Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 23:47, реферат
Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология. Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований.
Понятие и функции политической идеологии.
Либерализм и неолиберализм.
Консерватизм и неоконсерватизм.
Задание № 5,стр. 37,по учебному пособию-практикуму «Политология в упражнениях и заданиях» (Витебск, 2004)
5. Представители неолиберализма считают, что благополучно обстоят дела в тех обществах, где гражданское общество активно, а государство пассивно.
С точки зрения Р.Арона, демократические режимы функционируют хорошо тогда, когда мотор заложен в самом гражданском обществе, а тормоз - в правительстве.
Согласны ли Вы с указанной концепцией? Аргументируйте свою позицию.
Литература:
Понятие и функции политической идеологии.
Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология. Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований.
Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института.
Идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства. Политические ценности - это представления и понятия субъектов о формах осуществления политики, благах, достижение которых обеспечит та или иная политика, действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества. Ценности чаше всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.
Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осу- ществляемые посредством идеологии:
1) ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;
2) мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;
3) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.
Политическая идеология выступает фактором политического развития общества. Господствующая в обществе идеология закрепляется в конституции страны и становится, таким образом, государственной идеологией. В соответствии с ней государство призвано осуществлять социальные преобразования. Если конституционные установления поддерживаются гражданами, то государственная идеология приобретает статус национальной идеи. Разумеется, объединить всех граждан страны может лишь не очень большой перечень интересов и ценностей. Многочисленные же социальные группы, социальные слои общества имеют собственные представления и понятия о программе необходимых социальных преобразований. Это находит выражение в различных видах политической идеологии.
Политической идеологией называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий. Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.
Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций и т.д.), их оценки современного общества, пред- ставления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии.
Понятие и функции идеологии
Одной из важнейших категорий политической нации является категория «политическое сознание». Под ней понимается система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, классами, общностями). Политическое сознание выполняет определенные функции, имеет свою специфику и свои уровни, связанные с глубиной отражения действительности. Обычно выделяют два уровня общественного сознания — идеологический и психологический
Утверждения
относительно ценностей и фактов, актуальные
для конкретной социальной группы, индивида
и выражающие их интересы, называются
идеологией. Система утверждений и предпочтений
социальной группы (класса, нации и т. д.)
или отдельной личности представляет
собой способ понимания и интерпретации
действительности, идеальной формой выражения
их притязаний на социальные блага, статусы
и роли. Наделяя определенным смыслом
и значениями политическую деятельность
индивидов, групп, партий в пределах актуально
значимых для них идеалов и ценностей,
политические идеологии выступают в качестве
рационально-ценностной формы мотивации
политического поведения и составляют
мировоззренческую основу политики.
Термин «идеология» («наука об идеях»)
ввел в научный обиход французский исследователь
А. Дестют Де Траси в конце XVIII в. Он (термин)
выражал предпочтения определенных социальных
групп в конкретно-исторических условиях.
Однако впоследствии значение термина
заметно изменилось. В результате его
содержание оказалось размытым, а востребованность
идеологии практикой знала взлеты и падения.
Эпоха Просвещения провозгласила рождение
идеологий, показала их колоссальный мобилизационный
и преобразовательный потенциал, идеологически
подготовив буржуазные революции.
Однако в середине XX в. Д. Белл заявил о
«конце идеологий», бессмысленности их
существования. Тезис о «конце идеологии»
был пущен в оборот как реакция на развернувшееся
в 60-х годах студенческое движение. На
первый взгляд кажется, что идеологизация
общественных отношений вызвана к жизни
усиливавшимся прагматизмом, заметным
многообразием социальных интересов,
существующим без значительных элементов
их идеологического оформления, обоснования.
Когда-то идеологии были созданы для выражения
и защиты интересов социальных групп и
классов, претендовавших на власть или
отстаивавших властные привилегии. Правящие
классы использовали идеологии для манипулирования
массовым сознанием. Сегодня уровень информированности
населения заметно вырос и потребность
в идеологии вроде бы отпала. Однако, как
показывает практика, именно отсутствие
политической идеологии, способной разумно
обосновать общенациональные, объединительные
цели и идеалы, не позволяет достаточно
прочно интегрировать все слои российского
общества вокруг идеи реформы.
Свойства идеологии и ее функции.
Политические идеологии появились в эпоху
Просвещения, выдвинувшей идею прогресса
и возможности создания разумного общественного
порядка на основе сознательно сформулированных
самими людьми целей преобразования и
ожиданий предполагаемых результатов.
Обоснование возможности целеполагающей
деятельности людей востребовало науку
об идеях, в которой выражались идеалистические
представления о желаемом обществе.
Роль идеологий в жизни общества обусловлена
теми функциями, которые они выполняют.
Исходя из того, что политические идеологии
включают такие ценности, которые, выступая
в качестве политического мировоззрения,
обладают силой веры, можно выделить следующие
их функции:
1. Ориентировочная. Она выражается в том,
что, включая основополагающие представления
об обществе, социальном прогрессе, личности,
власти, идеология задает систему смыслов
и ориентации человеческой деятельности.
2. Мобилизационная. Предлагая идеалы более
совершенного общества, политические
идеологии выступают в качестве непосредственных
мотивов политической деятельности и
мобилизуют общество, социальные группы
на их реализацию.
