Политические партии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:54, реферат

Краткое описание

Политическая жизнь охватывает не только интересы классов, но и социальных групп, слоев, наций и народностей. Это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения доверия или недоверия власть имущим.
Слово «партия» имеет латинское происхождение. Политическая партия – это часть какого-либо общественного класса, его наиболее активная, сознательная и организованная часть, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. В нынешней обстановке, политической жизни России, сложилась такая ситуация, при которой стоит вопрос о целесообразности существования многопартийной системы

Содержание

Введение
§ 1. Определение политической партии
§ 2. Структура политической партии
§ 3. Способы образования политической партии
§ 4. Типология политических партий
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политические партии.docx

— 38.75 Кб (Скачать файл)

План:

Введение

§ 1. Определение политической партии

§ 2. Структура политической партии

§ 3. Способы образования политической партии

§ 4. Типология политических партий

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Политическая жизнь охватывает не только интересы классов, но и социальных групп, слоев, наций и народностей. Это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения доверия или недоверия власть имущим.

Слово «партия» имеет латинское  происхождение. Политическая партия –  это часть какого-либо общественного  класса, его наиболее активная, сознательная и организованная часть, которая  борется за власть или за участие  в осуществлении власти. В нынешней обстановке, политической жизни России, сложилась такая ситуация, при которой стоит вопрос о целесообразности существования многопартийной системы. Господство, фактически, одной партии при принятии законопроектов, при многопартийной системе.

 

 

§ 1. Определение  политической партии

 

 

Политическая партия — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Политическая партия –  стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой  цель завоевания политической власти или участие в ней. По сравнению  с общественно-политическими движениями и избирательными блоками политические партии отличаются большей идейной  и организационной общностью  и долговременностью действия.

Партии, как явление политической жизни, возникли сравнительно недавно. Первые в современном смысле слова  партии появились в 70-80-е годы XVII в. в Англии. В других странах они  возникли преимущественно во второй половине XIX века.

После изменения избирательного законодательства в Англии в первой половине XIX века на базе клубов и комитетов по поддержке кандидатов стали формироваться партии. В других странах Европы образование партий происходит преимущественно во второй половине XIX века, что также было обусловлено расширением избирательного права. Партии с момента возникновения были ориентированы на увеличение своей численности, расширение политической деятельности.

В настоящее время процесс  возникновения новых партий продолжается.

Главное в деятельности партии —  достижение  политических  целей,  даже если она создана для участия в политической жизни общества, а не защита социальных и иных  интересов своих членов, как, например, у профсоюзов. Помимо других реквизитов, в том  числе  количества  членов партии и процента собранных голосов,  важнейшим  требованием,  предъявляемым законом к национальной партии, является публичный,  а  не  частный  интерес, преследуемый ею в своей деятельности.

 

 

 

 

 

§ 2. Структура  политической партии

 

 

Каждый член партии занимает в ее составе определенное положение. Широкой основой партийной иерархии является масса рядовых членов, смыкающихся  с беспартийными последователями, в частности, электоратом. Они - активные статисты политических выступлений, устойчивая часть политической силы. Их усилия обеспечивают реализацию политики партии, особенно в критические моменты. Как правило, они не оказывают  прямого влияния на политику партии, но эта политика разрабатывается, проводится и корректируется с учетом их взглядов, настроений и чувств.

На следующей ступени  находятся активисты партии, повсеместно  разъясняющие ее политику и заботящиеся о реализации указаний руководства массой. Их участие в формировании политики партии сводится к передаче наверх информации о взглядах, настроениях и чувствах масс, да и своих собственных, которые тоже учитываются руководством.

Ни одна крупная партия не обходится без администрации - аппарата функционеров, обеспечивающих управление партией, информацию, подготовку решений и т.п. С ростом партии неизбежно растет ее аппарат, а также  его влияние на всю партию.

На определенном этапе  у этого слоя работников партии появляются и свои групповые интересы, которые  они вплетают в интересы партии, развивается бюрократизм - приоритет  групповых интересов управляющих, нередко он серьезно осложняет деятельность партии.

Самый высший слой партии вырабатывает политику партии и руководит ее реализацией. К этому слою относятся члены  высших партийных коллегий, представители  партии в парламентах и правительствах, руководители партийных ведомств. Они  решают кадровые вопросы партии, а  если партия у власти - то предрешают и кадровые вопросы правительства, государственной администрации. Просчеты и эгоизм этой группы могут причинить  партии самый серьезный ущерб, деформировать  ее развитие.

 

Политические партии не только подбирают и отфильтровывают  управленческие кадры, они их готовят, воспитывая навыки общественно-политической деятельности, позволяя приобрести известный  политический опыт и авторитет, служа, по образному выражению одного из буржуазных специалистов, теми воротами, через которые обязательно должен пройти будущий политический деятель.

Особое место в партийной  иерархии занимают руководители партий, здесь необходимо отметить, что институт вождей был известен во всех прежних  эпохах - фазах развития и видах  деятельности. Ни одна из них не обходилась без вождей.

Постоянная организация  требует как по формальным, так  и по практическим причинам постоянных вождей. Любой крупный партийный  аппарат нуждается в круге  лиц, занятых исключительно его  обслуживанием. Но начало формирования профессиональных вождей означает начало конца демократии. Когда народ  доверяет свою судьбу представителям, он больше не свободен.

Анализ работы подавляющего числа политических партий мира в  конце XX века показывает, что в их организационной, идейно-политической работе среди народных масс стали  все больше появляться слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали довольно громоздкими структурами, возник слой профессиональных партийных функционеров, обособленный от рядовых членов.

