Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью контрольной работы является рассмотрение политического режима, его основных элементов и видов.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд исследовательских задач, а именно:
- раскрыть понятие политического режима;
- охарактеризовать основные признаки;
- рассмотреть основные черты авторитарного, тоталитарного и демократического режимов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
1.Сущность политического режима………………………………………………...5
2.Признаки политического режима………………………………………………...8
3. Традиционная классификация политических режимов……………………….12
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы..…………………………………...………..19

Вложенные файлы: 1 файл

контр. раб по политологии.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Приднестровский  государственный  университет им. Т.Г. Шевченко

Институт истории, государства  и права

Кафедра политологии и  политических процессов

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Политология»

На тему: Политические режимы

 

 

 

 

Подготовил:

студент III курса

заочного отделения

специальность «история»

Чеколтан А.

Преподаватель:

Ст. преподаватель

Н.В. Мясникова

 

 

 

 

Тирасполь, 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3

1.Сущность  политического режима………………………………………………...5

2.Признаки  политического режима………………………………………………...8

3. Традиционная классификация  политических режимов……………………….12

Заключение………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы..…………………………………...………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Власть и господство  представляют собой основные признаки любого человеческого общества (власть родителей над детьми, директора предприятия над подчиненными и т.д.). «В политической сфере одной из  практических сторон власти, раскрывающей то, как она реально работает, является политический режим»1.

В ходе анализа учебной  литературы установлено, что термин «режим» происходит от французского слова regime и означает «управление, государственный строй, распорядок жизни, систему правил, мероприятий, условия деятельности»2. Он появился в XIX в., но широкое применение получил в 1950-х гг.

Политический  режим - это совокупность методов, используемых государством при управлении,  а также степень политической свободы в обществе и основные права личности.

Роль политического  режима в жизнедеятельности любого государства велика. Так как именно он показывает отношения правящей элиты с народом, основные условия жизнедеятельности и развития общества. Начиная с древности, эта проблема стоит в числе самых актуальных как в теории, так и на практике.

Основной целью контрольной работы является рассмотрение политического режима, его основных элементов и видов.

 Для достижения  поставленной цели представляется  необходимым решить ряд исследовательских задач, а именно:

- раскрыть понятие  политического режима;

- охарактеризовать основные  признаки;

- рассмотреть основные  черты авторитарного, тоталитарного  и демократического режимов.

Объектом  исследования является политический режим во всей полноте его разнообразия.

Предметом исследования – особенности различных видов политических режимов.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую базу контрольной работы составили работы в области политологии таких исследователей как Гаджиев К.С., Исаев Б. А., Мухаев Р. Т., А. С. Тургаев, Е.Б. Шестопал  и др.

В работе были  использованы аналитический метод, благодаря которому мы смогли изучить большое количество учебной и научной литературы по политологии и праву, а также сравнительный метод, который был использован для исследования политических режимов.

Структура работы.  Контрольная работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения и библиографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность политического  режима

Контрольная работа посвящена политическому  режиму, поэтому здесь рассмотрены  различные мнения на данную проблематику.

В результате анализа литературы было выявлено, что понятие «политический режим» является важнейшим в европейской  политологии, в отличие от американской, отдающей предпочтение понятию «политическая  система». Разное использование понятия  «политический режим» не сохранило за собой четкого содержания. Поэтому до сих пор относится  к числу спорных.

Разнообразие  мнений по данной проблеме можно условно  разделить. Так, сторонники первого  подхода утверждают, что понятия  «политический режим» и «политическая  система» - это одно и тоже.

Однако «политическая  система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь  с разных сторон: «политическая система» выявляет отношения с внешней  средой, а «политический режим» определяет методы управления.

Другие исследователи считают, что «политический режим» это форма правления. Согласно чему в жизни государства принимают участие только правительственные структуры, однако в обществе существуют еще политические партии, объединения (профсоюзы, союзы) и т.д.