3. Интегративная. Наделяя смыслом политическое
действие в пределах предлагаемой фундаментальной
картины мира, политические идеологии
задают ему такую значимость, которая
по своим масштабам превосходит любой
индивидуальный или групповой интерес.
Политические идеологии противостоят
частным интересам и тем самым выступают
интегрирующим фактором.
4. Амортизационная. Будучи способом интерпретации
политической действительности, политические
идеологии служат ослаблению социальной
напряженности в ситуации, когда возникает
несоответствие между потребностями общества,
группы, индивида и реальными возможностями
их удовлетворения. Предлагаемые идеалы
выступают в качестве вдохновляющих смыслов,
заставляющих индивида, группу находить
в себе силы после неудач вновь стремиться
к активным действиям по их реализации.
5. Функция выражения и защиты интересов
определенной социальной группы. Поскольку
политические идеологии возникают на
базе интересов какой-либо социальной
группы, постольку они призваны сформулировать
и предъявить их другим группам.
Эти функции политические идеологии выполняют
благодаря двум свойствам, которые отличают
их от других форм политического сознания
(например, политической психологии): 1)
претензии на тотальную значимость (или
глобальность) и 2) нормативности. Любая
политическая идеология стремится подавить
другие идеологии, заявить о своем великом
призвании изменить мир и использовать
все во имя реализации выдвинутой идеи.
Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация
фактов окружающей действительности требует
приверженности со стороны ее сторонников
ценностям и нормам, которые она культивирует.
Идеологию не следует путать с пропагандой.
Если идеология представляет собой форму
существования политических представлений,
то политическая пропаганда является
основным средством их распространения.
Выделяются три уровня реализации политической
идеологии: теоретико-концептуальный,
программно-политической, актуализированный.
31. Либерализм и неолиберализм
Либерализм – политическое течение, которое
формируется в эпоху буржуазных революций
ХVII– ХVIII вв. и ставит своей целью ликвидацию
или смягчение различных форм государственного
и общественного принуждения по отношению
к индивиду. Базовым принципом либерализма
является индивидуальная свобода, права
и возможности человека самому определять
свои жизненные цели, нести личную ответственность
за свое благополучие и общественное положение.
Либерализм провозгласил абсолютную ценность
человеческой личности, существование
неотъемлемых прав человека (на жизнь,
свободу, собственность), верховенство
закона как инструмента социального контроля,
ограничение функций государства, возможность
установления социального порядка на
основах разума и свободы. Основные идеи
классического либерализма были сформулированы
по отношению к экономической, политической,
духовной и социальной сферам. В экономической
области либералы отстаивали свободу
предпринимательства и конкуренции, которая
дает каждому шанс разбогатеть. Они осуждают
вмешательство государства в экономику
и протекционизм. Функции государства
должны сводиться к охране частной собственности,
порядка в стране и защиты ее суверенитета,
т.е. государство должно быть «ночным сторожем».
В политической области либерализм утверждал
равенство всех граждан перед законом,
признавал за каждым человеком основные
политические права и свободы. Рассматривая
монопольную власть как угрозу правам
и свободам индивида, представители либерализма
сформулировали идею разделения властей
на законодательную, исполнительную и
судебную, которые должны сдерживать и
уравновешивать друг друга. Исходя из
теории общественного договора, народ
признавался источником власти, что предполагало
взаимную правовую ответственность между
государством и гражданами. Либерализм
признавал также право народа на революцию
по отношению к деспотической власти.
В духовной сфере либерализм отстаивает
принцип свободы совести, т.е. право исповедовать
любую религию или не исповедовать никакой,
свободу мнения и слова, способность к
компромиссу и терпимости. В социальной
области либерализм делал ставку на уверенных
в своих силах людей, которые способны
самостоятельно утвердиться в жизни. Признавая
равенство возможностей, либералы отрицали
социальное равенство в силу «естественного
неравенства» людей. В конце ХIХ – начале
ХХ вв. в результате эволюции либерализма
возникает неолиберализм. В концепции
неолиберализма по-новому рассматривается
роль государства и признается необходимость
расширения его функций. Государство –
это не «ночной сторож», а активный участник
экономической жизни, который через принятие
антимонопольного или антитрестовского
законодательства в состоянии защитить
свободу предпринимательства и конкуренции
от монополий и тем самым поддержать мелкий
и средний бизнес. Одной из самых важных
целей при этом становится неуклонное
расширение числа собственников. Неолиберализм
признает значение социальных проблем
в обществе и необходимость проведения
государством активной социальной политики.
Ее цель – создание условий, обеспечивающих
уверенность членов общества в завтрашнем
дне. Важнейшей функцией государства рассматривается
поддержка социально незащищенных слоев
путем перераспределения доходов и осуществления
широких социальных программ. Выдвигается
идея создания «государства всеобщего
благоденствия». Однако во второй половине
70-х годов ХХ в. неолиберальные программы
оказались нереализованными вследствие
падения темпов роста экономики в ряде
западных стран ухудшения экологической
ситуации и качества жизни. В такой обстановке
укрепляются позиции неоконсерватизма.
32. Консерватизм и