Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:17, реферат

Краткое описание

В современной политологии выделяют различные типы политических режимов. В качестве критериев классификации политических режимов чаще всего используются такие признаки, как: наличие или отсутствие свободы политического выбора, степень и реальное выражение плюрализма интересов, методы властвования, принципы взаимоотношений государства и гражданского общества, уровень политических свобод, наличие оппозиции, тип политической культуры и другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Политические режимы.docx

— 22.37 Кб (Скачать файл)

Политические режимы

 Для того чтобы лучше  понять основное содержание, функции  и типы политических режимов  следует, прежде всего, определить  место и значение самого этого  понятия в политической науке.

 В широком смысле  слова политический режим характеризует  реальное распределение политической  власти и влияние в государстве  и обществе. В этом значении  он представляет собой определенный  способ функционирования политической  системы общества, который позволяет  отличать одно государство от  другого. Политический режим складывается  в результате взаимодействия  всех элементов политической  системы (политических институтов, политических отношений, политических  норм и политической культуры).

 В более узком значении  слова политический режим характеризуется  как совокупность способов и  методов осуществления государственной  власти (демократические и недемократические  политические режимы). В связи  с широким (способ функционирования  политической системы) и более  узким толкованием категории  «политический режим» в политической  науке нередко делается различие  между понятиями «государственный  режим» (более узкое понятие) и  «политический режим» (более широкое  понятие).

 В современной политологии  выделяют различные типы политических  режимов. В качестве критериев  классификации политических режимов  чаще всего используются такие  признаки, как: наличие или отсутствие  свободы политического выбора, степень  и реальное выражение плюрализма  интересов, методы властвования, принципы  взаимоотношений государства и  гражданского общества, уровень  политических свобод, наличие оппозиции, тип политической культуры и  другие.

 Исходя из этого выделяют три основных типа политических режимов:

 • демократический, для  которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;

 • авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике;

 • тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.

 Безусловно, в реальной  политической жизни указанные  типы политических режимов в  чистом виде встречаются редко. Их классификация необходима  для сравнительной характеристики  методов и способов осуществления  власти. Каждый из них имеет  свои разновидности.

 Кроме того, возможны  режимы смешанного и переходного  типов, в частности:

- авторитарно-демократический,

- демократически-авторитарный,

- анархо-демократический,

- жестко-авторитарный,

- автократический,

- смешанный,

- монократический или диктаторский,

- военно-авторитарный,

- фашистский,

- теократии,

- военно-бюрократический,

- коммунистический.

 

Демократический политический режим

 Этимология термина  демократия восходит к корням  двух греческих слов - demos - народи kratos – власть и в буквальном переводе означает “народовластие” или “власть народа”. Традиционно считается, что прообразом демократии были древнегреческие Афины — город-государство в VI-V в. в. до н. э. Становление демократии уже не в качестве отдельных элементов, а в виде системы достаточно близко подходящей к теоретической модели современного демократического режима, началось много позже, в XVII-XVIII веках. Этот процесс развивался, прежде всего, в таких странах Европы, как Англия, Франция, Голландия, а также США. Социально-экономическими истоками становления демократии в этих странах были бурный рост товарно-денежных отношении торговли, развитие городов в качестве центров сосредоточения производства и накопления финансовых ресурсов; великие географические открытия и возросшая экономическая роль колоний, ряд научно-технических открытий изобретений, позволивших осуществить переход от ручного к машинному производству, развитие средств транспорта и связи.

 Все это приводило  к росту противоречий между  становящимся все более экономически могущественным так называемым третьим сословием и старой родовой аристократией. Это противоречие потребовало радикального изменения не только политического статуса третьего сословия, но и изменения политического режима в целом. Опираясь на политические идеи таких радикальных мыслителей как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.. - Ж. Руссо, Т. Пейн, Т. Джефферсон и ряда других Народы Англии, Франции, США сумели не только одержать победу над абсолютизмом, заложив политические, правовые и экономические основы будущей демократии в своих странах, но и создали необходимые предпосылки для такой социальной реструктуризации общества, которая сделала практически необратимой задачу создания многочисленного среднего класса, который и составил впоследствии социальную опору, будущему демократическому режиму.

Принципы демократии.

 Классическое определение  демократии принадлежит американскому  президенту А. Линкольну: "Демократия  – это власть народа, избранная  народом и для народа."

 Этимология этого слова  – народовластие – определяет  и ряд исходных взаимосвязанных, принципов, без которых демократии  в любом ее понимании быть  не может (некоторые авторы называют  их "основополагающими законами  демократии").

 Ядром демократии, ее  основополагающей идеей является  суверенитет народа.

Понятие демократии как власти суверенного народа включает в себя:

1) народ является единственным  и высшим источником власти  в стране;

2) государственная власть  только тогда может считаться  легитимной, когда ее формирование  и существование поддержано народом  в соответствии с нормами права  путем свободного волеизъявления  избирателей на свободных выборах;

3) народ имеет безусловное  право самостоятельно решать  свою судьбу, и по важнейшим  для судеб страны и народа  вопросам власть, как правило, обязательно  должна опираться на явно выраженное  одобрение народа;

4) народ сам выбирает  себе представителей, имеет рычаги  реального влияния на их деятельность, а также конкретные механизмы  контроля за деятельностью государства и корректировки его деятельности в период между выборами;

5) в период выборов  и в соответствии с нормами  права народ имеет безусловное  право и реальный механизм  смены власти, а также структурного  изменения характера государственной  власти;

6) в случае явного злоупотребления  власти доверием народ, перерастания  власти из инструмента реализации  интересов народа в инструмент  тирании над народом, народ имеет  безусловное право досрочно отстранить  от власти такое правительство.

 Второй важнейшей характеристикой  демократии является то, что эпицентром  такого устройства общества и  такого способа организации власти  является личность человека, которая  признается наивысшей ценностью  в стране.

Это означает:

 • общество и народ  в целом рассматриваются не  как некое монолитное образование, выражающее столь же монолитную  единую волю, а как сумма независимых  индивидов, отражающая сумму частных  интересов отдельных личностей;

 • признается безусловный  приоритет интересов личности, т.е. приоритет суммы частных интересов  отдельных независимых индивидов  над интересами государства;

 • признается, что  всякая личность от рождения  наделяется определенной суммой  прав и свобод и прежде всего - суммой, так называемых естественных  и поэтому неотъемлемых прав  и свобод, среди которых основными  являются право на жизнь; право  на личную свободу, независимость  и неприкосновенность; право на  частную собственность. Эта триада  естественных прав определяет  основы бытия человека в обществе, обеспечивая, в том числе и  право на уважение достоинства  личности и право на то, чтобы  прожить свою жизнь в достойных  человека условиях; безусловное  право жить в своей стране, на своей земле, в своем доме; наконец, право на то, чтобы человек  мог создать свою семью и  сам смог воспитать своих детей. Поскольку источником этих естественных  и неотъемлемых прав и свобод  является не общество, не государство  и даже не семья каждого  индивидуума, а сама природа человека, то эти права не только не  могут быть поставлены под  сомнение, ограничены или изъяты  у индивида, но фактически они  изымаются из ведения общества  и государства. Кроме этого личность  в демократическом обществе имеет и другие многочисленные права и свободы (политические, гражданские, экономические социальные т.п.), многие из которых фактически приобретают статус неотъемлемых.

 Понятие право человека  означает совокупность правовых  норм взаимоотношений свободных  индивидов между собою, а также  с государством и обществом  в целом, обеспечивающих возможность  действовать по своему выбору  и получать определенные блага  для жизни.

 Права, обеспечивающие  возможность выбора в поведении  и деятельности человека, составляют  свободы. Права и свободы человека, как важнейший элемент демократии, образуют целостную систему, из  которой нельзя изъять ни одно  звено, чтобы не разрушить ее.

 Права личности делятся на негативные, охраняющие свободу индивидами включающие обязанности общества, государства не совершать негативных по отношению к личности действий (произвольного ареста, пыток, жесткого обращения и пр.) и позитивные, означающие обязанности государства, общества предоставлять индивиду определенные блага (право на труд, на образование, на отдых и т. д.). Кроме того, права и свободы подразделяются на гражданские (личные), политические (связанные с возможностью участия в политике), экономические, социальные, культурные и др.

 Современная политико-правовая  концепция прав и свобод человека  закреплена в документах ООН. Один из основополагающих таких  документов – Всеобщая Декларация  прав человека, принятая в 1948 г., (в  свое время не подписанная  СССР и признанная им в президентство  М. Горбачева). В Декларации раскрываются  гражданские и политические права  и свободы, перечислены негативные  и позитивные свободы (в том  числе – свобода передвижения, совести, демонстраций и др.), раскрывается  содержание экономических, политических  и культурных прав, включая право  на жизненный уровень, необходимый  для поддерживания благосостояния  и здоровья и многое другое. Всеобщая Декларация прав человека  является частью международного  акта о правах. Помимо ее ООН  были приняты ряд других Деклараций  и Конвенций, направленных на  защиту прав человека и его  достоинства.

 Третья характерная  черта всех современных демократических  режимов – плюрализм (от лат. рluralis - множественный), что обозначает признание в общественно-политической жизни множество различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных, социальных, политических групп, партий, организаций, идеи и установки которых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе. Плюрализм как принцип политической демократии выступает антиподом монополизма в любой его форме.

К существенным признакам политического плюрализма можно отнести:

- множественность и состязательность  субъектов политики, разделение  властей;

- исключение монополии  на политическую власть какой-либо  одной партии;

- многопартийность политической  системы;

- многообразие каналов  выражения интересов, свободный  доступ к ним для всех;

- свободная борьба политических  сил, состязательность элит, возможность  их смены;

- альтернативность политических  взглядов в рамках законности.

 

 В нашей стране, как  и во всех странах, входивших  в состав СССР, в процессе демократизации  общества, после обретения независимости  стал развиваться и реальный  политический плюрализм. Однако этот процесс происходит в очень сложных условиях на всем постсоветском пространстве, где традиции тоталитарной системы еще очень живучи.

 Рассмотренные выше  три главные сущностные принципы  демократии в значительной степени  определяют и ее четвертую  характерную черту - правовой характер  и способ устройства и организации  общества и власти. Это означает, что вся деятельность власти  достаточно жестко регламентируется  правом. При этом под правом  подразумевается даже не только  и не столько совокупность  законодательных актов, которая  в данном случае выступает  в качестве формально конституированных  норм права, а сумма хорошо  понятных каждому человеку положений, в основу которых заложены: уважение  к личности и признание ее  естественных прав, свобод и законных  интересов; традиционные представления о добре и справедливости, о нравственности и добродетели, а также образом, естественном порядке и ходе вещей, который позволяет так организовать устройство общества и государства, таким образом построить модель взаимоотношения между личностью, властью и различными социальными группами, что каждый из этих компонентов имеет возможность заниматься своим делом, не мешать друг другу по взаимному динамичному развитию, процветанию и благоденствию.

 Правовой характер  демократического режима означает  безусловное юридическое равенство  людей перед законом, что означает  наличие одинаковых прав и  одинаковых обязанностей и меры  ответственности граждан вне  зависимости от пола и возраста; принадлежности к той или иной  социальной, национальной, расовой, этнической, языковой, религиозной, профессиональной  группе; вне зависимости от социального  положения или происхождения, занимаемой  должности, вероисповедания (или отсутствия  такового), идеологических убеждений, членства в партии (или отсутствия  такового), уровня образования, наличия  заслуг перед обществом и государством  или отсутствия таковых.

 Одним из элементов  современной демократии является  принцип большинства, изменивший  извечный, казалось бы, порядок в  обществе – господства меньшинства  над большинством. Принцип большинства в реальной политической практике не должен применяться формально и измеряться только количественной стороной (сведение демократии лишь к господству большинства открыло в последствии дорогу в СССР для манипуляции массами правящей государственно-партийной верхушкой, на возможность чего обратил внимание русский философ Н. Бердяев еще в первые годы после "Великой октябрьской революции" - такая опасность не устранена и в наши дни). В сведении демократии к власти большинства видит опасность и английский философ К. Поппер. Ведь большинство может править тираническими методами – предупреждает он, - и поэтому при демократии власть правящих сил должна быть ограничена.

Информация о работе Политические режимы