В политической науке (теории политики) одно из первых определений политического режима дал французский ученый Морис Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления»3. Французский политолог Жан-Луи Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.

В науке существуют в  основном два подхода в трактовке  режима: юридический, делающий акцент на законы, и социологический, опирающийся на способы, с помощью которых осуществляется власть и, которые обусловлены культурными традициями, обычаями и т.д.

Как показал практический опыт, при социологическом подходе  в качестве субъектов власти (т.е. тех в чьих руках власть) рассматриваются  не только правительство, но и объединения, которые реально влияют на принятие решений  государстве. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться и деятельность оппозиции (не властвующей партии), а также другие, в том числе и любые граждане государства.

Ориентируясь именно на государственную власть политический режим можно охарактеризовать как совокупность методов работы основных институтов власти, используемых способов принуждения, которые показывают реальный процесс взаимодействия государства и общества.

Г. О'Доннел и Ф. Шмиттер подчеркивали, что режим — это совокупность явных или скрытых методов, «которые определяют каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики конкретных деятелей, ...используемые ими стратегии...»4. В этом смысле, когда говорят о политическом режиме, то имеют в виду реальные средства и методы осуществления политики в конкретном обществе.

Такое понимание политического  режима показывает, что он формируется  и развивается под влиянием значительно  более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик правящего режима зачастую определяется не только и даже не столько глобальными факторами, скажем, традициями, сколько обстоятельствами, а именно: отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.

 Таким образом,  политический режим — более  подвижное и динамичное явление,  чем система власти. В этом  смысле развитие одной политической  системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем — в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии — в режим коллективного руководства при Л. И. Брежневе.

Именно режимы диктуют  определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот  или иной политический курс, целенаправленно  проводят конкретную линию поведения  государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологии, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать общество, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями.

В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.

Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей, в конечном счете, подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.

  1. Признаки политического режима

Как было уже сказано  выше, политический режим определяет, как осуществляется власть, как функционируют  политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также обеспечивает достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты5.

Тип политического режима определяется уровнем развития общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.

Пользуясь данным определением, можно выделить несколько признаков  политического режима:

- способ властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;

- порядок распределения  власти;

- реализация принципа  разделения властей на законодательную,  исполнительную и судебную;

- система методов осуществления  политической власти (разрешительные — запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);

- характер отношения  населения к политическому участию:  активное, индифферентное, пассивное;  каковы формы этого участия:  организованные, стихийные;

- состояние прав и свобод в обществе; признание или непризнание властью естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина; реальность их гарантий;

- способы урегулирования  социальных и политических конфликтов;

- характер влияния,  оказываемого политической культурой основных групп общества на динамику и направленность политического процесса;

- наличие политических  партий в обществе, их внутреннее  устройство и принципы взаимоотношений  с государством; существование оппозиции,  ее статус, взаимоотношения с  государственной властью;

- политический и юридический  статус и роль армии в обществе;

- политический и юридический  статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры,  степень гласности в обществе.

Ж.-Л. Кермон выделил четыре признака политического режима:

1) принцип легитимности, который включает способы и  приемы убеждения граждан в  правомерности власти;

2) структуру институтов, под которой понимаются политические  институты в социологической  трактовке, т. е. как нормы  и правила выборов, формирования правительства, принятия решений и т. д.;

3) партийную систему;

4) форму и роль государства.

Более развернутую систему элементов  или признаков режима дали российские ученые Е. В. Макаренков и В. И. Сушков:

♦ наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе;

♦ соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в  политическом процессе;

♦ место и роль армии, полиции, спецслужб  в политической жизни общества;

♦ степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

♦ положение личности в обществе, состояние ее прав и свобод;

♦ степень вовлеченности граждан  в политику и управление общественными  процессами;

♦ уровень гласности в работе органов власти, их открытости для  контроля и воздействия со стороны общественного мнения;

♦ наличие возможностей выражения  и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью  государства;

Информация о работе Политические режимы