Политические взгляды и реформы М.М. Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:33, доклад

Краткое описание

Сторонник конституционного строя, Сперанский был убеждён, что новые права обществу обязана даровать власть. Обществу, разделенному на сословия, права и обязанности которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовное право, публичное ведение судебных дел, свобода печати. Большое значение придавал Сперанский воспитанию общественного мнения.
В то же время он полагал, что Россия не готова к конституционному строю, что начинать преобразования необходимо с реорганизации государственного аппарата.

Вложенные файлы: 1 файл

Сперанский.docx

— 24.05 Кб (Скачать файл)

Политические  взгляды и реформы М.М. Сперанского

Сторонник конституционного строя, Сперанский был убеждён, что  новые права обществу обязана  даровать власть. Обществу, разделенному на сословия, права и обязанности  которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовное право, публичное ведение судебных дел, свобода печати. Большое значение придавал Сперанский воспитанию общественного  мнения.

В то же время он полагал, что Россия не готова к конституционному строю, что начинать преобразования необходимо с реорганизации государственного аппарата.

Период 1808—1811 годов был  эпохой наивысшего значения и влияния  Сперанского:

  • реформа госсовета (1810)
  • реформа министров (1810—1811)
  • реформа сената(1811—1812)

Молодой реформатор со свойственным ему жаром принялся за составление  полного плана нового образования  государственного управления во всех его частях: от кабинета государева до волостного правления.

Уже 11 декабря 1808 года он читал  Александру I свою записку «Об усовершенствовании общего народного воспитания». Не далее  октября 1809 года весь план уже лежал  на столе императора. Октябрь и  ноябрь прошли в почти ежедневном рассмотрении разных его частей, в  которых Александр I делал свои поправки и дополнения.

Наиболее полно взгляды  нового реформатора М. М. Сперанского отражены в записке 1809 года — «Введение к уложению государственных законов». Реформатор придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и своими политическими преобразованиями всемерно укреплял самодержавие. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое».

По мнению Сперанского, подобное рабство может принимать две  формы. Первая форма не только исключает  подданных из всякого участия  в использовании государственной  власти, но и отнимает у них свободу  распоряжаться своей собственной  личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, но также исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу.

Следовательно, подданные  не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие  их означает, что в государстве  в какой- то степени есть свобода. Но она недостаточно гарантирована, поэтому — объясняет Сперанский — необходимо предохранять её — посредством создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции.

Итак, по убеждению Сперанского, гражданские права и свободы  недостаточно обеспечены законами и  правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны, поэтому  именно требование укрепления гражданского строя легло в основу всего  плана государственных реформ Сперанского. Идея состоит в том, что государственную власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочной конституционно—правовой базе. План преобразования предполагал изменение общественного устройства и перемену государственного порядка. Сперанский расчленяет общество на основании различия прав. Общество может быть разделено:

  • Дворянство
  • Люди среднего состояния
  • Народ рабочий

Все население представлялось граждански свободным, а крепостное право упраздненным, хотя, устанавливая «гражданскую свободу для крестьян помещичьих», Сперанский одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». За дворянами сохранялось  право владения населенными землями  и свобода от обязательной службы. Народ рабочий состоял из крестьян, мастеровых людей и слуг. Грандиозные  планы Сперанского начали претворяться в жизнь. Ещё весной 1809 г. император утвердил разработанное Сперанским «Положение о составе и управлении комиссии составления законов», где на долгие годы были определены основные направления её деятельности: «Труды Комиссии имеют следующие главные предметы:

1. Уложение Гражданское

2. Уложение Уголовное

3. Уложение Коммерческое

4. Разные части к Государственной  Экономии и к публичному праву принадлежащие

5. Свод законов провинциальных для губерний Остзейских

6. Свод законов таковых  для губерний Малороссийских  и Польских присоединенных.

Сперанский говорит о  необходимости создания правового  государства, которое в конечном счете должно быть государством конституционным.

Он объясняет, что безопасность человека и имущества — это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида: свобод личных и свобод вещественных.

Содержание личных свобод:

1. Без суда никто не  может быть наказан

2. Никто не обязан отправлять  личную службу, иначе как по  закону.

 Содержание свобод  вещественных:

1. Всякий может располагать  своей собственностью по произволу, сообразно общему закону

2. Никто не обязан платить  податей и повинностей иначе,  как по закону, а не по произволу.

Таким образом, мы видим, что  Сперанский повсюду воспринимает закон, как метод защиты безопасности и  свободы. Однако он видит, что необходимы гарантии и от произвола законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно—правового ограничения власти, чтобы оно  принимало во внимание существующее право. Это придало бы ей большую  стабильность.

Сперанский видит разумное устройство государственной власти в её делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы. Поскольку  обсуждение законопроектов предполагает участие большого количества людей, то необходимо создать специальные  органы, представляющие законодательную  власть — Думы.

