Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:24, реферат
Термин “конфликт” (в переводе с латинского conflictus) означает столкновение, распрю, разногласие, спор, грозящие осложнениями. Конфликты – постоянные спутники человека, сопровождающие его всю жизнь. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе.
Введение …………………………………………………………………………………………….2
Политический конфликт…………………………………………………………………….3
Заключение………………………………………………………………………………………..9
Список литературы……………………………………………………………………………10
Содержание
Введение ………………………………………………………
Политический конфликт…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Термин “конфликт” (в переводе с
латинского conflictus) означает столкновение, распрю,
разногласие, спор, грозящие осложнениями. Конфликты –
Политические
конфликты также преследуют человечество
с самых древнейших времен. Споры, столкновения,
войны, порождённые религиозными, идеологическими,
этническими, политическими и другими
разногласиями, вспыхивали на всём протяжении
исторического развития между родами,
племенами, нациями, классами, государствами
и их объединениями.
Изучение конфликтов является одним из
главных направлений политологии, а управление
ими принадлежит к самым важным условиям
обеспечения социально-политической стабильности
внутри страны и на международной арене. Данная
тема важна и актуальна в текущее время.
Сейчас можно наблюдать политические
конфликты в странах 3 мира (например, в
Ливии и Сирии, где внутренний политический
конфликт чуть ли не перерос в международный).
Понятие политического конфликта
Политический конфликт —
столкновение субъектов политики в их
взаимном стремлении реализовать свои
интересы и цели, связанные прежде всего
с достижением власти или ее перераспределением,
а также с: изменением их политического
статуса в обществе.
Источник политических конфликтов универсален — это все то же удовлетворение базовых потребностей социальных групп и индивидов, которое в сложно структурированном обществе не может быть обеспечено без согласования и централизованной координации усилий, чем и занимается государственная власть.
По большому счету политическая власть для группы — не самоцель, а средство гарантировать удовлетворение фундаментальных потребностей. Однако внутри самой политической сферы порой происходит своеобразный сдвиг целей: для профессионального политика или даже целой политической организации власть становится самостоятельной ценностью, которая подчиняет себе все остальное. Главным движущим мотивом таких людей и групп (и, конечно, источником дополнительных конфликтов) становится “жажда власти”. Такую подмену цели часто клеймят как беспринципность или эгоизм. Но, возможно, напрасно. Это ведь не только политический феномен. Ради чего, скажем, сражается боксер на ринге — чтобы стать первым в мире или чтобы обеспечить семью? Бывает, что первое для него важнее. Говорят, что именно такие качества и создают великих спортсменов. Что-то похожее есть и в политике — “чистое” стремление к власти для политика естественно. Это одна из особенностей “политической игры”.
В качестве объекта политических конфликтов выступает специфический социальный ресурс — государственная власть, а также политический статус социальных групп (степень приближенности или удаленности от рычагов власти, способность оказывать влияние на принятие обязательных для всего общества решений) и политические ценности (патриотизм, гражданственность, права и свободы и пр.).
Субъектами политических конфликтов обычно признают либо социальные группы, либо представляющие их политические институты. Здесь кроется одна, до сих пор не разрешенная до конца проблема; кого считать реальным, а кого — номинальным субъектом политического конфликта? Безусловно, за действиями политических институтов (правительства, парламента, судебных инстанций) стоят интересы социальных групп. Но политические решения, в том числе и так называемые “судьбоносные”, принимают все-таки политические учреждения, пользующиеся в своих действиях известной автономией от поддерживающих их социальных групп.
Функции политических конфликтов
Рассматривая
политический конфликт как механизм, выполняющий
определенные функции, можно разделить
их на положительные и отрицательные.
Из положительных моментов следует отметить,
что конфликты сигнализируют обществу
и властям о существующих разногласиях,
противоречиях, несовпадении позиций
граждан, стимулируют действия, способные
преодолеть возникшие возбуждения в политическом
процессе и поставить ситуацию под контроль.
Конфликты ускоряют создание новых структур,
способствуют разрешению противоречий
и обновлению общества, стимулируют переоценку
ценностей. Конфликты обеспечивают лучшее
познание, раскрытие сущностей его участников.
