Н. Макиавелли на нравственные проблемы, связанные с несением государственной службы.
Объектом исследования в данной работе является социально-политическая позиция Н.Макиавелли, а предметом - его труд «Государь».
Данная работа структурирована. Она состоит из двух глав, введения и заключения.
Методами данного исследования являются анализ, обобщение, синтез.
Введение 3
Глава 1. Краткая биография Н.Макиавелли 4
Глава 2. Основные направления деятельности
государя по Макиавелли 7
2.1. Войско и военные дела 9
2.2. Государство и власть 11
2.3. Качества людей и государей 13
2.4. Политика и мораль 19
2.5. Судьба Италии 21
2.6. Личность и история 23
Заключение 24
Список использованных источников 26
Макиавелли
и здесь остается верным своим
убеждениям. Военное дело – основа
основ правления. В качестве нового
государя, который прекрасно понимает
это, выступает Фердинанд
Помимо военных дел и благоустройства войска у правителя есть масса других задач во внутренней политике. Он должен покровительствовать искусству, развивать торговлю, земледелие и ремесла, заботиться об украшении как отдельных городов, так и всего государства. Все эти компоненты составляют основу экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. В каждом поступке государя должны присутствовать достоинство и величие, которые помогут укрепить власть и избежать ненужных ошибок.
И уж конечно мудрый правитель не сможет обойтись без советников. Он должен выбрать самых достойных людей, с которым сможет советоваться по различным вопросам. Мы уже убедились в том, что государь отвечает за совершенно различные аспекты жизни страны и граждан, а, следовательно, не может заниматься всеми делами лично. Вот для этого и пригодятся верные и преданные подданные, на которых можно было бы положиться. «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».[1;87] Следует учесть, однако, что, какими бы умными ни были советники, последнее слово должно всегда оставаться за правителем. Выслушав все советы, он сам должен принять единственно правильное решение.
Основная проблема, с которой может столкнуться государь при общении со своими приближенными, – это огромное количество льстецов. Таких людей всегда можно найти в непосредственной близости к трону. Их речи весьма приятны, и много усилий надо приложить к тому, чтобы не подпасть под влияние подобных хитрецов. Настоящие советники должны заботиться о благе государства, а не о личной выгоде. Если правитель сочтет нужным, он сам окажет верным соратникам должные почести. Но какие бы советы ни давались, ответственным за принятое решение будет государь. Следовательно, он должен обладать мудростью, чтобы привести различные мнения к должному компромиссу.
Макиавелли
постепенно, шаг за шагом воссоздал
образ сильной и неординарной
личности, которая способна управлять
могущественнейшим
«Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им добро, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурными, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно».[1;82]
Это и есть то основное правило, которым должен руководствоваться государь при управлении государством для того, чтобы удерживать власть в своих руках, держать в подчинении подданных, вызывая у них при этом страх, уважение и любовь одновременно.
2.4. Политика и мораль
Вопрос о соотношении политики и морали – один из наиболее спорных в творчестве Макиавелли. Исследователи по-разному оценивают взаимодействие этих двух компонентов. Одни говорят о беспринципности Макиавелли и осуждают вседозволенность в выборе средств для достижения целей, другие воспринимают политику и мораль как единое целое. Обратимся к источнику.
Макиавелли признает, что добиться поставленной цели можно различными способами: «один действует осторожностью, другой натиском; один – силой, другой – искусством; один терпением, другой – противоположным способом, и каждого его способ может привести к цели».[1;94] Но не всегда при этом можно получить желаемый результат. Все будет зависеть от конкретной исторической ситуации. И все же Макиавелли нельзя обвинить в покровительстве вседозволенности. После размышлений о завоеваниях он недвусмысленно заявляет: «достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой».[1;95] Мудрый правитель, который должен предвидеть последствия своих действий, никогда не будет вредить сам себе. Один опрометчивый шаг может поставить под угрозу все дело. Следовательно, выбирать средства для осуществления своих замыслов не только можно, но и нужно.
Правда жизни такова, что государь не может всегда действовать благородными средствами. «Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру».[1;56] При случае надо уметь отступить от добра и умело воспользоваться отрицательными качествами. Что стоит за этим советом: жестокость или необходимость? Скорее всего, последнее. Умный политик должен уметь вести тонкую психологическую борьбу, не отступаясь от своих принципов, но в полной мере учитывая поведение своих соперников. «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества»,[1;63] – этой фразой Макиавелли характеризует положение вещей в мире. Если же таковым является большинство, то чего можно ждать от единиц, обличенных огромной властью. Среди правителей есть и диктаторы, и деспоты. На каком языке разговаривать с подобными людьми. Ответ один: играть с ними по их же правилам. И от этого никуда не денешься при всем желании.
Подобным же образом Макиавелли рассуждает о жестокости. Бывают случаи, когда она необходима. «Жестокость применена хорошо в тех случаях – если позволительно дурное называть хорошим, - когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже».[1;72] Обида тоже лучше наносить разом: быстро, но обдуманно. Получается, что все зло, которое невозможно избежать, должно сводиться к минимуму и не растягиваться на долгое время, только тогда оно сможет принести пользу и оправдать себя.
