Политический миф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:31, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является рассмотрение политического мифа, как важного процесса влияющего на массовое сознание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть различные определения политического мифа;
2) выделить структуру политического мифа;
3) изучить признаки политического мифа;
4) рассмотреть наиболее распространенные политические мифы в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.1. Понятие политического мифа……………………………………………..5
1.2. Признаки политического мифа……………………………………………8
1.3. Структура политического мифа………………………………………….10
1.4. Наиболее распространенные политические мифы в современном обществе…………………………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

политический миф.docx

— 41.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура политического мифа

 

Политический миф есть особый миф, который хранит в коллективной памяти народа его социальный опыт, императивы духовно-нравственного  измерения политических процессов. Политический миф включает в свою структуру12:

  1. архетип какой-либо опытной ситуации, связанной с осуществлением мер социального регулирования и принуждения;
  2. содержание конкретного опыта, эмпирически полученного в ситуациях, объединенных данным архетипом;
  3. систему иносказательных образов, функциональная символика которых относит «желаемое» с «должным», то есть сложившимся архетипом.

Логика политического  мифа состоит в том, чтобы определенную причинную связь, оспоренную в результате социального кризиса, перенести  в сферу мифических образов, где  может быть отыскана новая причинная  связь и затем перенесена в  политическую реальность. Политический миф, таким образом, несет в себе своеобразную поисковую логику, которая действует в отсутствие полноты исходных данных. Это не столько символьная запись долженствующего, но и выражение общей воли, это мобилизующая и вдохновляющая идея, которая превратилась в убеждение социальных групп и масс.

Важным аспектом политического  мифа выступает то, что он структурирует  действительность в ситуации тотального кризиса, то есть в той ситуации, когда нельзя восстановить картину  мира и усвоить как целостную. Она делиться на фрагменты, которые соединяются мифологическими связями. И только в дальнейшем мифологические конструкции «обрастают» рациональными представлениями, концепциями, правовыми и политическими воззрениями. Политический миф выступает в роли руководствующей идеи, которая превратилась в убеждения социальных групп и масс.

Любая политическая мифологизация  начинается с появления теории, которая  создается человеком или группой. Теорию берет на вооружение политическая группа (партия, нация, класс), почувствовавшая  свою миссию и свои интересы. Идеология  становиться пропагандистским  инструментом, ориентированным на общество и консолидацию политической группировки мифологическими  средствами.

Миф может создаваться  поэлементно. Одни его элементы могут быть закреплены в текстах, другие восприниматься на уровне бессознательных реакций на новые символы. Мифы постоянно распространяются и получают неиссякаемую энергетическую подпитку, так как люди ссылаются на него бессчетное количество раз.

Следствием зрелости мифа является возникновение мифоритуального  сценария, который может стать  началом новой социальной реальности. Для политиков миф – это  инструментальное использование символической  и смысловой реальности, обслуживающее  выживание социальной общности и  созданной для нее утопии.

Мифы несут в себе важный иррациональный компонент, который  становиться частью традиций и играет важную роль в легитимации общественного  строя в идеократических государствах. С. Кара-Мурза отмечает, что люди становятся жертвами политических мифов  без серьезного сопротивления13.

Неверно считать заблуждениями  мифы, стереотипы, верования и полагать, что они рассеиваются в свете  разума. Установить истинный смысл  и содержание общественно-политической жизни можно лишь в том случае, если изучается не только сама объективная реальность, но и область мифологического, оказывающая значительное влияние на формирование основных представлений людей о строении общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Наиболее распространенные политические мифы в современном обществе

 

Миф о Рае на земле

 

Мы часто слышим, как  политики перед выборами обещают  всем райскую жизнь, которая наступит незамедлительно после их избрания. Потом, получив заветную должность  и занявшись делами более важными, чем процветания государства, они  успешно забывают о своих обещаниях  – но не в этом суть. Важен сам  факт, что люди охотно верят в  светлое будущее и "сами обманываться рады". Надежда, как известно, юношей питает и отраду старым придает. Но так же, как остроумно отмечал  философ Фрэнсис Бэкон, надежда  хороша на завтрак, но явно не насытит  во время ужина. Иногда эти обещания приобретают доктринальное оформление и становятся искусственно созданными элитой мифами – орудием пропаганды, призванным  поработить сознание народа. История знает немало случаев того, как целые нации оказывались в плену подобных иллюзий и шли на поводу у  создателей утопий. За примерами далеко ходить не надо. Классический образец «мифа о Рае на земле» дает наше недавнее прошлое. На протяжении 20 лет люди верят, что вот-вот будет построено демократическое государство с развитой экономикой. Нацисты использовали миф о “Тысячелетнем Рейхе” – эре процветания немецкого народа. Никто из идеологов того времени так и не дал себе труд сформулировать, в чем именно это будет заключаться – философия национал-социализма вообще не отличалась рациональностью.

