Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:13, реферат
Если в социальной политике, как и во всякой политике определяющим являются общественные взаимодействия, то правомерным с точки зрения уяснения содержания будет вопрос о том, кто с кем взаимодействует, кто ведёт социальную политику.
Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры — социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития.
Введение………………………………………………….…………….3
Политические организации и движения…………….……………..4-9
Группы интересов…………………………………………………10-16
Политические элиты и лидерство………..………………………17-21
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы.…………………………………………………..23
Содержание
Введение………………………………………………….……
Политические организации и движения…………….……………..4-9
Группы интересов……………………………………
Политические элиты и лидерство………..………………………17-21
Заключение……………………………………………………
Список литературы.………………………………
Введение
В условиях обновления Российского общества остро ощущается влияние общественного фактора.
Если в социальной политике, как и во всякой политике определяющим являются общественные взаимодействия, то правомерным с точки зрения уяснения содержания будет вопрос о том, кто с кем взаимодействует, кто ведёт социальную политику.
Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры — социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития.
Субъекты социальной политики — это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры.
Политические организации и движения
Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.
Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные.
Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи:
а) выражение и реализация групповых интересов;
б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии).
Отсюда и глубинные
причины возникновения
Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов.
В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.
Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.
Главная проблема, по его
мнению, состоит в том, что распределение
прибавочного продукта покоится на привилегированном
усвоении общественно производимого
богатства господствующими
В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий. Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.
В целом, понятие «общественно-
Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.
Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.
Существуют множество типов общественно-политических движений:
Общественно-политические движения выполняют важные функции:
Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.
Существуют различные
варианты взаимоотношений общественно-
Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью.
Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.
Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).
Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и другие), но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.
Группы интересов
Социальные субъекты власти – это общественные группы, отдельные индивиды, выполняющие политические функции, реализующие властные полномочия. К ним относятся: группы интересов, правящие элиты, политическое лидерство.
Группы интересов
- это объединения индивидов на
основе интересов, стремящиеся
оказать влияние на
Теория групп интересов
была впервые сформулирована
американским политологом А.
Основными функциями
групп интересов являются