Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:20, реферат
Термин «Политический режим» появился в 1960-1970 гг. Именно в эти годы в юридической литературе появились издания в которых этот термин употребляется, (например Денисов), и разрабатывается его понятие, (например
Петров) – эти авторы подробно разрабатывали и развивали тему сущности и формы государства, хотя их точки зрения по вопросу о «Политическом режиме» не совпадали.
Понятие политический режим
Виды политических режимов
Демократические режимы
Недемократические режимы
Тоталитарный
Авторитарный
Выполнила:
студент группы ОМ-109 Б
Брюшинина Евгения
Проверил:
Жылысбаев Ж.Д
Алматы 2012
Содержание:
Понятие политический режим
Виды политических режимов
Демократические режимы
Недемократические режимы
Тоталитарный
Авторитарный
Понятие политический режим
Термин «Политический режим» появился
в 1960-1970 гг. Именно в эти годы в
юридической литературе появились
издания в которых этот термин употребляется,
(например Денисов), и разрабатывается
его понятие, (например
Петров) – эти авторы подробно разрабатывали
и развивали тему сущности и формы государства,
хотя их точки зрения по вопросу о «Политическом
режиме» не совпадали.
Так Денисов А.И. в своей работе подробно останавливается на вопросах типы государства, сущность государства. Рассматривает точки зрения на государство с глубокой древности до современных дней.
В разделе: «Форма государства» он дает определение форме государства: «Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления»[1].
Политический режим он к «Форме
государства» не относит. О нем
Денисов пишет следующее: «От формы правления
государственного устройства отличается
политический режим. Термин политический
режим в теории государства и права, применяется
для обозначения любой классовой сущности
государства, и в этом смысле он тождественен
термину диктатура, либо того или иного
метода осуществления классового господства»[2].
Спустя несколько лет
«Под формой государства понимают организацию политической власти в государстве, взятию в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима»[3].
Понимая так форму государства, он дает определение ее трех элементов: «Форма правления – это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.
Форма государственного устройства –
это административно
Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе»[4].
Эта точка зрения стала ведущей в теории государства и права, но не единственной. Понимание политического режима в кругах теоретиков государства и права, как бы образовало два лагеря: один из них придерживается мнения, что политический режим относится к форме государства, и в этом близок к Петрову, а другой – относит политический режим к сущности государства, и в этом схож с Денисовым.
Виды политических режимов.
Политический режим является одним
из важнейших составных формы
государства. Теоретики государства
и права выделяют политических режимов
несколько видов, подразделяя их
на две большие категории, а именно
демократические и
Демократические режимы.
Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства : свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим - характеризуется
высокой степенью политической свободы
человека, реальным осуществлением его
прав, позволяющим ему оказывать
влияние на государственное управление
обществом.
Политическая элита, как правило, довольно
узка, но она опирается на широкую социальную
базу.
Характерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народ
выбирает своих представителей
власти и может периодически
сменять их. Выборы должны быть
честными, соревновательными, регулярно
проводимыми. Под “
Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.
2) Периодическая выборность
Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства
- лица, осуществляющие верховную
власть, избираются, причем избираются
на определенный, ограниченный срок,
смена правительства должна
3) Демократия защищает права
отдельных личностей и
Лишь сочетание правления
Если же в отношении меньшинства
применяются дискриминационные
меры, режим становится недемократическим,
независимо от частоты и честности
выборов и смены законно
4) Равенство прав граждан на
участие в управлении
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.
Важным каналом участия
Третьей, наиболее распространенной
в современном обществе формой политического
участия является представительная
демократия. Её суть
- граждане избирают в органы власти своих
представителей, которые призваны выражать
их интересы в принятии политических решений,
в принятии законов и проведении в жизнь
социальных и других программ. Процедуры
выборов могут быть самыми разнообразными,
но каковы бы они не были, выборные лица
в представительной демократии занимают
свои посты от имени народа и подотчетны
народу во всех своих действиях.
Демократические государства различны,
но все они имеют общие
1) Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном
(от франц. SOUVERAIN-носитель верховной власти в государстве );
2) Правительство основано на согласии управляемых;
3) Правило большинства;
4) Правило меньшинства; шинства большинству при ува-
жении интересов и мнений меньшинства
5) Гарантии основных прав
5) Свободные и честные выборы;
6) Равенство перед законом;
7) Справедливое судопроизводство;
8) Конституционное ограничение правительства;
9) Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;
10) Ценности сотрудничества и компромисса.
Есть разные формы правления
демократических режимов. Достаточно
распространенными формами
Отличительным признаком президентской
республики является то, что президент
в ней одновременно выступает
и главой государства, и главой правительства.
Пожалуй, самый яркий пример президентской
демократии - это
США. Исполнительная власть сконцентрирована
в руках одного правителя, т.е. у президента
США, который регулярно через каждые 4
года избирается всем народом. Президент
назначает членов кабинета министров,
которые подотчетны только ему, а не парламенту.
Вот сущность президентского правления.
Это отнюдь не означает, что президент-
диктатор. Президент не имеет законодательных
полномочий. Вся законодательная власть
принадлежит высшему законодательному
органу США - конгрессу (палате представителей
и сенату).
При исполнении своих полномочий президент
США в определенной ограничен властью
конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета,
имеет право отменить любые назначения
президента США ( право вето ) и, наконец,
конгресс вправе начать процесс “импичмента”,
т.е. досрочного отстранения президента
от власти ( за измену, за нарушение Конституции
и другие преступления ).
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть три главных типа парламентских режимов.
Первый может быть описан как
однопартийное большинство в
парламенте, т.е. когда одна политическая
партия постоянно настолько сильна,
чтобы образовать правительство. Иногда
такое правление называют
“Вестминистерской моделью”, имея ввиду
Британский парламент, в котором взятой
партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать
правительство на весь срок выборов.
Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения ) различных партий , из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными ( Италия ).
Третий тип парламентского режима
часто называют консенсуальным. Он
был предложен одним из современных
политологов Лайбхартом. Он предложил
концепцию консенсуального парламентского
режима для того, чтобы обозначить режимы,
существующие за счет регионального или
этнического большинства.
Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют
менее 15 % бельгийского населения и где
при парламентском или президентском
правлении франко- говорящее население
превратилось бы в людей второго сорта,
была изобретена система заранее спланированных
компромиссов, т.е. та ситуация, при которой
защищены права обеих лингвистических
групп. Для разрешения каких-либо спорных
вопросов обе стороны создают комиссию
из равного количества представителей
этих этнических групп и пытаются найти
компромисс.