Политический конфликт в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение анализа сущности политического конфликта, а так же исследование природы политического конфликта и способов его урегулирования.
Задачами курсовой работы является:
1. Проанализировать сущность политического конфликта
2.Узнать структуру политического конфликта и рассмотреть типологии политических конфликтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1Понятие, сущность, структура политического конфликта…………….5

1.1 Понятие, сущность, структура……………………………………….5

1.2 Типология и этапы протекания политического конфликта………12
Глава 2 Политический конфликт в современной России

2.1Способы урегулирования политического конфликта……………...19

2.2Политический конфликт в современном российском обществе………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2012.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Политический конфликт в современной России.

2.1Способы регулирования  политического конфликта.

Многие специалисты-конфликтологи и практические политики считают, что управлять конфликтом - это уметь закончить, разрешить его, примирив участников. Так, один из авторов монографии «Юридический конфликт процедуры разрешения» 18пишет: «Управление конфликтом предполагает деятельность, направленную на примирение противоборствующих интересов и выработку общего согласованного решения».Другой автор этой книги     хотя и признает, что управление может осуществляться «в целях как урегулирования, так и обострения конфликта», все же настаивает на том, что «управление конфликтами выражается в осуществлении... комплекса политических, военных и экономических, прямых или косвенных форм воздействия на поведение непосредственных сторон с целью побудить их к необходимой мере контроля над конфликтами и обращению к средствам мирного урегулирования, достигая этим, в конечном счете, предотвращения конфликта».

Наряду с этой сформировалась иная концепция управления конфликтом (conflict management), которая, с точки зрения ее приверженцев, более реалистична, чем идеи необходимости разрешения или предотвращения конфликтов. Эта концепция исходит из того, что предотвращение, разрешение и прекращение, равно как разжигание и эскалация конфликта, есть частные задачи, возникающие в ходе решения задачи более общей -собственно управления конфликтом.

Не вынося приговора ни одной из этих концепции можно отметить, что вторая шире предыдущей, она как бы «поглощает» ее. Поэтому представляется оправданным, не пренебрегая миротворческим пафосом и рациональными моментами, присущими каждой из них, исходить из того, что управление конфликтами -деятельность, направленная на достижение целей, состоящих в поддержке, окончании конфликта или любом другом воздействии на его ход.

В соответствии с этим, управление политическим конфликтом том по отношению к его разрешению выступает как более универсальный и многообразный по своему содержанию процесс. Управление конфликтом может осуществляться как «изнутри» - одним, несколькими или всеми его участниками, так «извне» - миротворцами, разжигателями или посредниками. В роли управляющих политическим конфликтом могут выступать самые разные социальные субъекты - от индивидов до международных организаций. Вместе с тем будем иметь в виду, что с этой точки зрения управление конфликтом включает в себя его окончание не как императив, необходимое, категорическое требование, а лишь как одну из задач, поставленных перед собой его участниками. Эта задача может ставиться вследствие роста издержек и риска, связанных с достижением целей, изначально поставленных участниками конфликта или в связи с их успешной реализацией. Примерами этому может быть предпочтение ядерными державами -США и СССР - бесславного для них окончания конфликтов во Вьетнаме и Афганистане, хотя военная победа, может быть и могла бы быть достигнута путем применения всех имеющихся в их арсенале средств вооруженной борьбы.

В качестве примера остановимся на одной из типовых стратегий противоборства - «стратегии сдерживания». Позволяя весьма эффективно управлять конфликтом, повышать или, напротив, понижать уровень социально-политической напряженности, переходить от одной ступени эскалации конфликта к другой, она вместе с тем позволяет избегать его нежелательного обострения, угрожающего, например, открытым, вооруженным противоборством. Возникнув на заре человеческой истории, эта стратегия получила свою развитую форму в середине XX в., во время ожесточенного противоборства двух мировых социально-экономических систем и представлявших их двух великих ядерных держав - СССР и США. Сутью «стратегии сдерживания» является стремление удержать противника от широкомасштабного применения насилия, путем создания собственного потенциала, использование которого угрожает ему неприемлемым ущербом. Но если раньше этот ущерб для проигравшей стороны выражался в потере части территории, смене династии или правительства, переходом под господство победителя, утрате своей роли и положения в системе властных отношений, то появление и распространение ядерного оружия придало этой стратегии, куда большее значение. Угроза стала связываться не с поражением в ходе вооруженного конфликта, а с риском для самого существования обоих его участников, независим от исхода их столкновения. Даже не подчеркивая то немаловажное обстоятельство, что ядерная война несет в себе опасность для всего человечества, можно сказать, что более мощных средств достижения своих целей, чем ядерное вооружение у противоборствующих на мировой арене политических общностей никогда не было, выработать оптимальную, пригодную для всех участников всех конфликтов стратегию невозможно: их цели и те средства, ресурсы, которые могут быть использованы для достижения этих целей в громадном большинстве случаев не совпадают. Отсюда - стремление выработать и классифицировать набор стратегий, используемых в различных, не похожих друг на друга конфликтных ситуациях. Среди такого рода попыток обращает на себя внимание комплекс стратегий, который можно было бы назвать «птичьим». Он включает в себя «стратегию страуса», «стратегию голубя» и «стратегию ястреба».

