Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - анализ современных методов исследования политических процессов.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

- изучить понятие политический процесс, его структуру и режимы протекание;

- выявить основные этапы разработки методологии исследования политических процессов;

- рассмотреть методы исследования политических процессов.

Содержание

Глава 1 Политический процесс: понятие, структура, режимы протекания

1.1 Понятие политического процесса

1.2 Структура политического процесса

1.3 Режимы протекания политического процесса

Глава 2 Методы исследования политических процессов

2.1 Этапы разработки методологии исследования политических процессов

2.2 Институциональный метод

2.3 Бихевиористский метод

2.4 Метод структурно-функционального анализа

2.5 Метод рационального выбора

Глава 3 Типология политических процессов

3.1 Типология политического процесса в современной России

3.2 Западный и «не—Западный» политический процесс

3.3 Особенности политического процесса в России

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая полит процесс готовая.docx

— 66.33 Кб (Скачать файл)

Вместе  с тем, структурно-функциональный подход был несвободен от некоторых недостатков, среди которых необходимо выделить следующие:

недостаточно  внимания уделялось микроуровню анализа политических процессов;

политическое  поведение людей рассматривалось  как производное от их функционального  статуса, недооценивалась самостоятельность  и активность политических акторов, а также влияние социальных факторов;

недостаточное внимание уделялось изучению причин и механизма конфликтов, что послужило  причиной неспособности объяснить  конфликтные политические процессы (например, войны и социально-политические конфликты 60-х гг.)

Данная  методология способствовала созданию теории политических систем, которая  позволяла более или менее  четко фиксировать их структуры  и функции. Выявлялись универсальные  компоненты политических процессов, присущие каждому из них. Речь идет прежде всего о субъективной и объективной сторонах политической деятельности субъектов и функционирования политических институтов. В сферу анализа политических процессов были включены так называемые макроструктуры и макропоказатели, характеризующие развитие крупных систем и общества в целом. В силу указанных и других достоинств структурно-функциональный метод широко используется ныне при исследовании многих политических процессов.

2.5 Метод  рационального выбора

Данный  метод, основанный на так называемой теории рационального выбора, более  чем какой-либо другой, направлен  на изучение мотивов деятельности субъектов  политических процессов. Исследуется  содержание психологических и идеологических установок субъектов и ценностных ориентации, основанных на их интересах. Содержание же самих политических интересов  усматривается в соответствующей  политической выгоде, пользе и т.п. В  данном случае речь идет о сознательной политической заинтересованности, объективной  по содержанию, но субъективной по форме, проявляющейся как феномен внутреннего  мира субъекта. Такое внимание к  субъективной стороне политической деятельности людей объясняется  тем, что она воспринимается как  основная побудительная сила этой деятельности, обусловливающая ее содержание и  направленность. Утверждается, что  только деятельность, совершающаяся  на основе свободного и рационального  выбора субъекта, является подлинно независимой  и творчески активной. При этом рациональный выбор толкуется как  выбор субъектом того или иного  варианта политического поведения  в его собственных интересах.

Тем самым  политическая деятельность и поведение  субъекта рассматриваются как его  субъективное самовыражение и самоутверждение  в том или ином политическом процессе. Сам же политический процесс толкуется  как реализация субъектами политической деятельности рационального выбора каждого из них.

В данном случае исследование политических процессов  осуществляется с позиций так  называемого методологического  индивидуализма, т.е. из «признания того, что социальные и политические структуры, политика и общество в целом вторичны по отношению к индивиду. Именно индивид производит своей деятельностью  институты и отношения. Поэтому  интересы индивида определяются им самим, так же как и порядок его  предпочтений». Утверждается, что интересы и политические предпочтения других субъектов, не оказывают существенного  влияния на поведение индивида»

Как видно, при таком подходе игнорируется не только роль объективных условий  политической деятельности людей, прежде всего их политических отношений, но и проблема взаимодействия интересов  субъектов политического процесса. Методологический индивидуализм ориентирует  на восприятие данных субъектов как  людей, руководствующихся исключительно  своими интересами, чаще всего корыстными, ищущих выгоду для себя даже в том  случае, когда содействуют в чем-то другим людям. Именно на это прежде всего указывают исследователи политических процессов, рассматривающие их с позиций рационального выбора субъектов.

Такой подход близок идеям политического  утилитаризма И. Бентама, которые он обосновал в конце XVIII в, Истинным и жизненно обоснованным в отношениях между людьми Бентам считал только принцип пользы, указывая, однако, на важную роль не только личной, но и общей  пользы как побудительных сил  политической деятельности субъектов. Как видно, теоретики рационального выбора политических действий в своем обосновании политического эгоизма пошли намного дальше своего предшественника.

Тем не менее, сделанный ими подробный  и в отдельных случаях относительно глубокий анализ субъективной стороны  политической деятельности людей во многом определил достаточно широкое  применение метода рационального выбора в современных исследованиях  политических процессов. Он часто применяется  при изучении общественного мнения, анализе предпочтений избирателей, при исследовании различных сторон политических отношений и деятельности политических Институтов. 

  Типология политического процесса в современной  России

  Политический  процесс в упрощенном, абстрагированном виде характеризует изменения в политической жизни общества, является формой функционирования и развития политической системы. Однако сложный механизм общественного развития предполагает взаимопроникновение, взаимопереплетение, взаимопереход, развертывание и свертывание политических явлений, событий и действий, что означает функционирование и развитие политических процессов разных типов и видов. Классификация политических процессов на отдельные типы и виды осуществляется по различным основаниям.

  Так, по объему охватываемых политических явлений, событий и действий, среде  протекания выделяются внешнеполитический и внутриполитический процессы.