Нередко новые партии по своему строению и организационным принципам противопоставляли себя остальным. За образец при этом брались новые социальные движения - формы самодеятельности населения, получившие широкое распространение в последнее десятилетие. Такая партия, как "зеленые", выросшая из экологического движения, заимствовала многие "свободные" и "импровизированные" формы деятельности, свойственные подобным движениям. Отсутствие постоянного лидера, быстрая ротация депутатов, полная открытость и гласность внутрипартийной жизни, практический отказ от профессионального аппарата, даже сам свободный стиль поведения "зеленых", депутаты которых стали приемлемым появляться на заседания парламента в джинсах и свитерах, - все это воспринималось общественным мнением как попытка "взорвать" закостеневшие партийно-парламентские традиции.

 

Многие ведущие политические партии, учитывая опыт деятельности партий-движений, в корне перестраивают свою работу, исходя из изменившихся условий. Если раньше для повседневной "капиллярной" работы среди избирателей и электората считалось необходимым в партиях иметь армию активистов, выделявшихся из общей массы рядовых членов, то теперь многое изменилось. В жизнь вошло телевидение, наглядно демонстрирующее кандидатов и их программы. Оно поубавило интерес к митингам и другим традиционным формам агитации. Современная множительная техника обесценила кропотливую работу партийных активистов. Компьютеризация позволила получать и обрабатывать информацию, минуя конвейер партийных инстанций. В результате даже немногочисленная партия с хорошо оснащенным техникой и связанным с "масс-медиа" штабом может иметь надежные контакты со всей страной, с различными слоями общества.

 

 

§ 3. Способы образования  политической партии

 

Для создания  партии  необходимо выполнить ряд требований:

  • Найти как минимум 500 сторонников из разных регионов — не менее чем из половины субъектов РФ (согласно старому закону, должно было быть как минимум 45 тыс. сторонников).
  • Придумать название партии, не схожее «до степени смешения» с названиями уже существующих партийных структур.
  • Подготовиться к проведению учредительного съезда: создать оргкомитет, уведомить в письменной форме федеральный орган исполнительной власти о своих намерениях создать партию, указать ее предполагаемое наименование. Также необходимо направить сведения не менее чем о 10 членах оргкомитета, протокол его собрания, срок полномочия и место проведения. Кроме того, нужно указать порядок использования денежных средств и иного имущества.
  • Получить в федеральном уполномоченном органе подтверждение о подаче документов. В течение месяца в одном из общероссийских печатных изданий опубликовать сведения о намерении создать партию.
  • Провести учредительный съезд — для этого не требуется разрешения госорганов. От каждого региона должны приехать по два делегата (раньше необходимо было присутствие трех). Партия считается созданной с момента принятия съездом соответствующего решения и утверждения программы и устава.
  • Зайти на сайт Минюста и ознакомиться с перечнем документов, необходимых для регистрации партии.
  • Подать документы в Минюст. В том случае, если в них будут допущены ошибки, Минюст должен объяснить их и дать три месяца на исправление. Кроме того, по новому закону Минюст должен будет оказывать поддержку и консультации претендентам на создание партии.
  • Руководящие и иные органы  партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

 

Принцип свободного создания  политической   партии  отличается от  способа  ее оформления в гражданско-правовом и публично-правовом порядке.  Партия  создается только в заявительно-регистрационном  порядке, означающем необходимость  ее государственной регистрации  в качестве юридического лица. Здесь  возможны два способа создания  партии. Первый  способ  — первичное создание  партии . Она считается учрежденной с момента принятия учредительным съездом решения об ее создании, устава, программы» формирования контрольно-ревизионных органов,  образования региональных ее отделений. Деятельность  партии  с момента ее учреждения до государственной регистрации должна быть направлена исключительно на ее оформление как юридического лица.

 

Второй  способ  — преобразование в  партию  ранее созданной  общероссийской общественной организации (общероссийского общественного  движения). Вопрос о преобразовании решается на съезде указанных общественных объединений, где участники съезда помимо указанного вопроса должны преобразовать  региональные подразделения в субъектах  Федерации в региональные отделения  политической   партии , принять устав и программу партии , сформировать руководящие и контрольно-ревизионные органы. В этом случае  партия  считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, т.е. с момента государственной регистрации.

 

При обоих  способах   образования   политическая   партия, ее региональные отделения подлежат государственной регистрации, причем регистрация последних осуществляется после регистрации партии  и должна быть завершена более чем в половине субъектов Федерации не позднее, чем через шесть месяцев со дня регистрации  партии. Только после этого партия  может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае документ, подтверждающий факт внесения записи о политической   партии  в Единый государственный реестр юридических лиц, утрачивает силу, а запись о ее создании, внесенная в Реестр, аннулируется.

 

 

§ 4. Типология  политических партий

 

 

Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают своё присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими  тысячами членов. Никакая типология  не может исчерпать всего богатства  данного явления. Однако осмысление природы партий обусловило попытки  их классифицировать и систематизировать.

 

В политической науке существуют различные системы классификации  партий. В качестве основания типологизации  используются различные факторы - функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т.д.

Общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация  М. Дюверже, основанная на различиях  в структуре партий и организации  их внутренней жизни.

Структура представляет собой  наиболее синтетический компонент, испытывающий влияние значительного  числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т.д.). В то же время именно структура способствует адаптации партии к изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий в политической борьбе. Среди структурных характеристик М. Дюверже выделил общее организационное строение, систему членства, органы руководства.

Информация о работе Политические партии