Политический лидер. Типология политических лидерств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Лидерство существует во всех сферах общественной жизни – в бизнесе, в науке, искусстве, семье и школе. Открыв словарь, мы можем прочесть, что лидер (англ. Leader – ведущий, руководитель) – это лицо, способное воздействовать на других в целях организации какой-то совместной деятельности. Но особенно ярко лидерство проявляется в сфере политики.

Содержание

1. Введение
Глава 1. Определение и научные подходы к понятию политического лидерства
1.1. Определение политического лидера и лидерства
1.1.1. Объективная и субъективная стороны лидерства
1.1.2. Стили политического лидерства
1.2. Обзор научных подходов
Глава 2. Типология и функции политического лидерства
2.1. Типология политических лидеров
2.2. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве
2.3. Функции политических лидеров
3. Характеристика политических лидеров России
4. Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Politichesky_lider_sotsio.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на трудности, с которыми столкнулись сторонники теории «черт лидера», следует признать, что личностный фактор значит очень много, но он приобретает весомость лишь в контексте деятельности лидера. Черты лидера следует рассматривать не изолированно от социальных условий, а в связи с ними, и не в статике, а в динамике.

Среда для формирования и деятельности лидера имеет огромное значение. Разные политические режимы создают и разные возможности для реализации тех или иных целей и политических инициатив лидера. При устойчивом конституционном правлении авторитарные замашки лидера «гасятся» механизмом сдержек и противовесов. Развитая правовая культура общества препятствует сомнительным в правовом отношении инициативам лидера. Таким образом, среда вводит ограничения для деятельности лидера или создает благоприятные возможности для развития тех или иных предрасположенностей его характера.

При исходных экономических и политических условиях личность накладывает отпечаток на всю систему. Понятна разница, например, между венгерским политическим лидером Я. Кадором и политическим лидером Румынии Н. Чаушеску. Тоталитарные режимы в Германии, Италии, России возникли в результате Первой Мировой войны, революций и контрреволюций, но многое в истории этих стран определяется личностью диктатора, который находился на вершине власти. Верно и то, что разные системы создают и разные условия для реализации конкретных личностных качеств.

Однако абсолютизация влияния среды может вообще свести лидерство лишь к функции ситуации, к эпифеномену. На самом деле среда создает конкретную ситуацию, в которой действует лидер. Средства, находящиеся в руках лидера, также обуславливают процесс его реагирования на проблемы и пути их реализации. Сам лидер – часть среды и не может отделить себя от нее. Лидер зависит от того, что среда создает, подсказывает и даже диктует.

В последнее время ученые все больше ориентируют на создание «общей теории лидерства», которая бы открывала путь к всеобъемлющему анализу лидерства как социально-властного феномена, но пока политология находится в состоянии, которое американский политолог Ю. Дженнингс: «Никто не может быть удовлетворенным и сказать, что тайна лидерства открыта».

 

    1. . Функции политического лидерства

Политический лидер – это человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы народа или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств, необходимых политическому деятелю. Отсюда вытекают четыре основные взаимосвязанные функции политического лидера. Политический лидер выступает:

1.как объединитель людей,

2.как защитник их интересов,

3.как инициатор обновления жизни,

4.как организатор деятельности людей.

Выполняя первую функцию,лидер согласовывает различные интересы, объединяет людей вокруг сформулированных им общих целей и ценностей,создает в группе или обществе дух взаимной доброжелательности,солидарности и сотрудничества,поддерживает непосредственную связь между властью и народом.

В своей второй функции лидер защищает интересы людей:обобщает, выражает и доводит до сведения органов власти их требования,предлагает пути решения проблем, контролирует ход выполнения принятых решений и соблюдение в обществе законности.Порядка и демократических принципов. Тем самым он служит гарантом*справедливости,обеспечения прав и свобод личности и защиты людей от произвола бюрократии и беззакония.

Третья функция предполагает, что лидер должен своевременно замечать ростки нового, прогрессивного и выступать инициатором обновления и развития общественной жизни.

Наконец,выполняя четвертую функцию. Лидер организует действия людей в своей социальной группе или в обществе в целом, стимулирует их рациональное самоуправление.Находя и принимая оптимальные политические решения, он берет ответственность за их реализацию на себя и мобилизирует людей на осуществление намеченных целей.

 

Функции политического лидерства представляют собой главные направления его деятельности. Их количество, равно как и объем, зависят от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества и т.д. Обычно выделяют функции:

  • Диагностическая функция. «Постановка диагноза» – период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяя наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает на основе полученной информации от советников, помощников. Но, учитывая оценки экспертов, лидер, и только он, ставит «диагноз» ситуации.
  • Директивная функция. Она включает в себя определение направления действий: как и что конкретно надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему.
  • Интегративную - согласование и объединение интересов различных слоев населения на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов;
  • Ориентационную — выработка политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных общественных групп;
  • Инструменталистскую — лидер не только провозглашает программу, но и предлагает механизм ее осуществления;
  • Мобилизационная функция.

лидерство – это нечто больше, чем анализ и принятие решений. Это и «мобилизация» на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели. Лидерство в политике выполняет важнейшую мобилизационную функцию. Вокруг лидера сплачиваются группы, социальные слои, нация в целом. Многие исследователи политического лидерства считают, что многообразные социальные интересы только с приходом лидера получают четкое оформление и переносятся в центр политической жизни. Лидер способствует политической самоидентификации индивидов, социальных групп, слоев. Действуя на людей в массе, лидеры способны воодушевлять и повести их за собой на реализацию самых сложных задач, требующих от граждан и мужества, и жертвенности, и героизма.