  В свою очередь в зависимости от масштаба внешнеполитический процесс  подразделяется на глобальный (мировой), региональный и локальный процессы, а внутриполитический - на национальный (общенациональный), региональный (национально-региональный) и местный процессы. Каждая из этих разновидностей внутриполитического и внешнеполитического процессов характеризуется различной степенью социальной важности и активности действий их субъектов, охватывает различный объем политических взаимосвязей и взаимоотношений.

  Кроме того, как внутриполитический, так и внешнеполитический процессы, и их разновидности состоят из частных политических процессов, представляющих политические явления, события и действия по поводу достижения конкретных политических целей (проведение выборов в органы местного самоуправления, урегулирование политического конфликта между субъектами политики, принятие политического решения по национальным проектам, урегулирование вооруженного конфликта между государствами в определенном регионе и т.д.).

    По  степени устойчивости взаимосвязей социально-политических сил общества, определенности и устойчивости взаимоотношений  субъектов политики политический процесс подразделяется на стабильный и нестабильный. Стабильный политический процесс характеризуется институциализированными формами политических отношений и политического поведения его субъектов, функционально отработанным механизмом принятия политических решений. Он основывается на сформировавшейся социальной структуре общества, легитимности политического режима, приверженности субъектов политики господствующим нормам права и политическим демократическим ценностям. Такому политическому процессу присущи компромиссы, сотрудничество, консенсус между его участниками. Стабильный политический процесс обеспечивает создание, устойчивое и эффективное функционирование политической системы, ее поступательное изменение, определенную направленность социально-политического развития общества.

    Нестабильный  политический процесс свидетельствует  о необходимости изменения политического  курса субъектов власти и проводимой ими политики. Он возникает в условиях неэффективности или кризиса существующего политического режима. Причинами нестабильного политического процесса могут быть также осложнение международных отношений, спад материального производства, острота социальных проблем.

    Нередко нестабильность во взаимоотношениях субъектов политического процесса появляется также тогда, когда у власти постоянно находятся представители одних и тех же политических партий, элит, политических союзов, допускается политическая дискриминация отдельных социальных и национальных групп. В условиях нестабильного политического процесса между его субъектами складывается ярко выраженное противоборство, в их политическом поведении используются как легальные, так и нелегальные, как насильственные, так и ненасильственные, как морально оправданные, так и безнравственные правила, приемы и способы борьбы.

    В зависимости от характера и технологического воздействия на политическую действительность принято выделять эволюционно-реформистский  и революционный политические процессы.

    Эволюционно-реформистский  политический процесс предполагает постепенные изменения в политической системе, социально-политическом устройстве путем последовательных политических реформ. Такой политический процесс, как правило, отвечает интересам политических сил, занимающих господствующее положение в обществе. Однако это не означает, что эволюционно-реформистский политический процесс не захватывает глубинные пласты общественной жизни, не затрагивает интересы широких народных масс. Так или иначе, на том или ином этапе его протекания возникает вопрос о сохранении лояльного отношения различных социально - политических сил к существующем) политическому режиму. Для этого осуществляющие политику реформ субъекты власти применяют к ним дифференцированный подход, используют различные приемы и способы действий по обеспечению их лояльности.

    Революционный политический процесс, в отличие от эволюционно-реформистского, обеспечивает быстрые и глубинные политические преобразования. Инициатором и движущей силой такого процесса обычно являются субъекты политики, не обладающие реальной властью, не занимающие ведущие позиции в системе политических отношений, но осознающие необходимость коренных политических преобразований и имеющие их программу. Реализуемый в революционном политическом процессе проект общественного развития связан с зарождением и утверждением новых политических институтов и ценностей, политических систем, с существенным обновлением прежнего, или с формированием принципиально нового социально-политического порядка.

    С точки зрения публичности и гласности, бывают открытый и скрытый политические процессы. Открытый политический процесс осуществляется в условиях демократической организации общественной жизни. Он характеризуется тем, что интересы различных социальных групп, политических партий и элит, других субъектов политики открыто провозглашаются в программах и обращениях, в СМИ, в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Открытость политического процесса выражается в публичности фаз и этапов принятия и реализации политических решений, способов рекрутирования политических элит. При открытом политическом процессе его субъекты действуют в рамках закона, гласно провозглашают свои цели, отношение к властным структурам и их политике, публично дискутируют и высказывают свое мнение.

    Скрытый политический процесс организуется органами власти, как правило, в условиях тоталитарных и авторитарных политических режимов. Целью такого процесса является обычно дискредитация противников существующего политического режима, подготовка общественного мнения к осуждению этих противников, а иногда и их физическому уничтожению. При скрытом политическом процессе инициатива снизу подавляется, всячески скрываются механизмы политического управления и особенно определения стратегических и тактических целей политического развития

   В рамках скрытого может протекать теневой политический процесс. Это не афишируемые действия государственных институтов, принимаемые ими закрытые документы, распоряжения, существование органов с официально не провозглашаемыми функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.д.).

   Теневой является также противоправная деятельность и коррупция официальных лиц  и властей, что сопровождается формированием нелегальных структур неполитического характера (теневая экономика, черный рынок, мафиозные группировки). Такие структуры при помощи методов подкупа и запугивания часто воздействуют на официальных лиц в органах власти, принуждают их проводить государственную политику в своих интересах, а нередко стремятся непосредственно включиться в политику, войти в органы власти. Теневым может быть и политический процесс, которому официальная власть препятствует в легализации.

  В учебной и научной литературе выделяются и другие типы политического процесса: демократический и недемократический, технократический, идеократический, харизматический, процессы зарождения, возникновения, становления, развития, функционирования, стагнации и т.д. Вся совокупность политических процессов, их соотношение и взаимопроникновение отражают динамику и сложность политической жизни.

Информация о работе Политический процесс