Сперанский предлагает привлечь народонаселение (лично свободное, включая государственных крестьян, при наличии имущественного ценза) к прямому участию в законодательной, исполнительной и судебной власти на основе системы четырёхступенчатых выборов (волостная — окружная — губернская — Государственная дума).

 Право избирать их  не может принадлежать одинаково  всем. Сперанский оговаривает, что  чем больше у человека имущества,  тем больше он заинтересован  в защите прав собственности.  А те, кто не имеют ни недвижимого  имущества, ни капитала, исключаются  из процесса выборов. Таким  образом демократический принцип всеобщих и тайных выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения власти. При этом Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Дума призвана решать вопросы местного характера.

Без согласия Государственной  думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить  новые выборы.

Исполнительная власть представлена правлениями, а на высшем уровне — министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая наделялась правом просить об отмене незаконных актов. В этом и заключается принципиально новый подход Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения.

Судебная ветвь власти была представлена областными, уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих  с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены  которого избирались пожизненно Государственной  Думой и утверждались лично императором.

Единство государственной  власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в личности монарха. Эта децентрализация законодательства, суда и администрации должна была дать самой центральной власти возможность  решить с должным вниманием те важнейшие государственные дела, которые сосредотачивались бы в  её органах и которые не были бы заслоняемы массой текущих мелких дел  местного интереса. Эта идея децентрализации  была тем замечательнее, что вовсе  не стояла ещё на очереди у западноевропейских политических мыслителей, которые больше занимались разработкой вопросов о  центральном управлении.

Монарх, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому Сперанский считал, что  нужно создать учреждение, которое  будет заботиться о плановом сотрудничестве между отдельными органами власти. По его замыслу, таким учреждением должен был стать Государственный Совет. Одновременно этот орган должен был выступать блюстителем исполнения законодательства.

1 января 1810 года был объявлен  манифест о создании Государственного  совета, заменившего Непременный  совет. М. М. Сперанский получил в этом органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся проходившая через Государственный совет документация. Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и разработкой законопроектов. Но поскольку создание Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были приданы широкие полномочия. Отныне все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет. При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Николай Петрович Румянцев (1751-1826). Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (новая должность).

Сперанский не только разработал, но и заложил определённую систему  сдержек и противовесов в деятельности высших государственных органов  при верховенстве власти императора. Он утверждал, что уже на основе этого  задается само направление реформ.

Итак, Сперанский считал Россию зрелой, чтобы приступить к реформам и получить конституцию, обеспечивающую не только гражданскую, но и политическую свободу.

Но верховная власть в  лице императора разделяла не все  пункты программы Сперанского. Александра I вполне устраивали лишь частичные  преобразования крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и  отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Александр I был готов  принять все это. Но между тем  испытывал на себе и сильнейшее давление придворного окружения, включая  членов его семьи, стремившихся не допустить  радикальных преобразований в России.

Также одной из идей было совершенствование „чиновничьей армии“ для будущих реформ. 3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях. Он менял порядок получения званий и определённых привилегий. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии же получали только те, кто нес государственную службу.

В течение долгих десятилетий  отпрыски знатнейших фамилий (буквально  с колыбели) получали придворные чины камер-юнкера (соответственно — 5 класса), через некоторое время — камергера (4 класса). При вступлении по достижении определённого возраста в гражданскую или военную службу они, никогда и нигде не служившие, автоматически занимали „высшие места“. Указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев приискать себе род деятельности (иначе — отставка).

 

Второй мерой был опубликованный 6 августа 1809 г. указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе, в тайне подготовленный Сперанским. В записке к государю под весьма непритязательным названием коренился революционный план коренного изменения порядка производства в чины, установления прямой связи получения чина с образовательным цензом. Это было смелым покушением на систему чинопроизводства, действующую с эпохи Петра I. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или выдержавшим экзамены по специальной программе. В конце записки Сперанский прямо говорит о вредоносности существующей системы чинов по петровской „Табели о рангах“, предлагая либо отменить их, либо регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома. Данная программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России.

Элементы рыночных отношений  в экономике России были также  освещены в проектах М. М. Сперанского. Сперанский связывал будущее экономического развития с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. В первые месяцы 1810 года состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил „План финансов“, который лег в основу царского манифеста от 2 февраля. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег, сокращался объём финансовых средств, финансовая деятельность министров ставилась под контроль. С целью пополнения государственной казны подушная подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, небывалый прежде налог — „подоходный прогрессивный“. Меры эти дали положительный результат и, как отмечал в дальнейшем сам Сперанский, „переменив систему финансов… мы спасли государство от банкротства“. Дефицит бюджета сократился, а доходы казны возросли за два года на 175 миллионов рублей.

Информация о работе Политические взгляды и реформы М.М. Сперанского