  • Функция социального арбитража и патронажа - лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты гражданских свобод и т.д.6

 

Таким образом, лидер – это авторитетный член организации или социальной группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в принятии решений в политическом процессе и конкретных ситуациях. «Идеальное» лидерство есть сочетание трех основных функций: «постановки диагноза», определения направления действий и мобилизации.

  1. Характеристика российских политических лидеров

Процесс появления политических лидеров в современной России закономерен и имеет свои особенности. Демократия, к которой мы так долго стремились, внесла свои коррективы в портреты политических лидеров современной России. Нельзя также не отметить тот факт, что остались и черты предыдущей системы, существовавшей многие годы, сформированные командной директивой и необходимостью того времени.

Особенностью политических лидеров современной России считается то, что они совмещают в себе две роли, с одной стороны – роль политика, а с другой – роль собственника производства. Это и отличает их от политиков Западной Европы. У политиков Западной Европы «узкая специализация», они являются только политиками, повседневно показывая свой профессионализм на политической арене.Также политические лидеры современной России обладают специфическими чертами, свойственными только им. Политическое лидерство в России подкреплено либо богатством, либо неформальными связями.

Если рассмотреть отечественных политических лидеров от В.И.Ленина до В.В.Путина, то В.И.Ленину в этой цепочке принадлежит роль «отца-основателя» советского социалистического государства. Затем следует целый ряд «последователей-охранителей» — продолжателей «дела Ленина» в лице И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева и др. Хотя из этой «плеяды» реально обладал качествами подлинного харизматического лидера-вождя только И.В.Сталин.

А вот М.С.Горбачев в эту когорту «верных ленинцев» не вписывается и предстает уже в облике не «лидера-охранителя», а лидера-реформатора, который, сохраняя верность социализму, осознал, что «марксизм — не догма, а руководство к действию». И инициировал процесс его реформирования, который вошел в историю под названием «перестройка». Однако в силу действия объективных законов, вырвавшихся из-под спуда государственного подавления, «перестройка» в итоге привела не к «динамизации» и «демократизации социализма», а к отказу от него и замене социализма капитализмом.

На этом фоне фигура Б.Н.Ельцина — человека, находившегося на самом верхнем этаже властной иерархии в СССР (сначала в «ипостаси» первого секретаря Свердловского обкома КПСС, затем первого секретаря Московского горкома КПСС и, наконец, члена Политбюро ЦК КПС), смотрится как фигура лидера-«ренегата». «Вероотступника», предавшего социализм (которому «верой и правдой» служил большую часть своей сознательной жизни), и выступившего в роли его «могильщика».

И если представить себе Б.Н.Ельцина в качестве «отца-основателя» демократии в России, то по отношению к В.В.Путин лишь весьма отдаленно напоминает «прилежного ученика-последователя». Речь, скорее, идет о лидере — «собирателе камней», которые, впав в «революционный антикоммунистический раж», бездумно разбросал «учитель», разрушив до основания не только то, что себя изжило и подлежало разрушению, но и многое из того, что не утратило жизненной силы и требовало сохранения и приумножения.

В любом случае в лице В.В.Путина мы имеем востребованную временем фигуру лидера-созидателя, нового «собирателя русских земель», которому за «Народ и Державу обидно». И который обладает, если не всеми, то многими необходимыми качествами (включая высокий кредит доверия со стороны массы) для того, что бы вывести страну из глубокого системного кризиса и возродить ее былое величие.7

 

  1. Заключение

В данной работе освещены основные концепции политического лидерства, наиболее значимые определения и типологии.

 

В сводной таблице (см. таблицу 2) приведены основные аспекты и качества, касающиеся политического лидерства и лидера.

Политические лидеры (сводная таблица)8


По способу утверждения лидерства в группах и организациях

»формальные

»неформальные

По способу легитимации власти лидера в обществе

»традиционные

»рационально-легальные

»харизматические

По стилю руководства и управления

»авторитарные

»либеральные

»демократические

По имиджу и ролевому назначению лидера

»лидер-знаменосец

»лидер-служитель

»лидер-торговец

»лидер-пожарный

По стилю психологического поведения лидера

»параноидальный

»демонстративный

»компульсивный

»депрессивный

»шизоидный


 

 

Политическое лидерство является специфическим субъектом власти, которое выполняет программную, управленческую, мобилизационную, интегративную и легитимную функции.

Политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Иными словами, лидерство – это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение его членов.

Роль политического лидера возрастает в переломные, переходные периоды развития страны, когда политические события, темпы, формы, сроки радикальных преобразований приобретают отчетливо выраженную личностную окраску. В такие периоды власть перестает быть анонимной, резко повышается личная ответственность политика перед обществом за результаты его деятельности.

Опираясь на то, что общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно должно создать все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля - не вызвать интерес к личной жизни  лидера,  а уберечь  от соблазнов,  которых у него гораздо больше,  чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения.  Открытое  для  наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.

В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.

 

Подводя итог вышесказанного можно отметить, что политическое лидерство следует рассматривать не только как  процесс взаимоотношений между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще.

Информация о работе Политический лидер. Типология политических лидерств