Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:31, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение политического мифа, как важного процесса влияющего на массовое сознание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть различные определения политического мифа;
2) выделить структуру политического мифа;
3) изучить признаки политического мифа;
4) рассмотреть наиболее распространенные политические мифы в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.1. Понятие политического мифа……………………………………………..5
1.2. Признаки политического мифа……………………………………………8
1.3. Структура политического мифа………………………………………….10
1.4. Наиболее распространенные политические мифы в современном обществе…………………………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………….15
Политический миф есть особый миф, который хранит в коллективной памяти народа его социальный опыт, императивы духовно-нравственного измерения политических процессов. Политический миф включает в свою структуру12:
Логика политического мифа состоит в том, чтобы определенную причинную связь, оспоренную в результате социального кризиса, перенести в сферу мифических образов, где может быть отыскана новая причинная связь и затем перенесена в политическую реальность. Политический миф, таким образом, несет в себе своеобразную поисковую логику, которая действует в отсутствие полноты исходных данных. Это не столько символьная запись долженствующего, но и выражение общей воли, это мобилизующая и вдохновляющая идея, которая превратилась в убеждение социальных групп и масс.
Важным аспектом политического мифа выступает то, что он структурирует действительность в ситуации тотального кризиса, то есть в той ситуации, когда нельзя восстановить картину мира и усвоить как целостную. Она делиться на фрагменты, которые соединяются мифологическими связями. И только в дальнейшем мифологические конструкции «обрастают» рациональными представлениями, концепциями, правовыми и политическими воззрениями. Политический миф выступает в роли руководствующей идеи, которая превратилась в убеждения социальных групп и масс.
Любая политическая мифологизация
начинается с появления теории, которая
создается человеком или
Миф может создаваться поэлементно. Одни его элементы могут быть закреплены в текстах, другие восприниматься на уровне бессознательных реакций на новые символы. Мифы постоянно распространяются и получают неиссякаемую энергетическую подпитку, так как люди ссылаются на него бессчетное количество раз.
Следствием зрелости мифа является возникновение мифоритуального сценария, который может стать началом новой социальной реальности. Для политиков миф – это инструментальное использование символической и смысловой реальности, обслуживающее выживание социальной общности и созданной для нее утопии.
Мифы несут в себе важный
иррациональный компонент, который
становиться частью традиций и играет
важную роль в легитимации общественного
строя в идеократических
Неверно считать заблуждениями мифы, стереотипы, верования и полагать, что они рассеиваются в свете разума. Установить истинный смысл и содержание общественно-политической жизни можно лишь в том случае, если изучается не только сама объективная реальность, но и область мифологического, оказывающая значительное влияние на формирование основных представлений людей о строении общества и государства.
Миф о Рае на земле
Мы часто слышим, как политики перед выборами обещают всем райскую жизнь, которая наступит незамедлительно после их избрания. Потом, получив заветную должность и занявшись делами более важными, чем процветания государства, они успешно забывают о своих обещаниях – но не в этом суть. Важен сам факт, что люди охотно верят в светлое будущее и "сами обманываться рады". Надежда, как известно, юношей питает и отраду старым придает. Но так же, как остроумно отмечал философ Фрэнсис Бэкон, надежда хороша на завтрак, но явно не насытит во время ужина. Иногда эти обещания приобретают доктринальное оформление и становятся искусственно созданными элитой мифами – орудием пропаганды, призванным поработить сознание народа. История знает немало случаев того, как целые нации оказывались в плену подобных иллюзий и шли на поводу у создателей утопий. За примерами далеко ходить не надо. Классический образец «мифа о Рае на земле» дает наше недавнее прошлое. На протяжении 20 лет люди верят, что вот-вот будет построено демократическое государство с развитой экономикой. Нацисты использовали миф о “Тысячелетнем Рейхе” – эре процветания немецкого народа. Никто из идеологов того времени так и не дал себе труд сформулировать, в чем именно это будет заключаться – философия национал-социализма вообще не отличалась рациональностью.
