Политический конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:47, контрольная работа

Краткое описание

Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

Содержание

Введение
1. Политический конфликт: понятие, причины, функции, виды
2. Пути и методы разрешения политических конфликтов
3. Политические конфликты в Российском обществе: причины, динамика развития, особенности регулирования
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

 В  этой связи следует отметить, что на результаты выборов  1996 г. и, что самое главное,  на их оценку с точки зрения  справедливости и равенства, несомненно, влияет несопоставимая разница в объеме и характере ресурсов, которыми располагали претенденты на пост Президента РФ. Оставляя в стороне выявившееся несовершенство избирательного законодательства, острую критику части избирателей вызвала фактически полная монополия одного из кандидатов на самые влиятельные виды СМИ - на телевидение и радио. Раздражение некоторых избирателей вызывало и превращение ведущих членов правительства, начиная с его Председателя, в центральный штаб, а глав администраций многих регионов и их подчиненных - в фактические региональные штабы по выборам Б.Н.Ельцина. Помимо бросающейся в глаза чрезвычайной дороговизны его собственной избирательной кампании (отсутствие достоверных данных о ее стоимости - другой источник недовольства части граждан), негативную оценку некоторых избирателей получили многомиллиардные раздачи долгов и субсидий из госбюджета действующим Президентом РФ, которые проводились, по существу, в рамках его избирательной кампании.

 Трагичным исходом могут обернуться регулярно предлагаемые обществу такие рецепты решений политических конфликтов и достижения стабильности как перенос или даже отмена выборов, роспуск оппозиционного парламента, запрещение политических партий, установление "демократической диктатуры", или режима личной власти во имя "порядка и борьбы с преступностью". Об этом неоспоримо свидетельствуют данные проведенного по заказу Центризбиркома в мае 1996 года исследования по представительной общероссийской выборке (авторы исследовательского проекта: В.Г.Андреенков, Е.Г.Андрющенко, Ю.А.Веденеев, В.С.Комаровский, В.В.Лапаева, В.В.Смирнов). Почти 60% россиян рассматривают выборы в качестве основного средства формирования органов власти. То, что выборы стали одной из базовых политических ценностей для большей части российского общества, подтверждается и тем, что только 16,4% респондентов одобряют использование отказа от участия в выборах как средства воздействия на власть. В то время как 67,1% не одобряют абсентеизм избирателей.

 Гражданственную зрелость российского избирателя подтверждают и другие данные названного исследования. Так, основным мотивом (44,8% респондентов) его голосования за конкретного кандидата является оценка того, что он может сделать для России. Об устойчивости этой позиции свидетельствуют ответы на вопрос о мотивах участия респондентов в выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1995 г.: 42,6% руководствовались прежде всего исполнением своего гражданского долга, а 23% не хотели, чтобы другие решали за них, кому быть у власти.

 Вместе  с тем, в политическом сознании  соотечественников есть ряд неблагоприятных  для достижения политического  согласия аспектов. Прежде всего,  это довольно большая доля  граждан, отрицательно относящихся  к деятельности федеральных органов всех трех ветвей власти:

- к  Совету Федерации - 21,6%

- к  Конституционному Суду - 22,4%

- к  Государственной Думе - 38.9%

- к  Президенту РФ - 42,5%

 Это  означает, что не менее, чем  каждый пятый (а в случае  с Президентом - почти каждый  второй) россиянин является потенциальным сторонником оппозиции. Само по себе наличие недовольных органами государственной власти и управления не опасно, если граждане полагают, что своим участием в выборах они могут изменить ситуацию в стране. Однако 25,7% соотечественников в той или иной степени в это не верят.

 Другим  институтом демократического общества, выступающим посредником между  гражданином, с одной стороны,  и государственными органами, госслужащими  и государственными руководителями, обеспечивающими ненасильственное разрешение конфликтов, с другой, являются политические партии. Увы, в нашей стране политические партии эту посредническо - консенсуальную роль сегодня играть не в состоянии. Только 20,4% граждан считают себя сторонниками какой-либо политической партии; принадлежность кандидата к определенной политической партии занимает лишь четвертое место среди тех обстоятельств, которые избиратель учитывает при выборе, за кого ему голосовать; за голосование только по партийным спискам выступает лишь 8,6% избирателей, а за смешанную избирательную систему, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, выступает еще 13,1%. Таким образом, мы можем констатировать негативно-отчужденное отношение к политическим партиям большинства россиян.

 Для  достижения компромиссов и согласия в обществе, наряду с использованием всего известного арсенала разрешения политических конфликтов, необходима их юридизация. Речь идет в первую очередь о разрешении конфликтов в рамках конституционно-правовых норм и посредством преимущественно судебно-правовых институтов и процедур. Это, в свою очередь, предполагает восстановление конституционного баланса исполнительной и законодательной ветвей власти. Слишком велика опасность того, что когда-нибудь тот или иной Президент РФ воспользуется беспрецедентными для демократического общества огромными конституционными полномочиями для установления в очередной для России раз авторитарного режима.

 Необоснованность  нарастающих усилий ряда политических  сил, причем с внешне различными  идейно-ценностными ориентациями, доказать не только готовность большинства россиян к авторитарному режиму, но даже желательность для них такого режима, показывают данные того же исследования. Достаточно сказать, что три основы демократии: свобода в политической сфере (свобода выборов), свобода в экономической сфере (свобода предпринимательства) и свобода в сфере информации и прав человека (свобода слова) в общей сложности интериоризированы и поддерживаются 54% граждан страны. С другой стороны, лишь 5,3% россиян полагаются исключительно на назначение "сверху" как способ формирования органов власти, так как не верят в способность рядовых граждан эффективно осуществлять функцию отбора руководителей. То, что лишь незначительная часть населения сохранила в радикально-консервативной форме характерную для дореволюционной и, частично, советской России авторитарно-патерналистскую политическую культуру, подтверждает доля сторонников абсолютной монархии (1,9%) и конституционной монархии (3,6%) как наиболее подходящих для нашей страны форм государственной власти (правления).

 Все  это дает серьезное основание  для отказа от попыток авторитарно-насильственного  решения проблем страны и для  поиска демократического согласия  в обществе. Тот факт, что и  вновь избранный Президент РФ и его основной соперник сделали заявления о своей готовности к сотрудничеству и компромиссам, внушает определенную надежду. Не использовать такую возможность было бы непростительной и опасной ошибкой для России.

 

 

Заключение

 

 В  современных условиях конфликты в России – единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования.

 Сложная  политическая и социально-психологическая  ситуация в России не только  определяет в значительной степени  содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

 По  этой причине и из-за отсутствия  опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

 

 

Литература

 

1. К.С.Котанджян. Этнополитология  консенсуса-конфликта. М.: Луч, 1992

 

2. В.И.Дорофеев, В.А. Родионов. Основы  политологии. СГУ, 1993

 

3. К.С.Гаджиева. Введение в политологию. М.  Просвещение, 1994

 

4. П.Сорокин.  Человек. Цивилизация. Общество. М.:Политиздат, 1992. С. 251

 

5. Доминик  Кола. Политическая социология. Пер. с фр., М., Изд-во «Весь мир», 2001

 

6. Ю. Делевский.  Социальные антагонизмы и классовая  борьба в истории. С. Петербург, 1910

7. В.В.Лунев.  Преступность в межнациональных  конфликтах.//Социологические исследования. 1995. № 4


Информация о работе Политический конфликт