Разумеется у политических конфликтов
существует и отрицательная сторона. Они
приводят к расколу общества, социальному
взрыву, гибели людей, ликвидации материальных
ценностей. Они приводят к осложнениям
межгосударственных, международных отношений.
Конфликты заставляют людей браться за
оружие, чтобы добиваться своего. Непрерывное
выявление и урегулирование конфликтов
– условие стабильного и поступательного
развития общества.
Типология политических конфликтов
Попытки понять
природу и разнообразие политических
конфликтов порождают стремление выделить
их типы. Типология конфликтов является
способом выявить специфику каждого из
них и в зависимости от нее выработать
наиболее приемлемые способы урегулирования.
Политические конфликты могут быть классифицированы
по следующим критериям.
С точки зрения зон и областей их проявления
По характеру противоречий
По времени действия
По интенсивности
По масштабам действия
По формам проявления
С точки зрения публичности конкуренции
сторон
По количеству участвующих
Рассматривая подробнее
Политические конфликты могут перетекать
в политический кризис, создавая множество
проблем государству. В состоянии политического
кризиса проявляется обострение и углубление
уже имеющихся конфликтов, происходит
делигитимация структур власти, отсутствует
взаимодействие между различными центрами
власти, образуются парламентские властные
структуры, снижается эффективность социально-политического
регулирования и контроля, растет количество
стихийных форм политического протеста
(митинги, забастовки, демонстрации и т.п.).
Среди внутриполитических кризисов наиболее
часто встречаются:
Нерациональное поведение
На характер протекания и результаты конфликта
влияет много факторов:
Имеет место такой географический
фактор, как пространство политического
конфликта: в большом пространстве
конфликт имеет тенденцию к
Из психологических факторов: сложившиеся
типы характера, темпераменты. В обществе
могут преобладать либо конфронтальные
типы характера, либо консенсусные.
Предотвращение и урегулирование конфликтов
Центральная проблема
конфликтов – контроль над ними или их
регулирование.
Регулирование конфликтов преследует
цели ограничения интенсивности и масштаба
конфликтов путем разработки и применения
системы мер. Политическая практика и
теория выработала некоторые всеобщие
формы и способы предотвращения, регулирования
и разрешения политических конфликтов.
В их числе – компромисс и консенсус.
Несмотря на то, что в большинстве случаев
политические силы стремятся к контролю
за конфликтами с целью их действительного
урегулирования, к контролю за конфликтами
стремятся и те силы, которые заинтересованы
не в урегулировании, а в их обострении,
для создания эффективной для себя ситуации.
Например, постоянно оспаривая условия,
которые предлагают власти, оппозиционные
силы ставят их перед необходимостью ужесточать
свои требования. Это дает повод обвинить
власти в их недемократизме. С другой стороны,
правящие элиты нередко выдвигают неприемлемые
условия для сотрудничества с оппозицией,
делая это либо для истощения ее сил, либо
для компрометации в глазах общественного
мнения, как не стремящейся к общественному
согласию. В качестве субъекта управления
конфликтом могут выступать как одна из
сторон конфликта, так и непосредственно
не участвующая в нем сторона, которая
заинтересована в его урегулировании.
Поиск технологий регулирования конфликтов
неизбежно предполагает решение следующих
универсальных задач:
Завершение конфликта
Завершение конфликта
предполагает его окончание одним из следующих
способов:
Первые два способа относятся
к урегулированию конфликтов. Идеальным
завершением конфликта является устранение
его предмета и почвы. Подавление одного
из субъектов конфликта не достигает этой
цели. Такое завершение конфликта называют
его разрешением.
Методы урегулирования конфликтов
Можно выделить
следующие стратегии поведения субъектов
конфликта, с помощью которых они могут
достигать своих целей, в том числе и урегулирования
конфликта: избегание конфликта, подмена
конфликта, конфронтация, приспособление,
откладывание конфликта, примирение сторон,
арбитраж, переговоры. Создание благоприятного
для разрешения политического конфликта
соотношения сил приводит в действие процедуру
переговоров. Однако положительный результат
возможен только в случае, если субъекты
конфликта проявят к тому политическую
волю, способность вести переговоры, склонность
к компромиссам. Переговоры включают в
себя: