Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 17:39, реферат
Политический режим, одно из самых нестабильных понятий, как в мировой политике, так и в научном мире. Что же представляет собой политический режим, какие виды бывают, в чем их особенности, в чем же проблематика их классификации и описания – вот основная цель данного реферата. Но с чего же начать? Для начала можно разделить весь реферат на несколько частей в которых будет описываться различные проблемы данной темы, во – первых это само понятие политического режима, что оно собой представляет. Во – вторых, будут раскрыты основные виды политических режимов, а так же их подвиды. В – третьих, мы посмотрим на проблематику классификации и типологии этих режимов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Н.КАРАЗИНА
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ»
Студента 2 курса
Группы ИС – 21
Скибы М.Ю
Харьков – 2015
Политический режим, одно из самых нестабильных понятий, как в мировой политике, так и в научном мире. Что же представляет собой политический режим, какие виды бывают, в чем их особенности, в чем же проблематика их классификации и описания – вот основная цель данного реферата. Но с чего же начать? Для начала можно разделить весь реферат на несколько частей в которых будет описываться различные проблемы данной темы, во – первых это само понятие политического режима, что оно собой представляет. Во – вторых, будут раскрыты основные виды политических режимов, а так же их подвиды. В – третьих, мы посмотрим на проблематику классификации и типологии этих режимов.
Но начнем мы с самого понятия «политический режим». В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с некой формой государства, управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках до конца XIX– начала XX вв. Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.
В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через некий политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но иногда и сам политический режим по отношению к другим формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью вероятно можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.
Политический режим любой из стран не только влияет на политическое развитие общества, а так же на его социально-сословную ситуацию, но и сам определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего государства. В зависимости от общества и его принципов. В том же рабовладельческом обществе политический режим любого государства, так или иначе, был связан с делением людей на свободных и рабов. При феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.
Целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим», которые хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое, в общем и целом, характеризует методы осуществления государственной власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни общества.
Политический режим — это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям.
Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.
Всем известный античный философ и историк Аристотель дает нам два критерия, по которым можно провести классификацию режимов: по тому, в чьих руках власть, и по тому, как эта власть используется.
Типология политических режимов определяется не только социальными факторами, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая и разнообразная нравственная природа демократического режима предполагает признание таких общих гуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.
Природа авторитарного режима – это, наоборот, постоянно навязываемая всем сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности. Авторитарное, в особенности тоталитарное, государство активно и прямо вторгается в не принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.
Анализ различными школами политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. Которые мы вероятно с вами затронем в данном реферате. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов, они не умеют стоять на месте.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Перейдем к рассмотрению самих политических режимов.
Понятие демократия (от греч. demos и kratos — «народовластие») означает разновидность режима, власти (государственной или общественной), которая избирается большинством народа (прямо или через представителей) в интересах его основных социальных групп и конкурирующих политических сил, реализуется при его определенном участии и косвенном контроле. «Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа»». Сущность демократии состоит в том, что она представляет собой такую форму правления при посредстве народа, когда власть, как правило, осуществляется профессиональными политиками.
Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:
1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.
2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".
3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.
4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
5. Важной характеристикой
демократического
6. Демократический
политический режим характеризуется высокой
степенью реализации прав человека. К
ним относятся нормы, правила и принципы
взаимоотношений государства и граждан.
К ним так же можно отнести и такие принципы:
- наличие оппозиционных власти партий,
общественно-политических организаций
и объединений;
- критическое
отношение к существующим
- осуществление
принципа разделения властей
на законодательную, исполнительную
и судебную, призванного обеспечить
свободу и безопасность
- требования
полного освобождения
- развитие гражданских
прав и свобод, гласности, значительное
увеличение независимых
Как
говорилось ранее, у каждого политического
режима есть свои отрасли и подвиды, в
демократии их наблюдается всего лишь
три:
1. Прямая демократия - весь народ
(имеющие право голоса) непосредственно
принимает решения и следит за их исполнением.
Такая форма демократии наиболее характерна
для ранних форм демократии, например,
для родовой общины.
2.Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.
Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.
3.Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.
Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.
Перейдем к Авторитарному режиму, в мире существует так же множество видом этого режима.
Авторитаризм — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.
Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати.
Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все эти структуры власти могут существовать.
При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.
В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.
Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.
Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.
В мировом обществе
в XX веке имели место различные виды
авторитарных режимов: полуфашистский,
военно-диктаторский (частое явление в
странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный,
а иначе сказать монократический режим
(характерный для некоторых стран Африки
и отдельных государств Азии). Отмечаются
также конституционно-патриархальные,
клерикальные и расистские режимы.
Можно так же добавить принципы авторитаризма:
- небольшое число носителей власти (диктатор,
военная диктатура, олигархическая группа);