Современность также дает нам немало примеров подобных мифов. Например, в разгар перестройки философ Фрэнсис Фукуяма создал учение о "конце истории". Он считал, что с крахом марксизма (который был не за горами) у либеральных ценностей не останется других альтернатив. Они утвердятся по всему миру – и "история закончится", ибо придет конец идеологическим конфликтам и поиску вариантов развития. Но все это, как сказал бы Гамлет, "слова, слова, слова". Это пустые надежды – но надежды эти провоцируют столь истребительные социальные и политические катастрофы, что человечество отбрасывается в своем развитии на десятилетия назад.14
Мифы о власти
Никколо Макиавелли, основатель политической науки и известный автор "настольной книги диктатора" как-то заметил, что государю важно не столько быть честным и благородным, сколько казаться таковым. И, надо заметить, властители вняли его совету. Церковь, философы и поэты окружали властителей целыми легионами мифов. В храмах возносились молитвы о здравии государей, поэты сочиняли оды во славу правителей, а философы писали трактаты, в которых обосновывали мудрость проводимой политики. В двадцатом веке на их место заступили PR-службы, имиджмейкеры и профессиональные политологи, но суть не изменилась."Царь-батюшка", "Отец народов", "великий вождь немецкого народа" - вот немногие примеры ложных образов, которые были созданы государственной пропагандой. Кстати говоря, подобные мифы могут рассказываться не только о личности главы государства, но и о государстве (то есть политической системе) в целом. 15
Мифы о врагах
В действительности же, как сами политики, так и политические системы далеки от идеала. Политики совершают крупные просчеты, а политические системы дают сбои. Поэтому и появляются "враги", которые плетут заговоры, строят козни и вообще мечтают об уничтожении страны. Особенно характерно это для тоталитарных режимов, где мифы о врагах особенно активно насаждаются государственной пропагандой. Нацистский философ Карл Шмитт даже разрабатывал учение о том, что государство может существовать только в том случае, если будет четко разделять мир на "друзей и врагов".
В 99% случаях мифы используются для циничного манипулирования простыми людьми – проще говоря, обмана. 1% политиков прибегает к ним, чтобы достичь каких-то общественно полезных целей. Существование политических мифов как идеального средства манипуляции сознанием избирателей ставит под вопрос эффективность демократической системы.16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политический миф представляет собой инструмент манипулирования массовым сознанием в политическом процессе. Он, в отличие от мифов архаических распространяется не устным или рукописным путем, а главным образом средствами массовой информации. Политическая мифология в отличие от традиционной не отражает реальность и не стремиться ее объяснить, она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс, она должна быть проста и понятна, она оперирует не отвлеченными представлениями, а доходчивыми визуально представимыми образами («враг», «товарищ», и др.). Она аппелирует не к разуму человека, а к его чувствам и эмоциям, к его личному психологическому опыту через образы.
Политический миф включает в себя: архетип какой-либо опытной ситуации, содержание конкретного опыта, систему иносказательных образов, функциональная символика которых относит «желаемое» с «должным».
Следствием зрелости мифа является возникновение мифоритуального сценария, который может стать началом новой социальной реальности. Для политиков миф – это инструментальное использование символической и смысловой реальности, обслуживающее выживание социальной общности и созданной для нее утопии.
Существует несколько наиболее распространенных политических мифов в современном обществе это: миф о рае на земле, миф о врагах и миф о власти.
Литература
1 Краткий философский словарь /Под ред. А.П. Алексеева. – М., 2009. – С.224.
2 Гриценко В.П. Социальная семиотика. – Екатеринбург, 2006. – С.84.
3 Плеггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. – СПб., 2000. – С.326.
4Ильин М. приключение демократии в Старом и Новом свете //общественные науки и современность. – М., 1995. №3. – С.73.
5 Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование. – М., 2004. – С.41.
6 Цуладзе А. Политическая мифология. – М., 2003. – С.316.
7 Шестов И.Н. Политический миф теперь и прежде. – М., 2006. – С.85.
8 Флад К. Указ соч. – С.95.
9 Гусева С.А. Современный политический миф: игра по законам архаики //http//www.freud.ru
10 Теория политики: учебное пособие /Под ред. Б.А. Исаева. – СПб.,2008. – С.343.
11 Шестов И.Н. Указ. соч. – С.21.
12 Савельев А. Политическая мифология. – М., 2003. – С.56.
13 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М., 2008. – С.205.
14 Что такое политические мифы. – www.k2kapital.com 22.07.2008
15 Что такое политические мифы. – www.k2kapital.com 22.07.2008
16 там же.