«О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и удержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остается места, когда за большинством стоит государство».[1;66] Главный вопрос в данном случае: во имя чьих интересов действует государь? Одно дело, когда он удовлетворяет собственные амбиции и желания, и совсем другое – когда он действует на благо страны. Государство – это и есть самое главное понятие. Ради его величия совершаются многие поступки, ради процветания ведутся войны и заключаются союзы. Только государь, радеющий о благе государства, может носить столь почетный титул. Следовательно, понятия политики и морали не могут быть для него различными.
2.5. Судьба Италии
В последних главах трактата «Государь» Макиавелли поднимает основную проблему, над которой он размышлял долгое время. Многие исследователи даже считают, что именно ради этих заключительных раздумий и было написано все произведение.
Мы уже
говорили о том, что государь, завоевавший
власть и сумевший удержать ее, достоин
всяческих похвал. А правитель, унаследовавший
государство, но потерявший его, заслуживает
лишь порицания. Подобное событие –
не случайность, а закономерность. Тот,
кто не предусмотрел возможность
бед в мирное время, не сможет сохранить
власть в трудные годы. Так и
случилось с правителями
Судьба распоряжается только половиной всех наших дел, другая же половина зависит от деятельности самих людей. Макиавелли сравнивает судьбу с бурной рекой, разрушительную силу которой можно уменьшить, но нельзя укротить. «То же и судьба: она являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее загромождений».[1;92] Государь не должен полагаться на фортуну, иначе он не сможет противостоять трудностям.
Результаты правления государя зависят от соотношения его личных качеств с конкретной исторической эпохой. Он может быть очень деятельным и решительным человеком, но страна на данном этапе своего развития не будет нуждаться в каких-либо переменах, а будет стремиться к стабильности и спокойному развитию. Или, наоборот, правитель будет рассудительным, спокойным, а государству понадобятся решительные преобразования. И в том, и в другом случае такие государи не удовлетворят общество и будут вынуждены покинуть арену политической борьбы. Получается, что не все зависит исключительно от воли и характера правителя. Макиавелли признает это и даже называет причины подобного явления. Во-первых, природные качества правителя, которые не так-то просто изменить, а порой и вовсе невозможно. Во-вторых, государь не всегда может свернуть с пути, по которому шел раньше, если изменятся какие-либо обстоятельства. Необходимо согласие между личностью и фортуной для достижения видимых результатов. Но это, к сожалению, крайне редкое явление. Макиавелли считает, что в любом случае натиск и стремление добиться чего-то гораздо лучше, чем пассивность или осторожное поведение.
Ни того,
ни другого пока нет в действиях
руководителей Италии. Города по-прежнему
разрозненны и легко уязвимы,
нет единой силы, которая могла
бы собрать воедино воюющие
«Как молит она (Италия) Бога о ниспослании ей того, кто избавит ее от жестокости и насилия варваров! Как полна она рвения и готовности стать под общее знамя, если бы только нашлось, кому его понести!»[1;97] Макиавелли обращается с открытым призывом овладеть Италией и освободить ее из рук захватчиков. Свои надежды он возлагает на династию правящего флорентийского дома (сам трактат адресован Лоренцо Деи Медичи).
2.6. Личность и история
Создавая образ идеального правителя, Макиавелли старался руководствоваться примерами из истории. Его прельщали правители и полководцы античного мира. Эти сильные, целеустремленные, волевые люди, готовые бороться за свои убеждения до конца. В современной истории, Макиавелли не видит подобной харизматической личности, которая смогла бы действовать на благо государства. Умные и решительные люди есть, но они преследуют исключительно свои, корыстные интересы.
Одной из наиболее ярких фигур современности Макиавелли считает Чезаре Борджиа. Это энергичный, умный и доблестный человек, который приложил все усилия для того, чтобы сохранить власть в своих руках. Но когда оставалось совсем немного времени до осуществления всего задуманного, Чезаре Борджиа оказался на смертном одре.
Многие обвиняли Макиавелли в том, что в качестве одного из примеров сильных личностей он называет именно Чезаре Борджиа. Ведь за герцогом закрепилась слава наиболее беспринципного и жестокого политика. Но Макиавелли и не собирается оправдывать злодеяния Борджиа. Его восхищают другие качества этого человека: «Герцог так смел, что самое большое дело кажется ему легким. Стремясь к славе и к новым владениям, он не дает себе отдыха, не признает опасностей. Он пользуется расположением своих солдат и сумел собрать вокруг себя лучших людей Италии».[1;24] Макиавелли восхищается подобной дальновидностью и предусмотрительностью.
История
может по-разному
Заключение
Советы, изложенные выше – лишь малая часть тех принципов, которыми должен руководствоваться государь. Основная мысль произведения «Государь» в том, что государство выше личности, что для достижения общих интересов можно пренебрегать интересами отдельных людей. Так, Макиавелли практически узаконивает массовые расправы, наделяет государя безграничной властью, оправдывает государя в случаях, когда тот действует на благо государству. Макиавелли считает позволительным государю уклоняться от выполнения своих обещаний, этому даже посвящена целая глава его произведения. Макиавелли полностью деморализирует политику, делает ее «грязным» делом, таким, какой мы видим ее сейчас.