Современность также дает нам немало примеров подобных мифов. Например, в разгар перестройки  философ Фрэнсис Фукуяма создал учение о "конце истории". Он считал, что с крахом марксизма (который  был не за горами) у либеральных  ценностей не останется других альтернатив. Они утвердятся по всему миру –  и "история закончится", ибо  придет конец идеологическим конфликтам и поиску вариантов развития. Но все это, как сказал бы Гамлет, "слова, слова, слова". Это пустые надежды  – но надежды эти провоцируют  столь истребительные социальные и  политические катастрофы, что человечество отбрасывается в своем  развитии на десятилетия назад.14

 

Мифы о власти

 

Никколо Макиавелли, основатель политической науки и  известный  автор "настольной книги диктатора" как-то заметил, что государю важно  не столько быть честным и благородным, сколько казаться таковым. И, надо заметить,  властители вняли его совету.  Церковь, философы и поэты окружали властителей целыми легионами мифов. В храмах возносились молитвы  о здравии государей, поэты сочиняли оды во славу правителей, а философы писали трактаты, в которых обосновывали мудрость проводимой политики. В двадцатом  веке на их место заступили PR-службы, имиджмейкеры и профессиональные политологи, но суть не изменилась."Царь-батюшка", "Отец народов", "великий вождь немецкого народа" - вот немногие примеры ложных образов, которые были созданы государственной пропагандой. Кстати говоря, подобные мифы могут рассказываться не только о личности главы государства, но и о государстве (то есть политической системе) в целом. 15

 

Мифы о врагах

 

В действительности же, как сами политики, так и политические системы далеки от идеала. Политики совершают крупные просчеты, а политические системы дают сбои. Поэтому и появляются "враги", которые плетут заговоры, строят козни и вообще мечтают об уничтожении страны. Особенно характерно это для тоталитарных режимов, где мифы о врагах особенно активно насаждаются государственной пропагандой. Нацистский философ Карл Шмитт даже разрабатывал учение о том, что государство может существовать только в том случае, если будет четко разделять мир на "друзей и врагов".

В 99% случаях мифы используются для циничного манипулирования  простыми людьми – проще говоря, обмана. 1% политиков прибегает к  ним, чтобы достичь каких-то общественно  полезных целей. Существование политических мифов как идеального средства манипуляции  сознанием избирателей ставит под  вопрос эффективность демократической  системы.16

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Политический миф представляет собой инструмент манипулирования массовым сознанием в политическом процессе. Он, в отличие от мифов архаических распространяется не устным или рукописным путем, а главным образом средствами массовой информации. Политическая мифология в отличие от традиционной не отражает реальность и не стремиться ее объяснить, она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс, она должна быть проста и понятна, она оперирует не отвлеченными представлениями, а доходчивыми визуально представимыми образами («враг», «товарищ», и др.). Она аппелирует не к разуму человека, а к его чувствам и эмоциям, к его личному психологическому опыту через образы.

Политический миф включает в себя: архетип какой-либо опытной ситуации, содержание конкретного опыта, систему иносказательных образов, функциональная символика которых относит «желаемое» с «должным».

Следствием зрелости мифа является возникновение мифоритуального  сценария, который может стать  началом новой социальной реальности. Для политиков миф – это  инструментальное использование символической  и смысловой реальности, обслуживающее  выживание социальной общности и  созданной для нее утопии.

Существует несколько  наиболее распространенных политических мифов в современном обществе это: миф о рае на земле, миф  о врагах и миф о власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Гриценко В.П. Социальная семиотика. – Екатеринбург, 2006.
  2. Гусева С.А. Современный политический миф: игра по законам архаики //http//www.freud.ru
  3. Ильин М. Приключение демократии в Старом и Новом свете //общественные науки и современность. – М., 1995. №3.
  4. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М., 2008.
  5. Краткий философский словарь /Под ред. А.П. Алексеева. – М., 2009.
  6. Плеггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. – СПб., 2000.
  7. Савельев А. Политическая мифология. – М., 2003.
  8. Теория политики: учебное пособие /Под ред. Б.А. Исаева. – СПб.,2008.
  9. Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование. – М., 2004.
  10. Что такое политические мифы. – www.k2kapital.com 22.07.2008
  11. Цуладзе А. Политическая мифология. – М., 2003.
  12. Шестов И.Н. Политический миф теперь и прежде. – М., 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Краткий философский словарь /Под ред. А.П. Алексеева. – М., 2009. – С.224.

2 Гриценко В.П. Социальная семиотика. – Екатеринбург, 2006. – С.84.

3 Плеггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. – СПб., 2000. – С.326.

4Ильин М. приключение демократии в Старом и Новом свете //общественные науки и современность. – М., 1995. №3. – С.73.

5 Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование. – М., 2004. – С.41.

6 Цуладзе А. Политическая мифология. – М., 2003. – С.316.

7 Шестов И.Н. Политический миф теперь и прежде. – М., 2006. – С.85.

8 Флад К. Указ соч. – С.95.

9 Гусева С.А. Современный политический миф: игра по законам архаики //http//www.freud.ru

10 Теория политики: учебное пособие /Под ред. Б.А. Исаева. – СПб.,2008. – С.343.

11 Шестов И.Н. Указ. соч. – С.21.

12 Савельев А. Политическая мифология. – М., 2003. – С.56.

13 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М., 2008. – С.205.

14 Что такое политические мифы. – www.k2kapital.com 22.07.2008

 

15 Что такое политические мифы. – www.k2kapital.com 22.07.2008

16 там же.

 


Информация о работе Политический миф