«Стратегию страуса» характеризует стремление ее последователей уйти от конфликта. Они предпочитают не замечать даже предельно острые столкновения интересов противоборствующих сторон, призывают не драматизировать ситуацию, полагая, что их призывы к мирному решению проблем могут решить спорные вопросы полюбовно. Самое большое, на что способны «страусы», это признать существование конфликта, но это видимое признание для них не является основанием для реальных действий, изменения своего поведения, статуса и, соответственно, смены стратегии, превращения в другую «птицу», более склонную к полетам.

Суть «стратегии голубя» состоит в стремлении завершить конфликт любыми средствами, даже ценой односторонних уступок и значительных потерь. «Голубь» легко подчиняется воле соперника и под его влиянием склонен отказываться от собственных интересов, определяющих его позицию. «Стратегия голубя» часто используется в предвидении поражения и, как правило, бывает вынужденной, продиктованной неблагоприятно складывающимися обстоятельствами. Не удивительно, что завершившийся конфликт при изменении ситуации часто вспыхивает вновь, разгорается с новой силой.

 «Стратегия ястреба» заключается  в окончательном разгроме противника, безусловной победе над ним. «Ястреб»  твердо придерживается своей  позиции и постоянно требует  от противоположной стороны уступок  и удовлетворения его требований. Для него характерны использование насильственных методов разрешения конфликтов, он часто прибегает к таким средствам, как угроза и давление. Психологически «ястреб» не доверяет своим противникам, он исключает сотрудничество с ними, более того, он склонен вводить их в заблуждение относительно своих подлинных намерений. Единственно приемлемый для «ястреба» вариант разрешения конфликта - это его собственный. Этот тип стратегий разработал Д.Амелин.19

По мнению французского политолога Филиппа Бро20, фатальность конфликтов и идея консенсуса или, по крайней мере, сплоченности, кажутся неразрывно связанными в политической практике как на международной арене, так и внутри страны. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение.

Сдерживающими факторами конфликтов в политической области является высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Важно отметить    и    искусство    политического    маневрирования    как    средство предупреждения конфликта. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает.

Каковы же конкретные методы разрешения конфликтов?

1.  Метод избегания конфликта. Но избегание конфликта не означает его фактического разрешения, т.к. само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается.

2.  Отрицание или подмена конфликта, способ отношения к конфликту, когда ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость. Например, политический деятель, ведущий избирательную кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами.

3.    Метод конфронтации. Обязательно выдвигает на авансцену политики явно неразрешимый антагонизм во всей его грубой неприкрытости. Но конфронтация же может вести к кризису и крушению политического режима.

4.  Метод откладывания конфликта. Сдача "на милость победителя" -действие довольно распространенное в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.

5.  Примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства.

6. Третейское разбирательство или арбитраж. Считается, что этот метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы.

7.    Переговоры, которые необходимы для того, чтобы избежать применения насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов.

Очевидно, что одним из главных условий согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.

Регулирование конфликтов преследует цель ограничения интенсивности и масштаба конфликтов путем разработки и применения системы мер. Создание благоприятного для разрешения конфликта соотношения сил приводит в действия процедуру переговоров. Наиболее благоприятным разрешением конфликта является достижение политического консенсуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Политический конфликт  в современном российском обществе.

Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации — реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-экономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему советскому обществу.

Главная причина политических конфликтов в современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально - экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества. Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают конфликты, характеризуют следующие факторы:

а)  радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации;

б) деформация-смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.;

в)  расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий;

г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;

д)  массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;

е)  политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.

Определим основные виды политических конфликтов в России:

- между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе    становления института президентства;

- между элитами финансово-промышленных  групп;

- внутрипарламентский;

- между партиями;

- внутри государственно-административного  аппарата.

-между правительством и народом

Трудности предупреждения и разрешения политических конфликтов связаны с самим их характером. Эти конфликты возникают из различий интересов, соперничества и борьбы социально-профессиональных, этнических, конфессиональных и иных групп, слоев, общностей и даже индивидов в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти, овладения и использования ее материально-финансовых и позиционно-ролевых (позиции вождя, военачальника, короля, министра, президента, депутата, судьи, лидера политической партии и т.д.) ресурсов, выработки и реализации программ (курсов действий) достижения тех или иных целей.

В общем и целом можно рассматривать политический конфликт как выход политической системы за обычные для нее рамки, нечто вроде помпажа у турбореактивного двигателя. Явления потенциально опасного, но с которым опытный пилот умеет хорошо справляться. В самом по себе политическом конфликте как явлении нет ничего необычного, подобные процессы происходят с той или иной периодичностью в любых обществах, независимо от типа политической системы и уровня развития. Можно вспомнить политический кризис во Франции 1968 года, приведший к отставке генерала де Голля, или - 1974 года в США, закончившийся отставкой президента Никсона, затяжное противостояние правительства и профсоюзов в Великобритании в начале 1980-х годов или события 1989 года в Китае, закончившиеся бойней на площади Тяньаньмэнь и т.д.

Информация о работе Политический конфликт в РФ