Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:22, контрольная работа

Краткое описание

Одной из самых распространённых категорий политологии является политический процесс. В публицистике и в массовом сознании под политическим процессом подразумевают политическую жизнь общества в целом. Но политология, как наука, стремиться конкретизировать это понятие, показать его чёткое содержание.

Вложенные файлы: 1 файл

868-2 Контрольная работа.docx

— 40.99 Кб (Скачать файл)

Манипуляция массовым сознанием  или манипуляция общественным мнением - это один из способов подавления воли людей путем сознательного воздействия через программирование их поведения. Такое воздействие направлено на психику человека, осуществляется скрыто и ставит своей задачей изменить мнение, побуждения, цели людей в нужном для кого-то направлении.

Многие ученые на протяжении столетий пытались всесторонне осмыслить  специфику психологии масс, подверженность масс манипуляциям. Еще З.Фрейд, описывая массовую психологию, заострял внимание на том, что толпа поддаётся внушению и гипнозу. Его теория манипулирования  массами строится отчасти на чисто  психологических особенностях массового  сознания.

Среди отечественных работ  последних десятилетий, посвящённых  рассмотрению проявлений массового  сознания, представляют интерес изучение общественного мнения, массовых настроений, действий масс, в том числе и  в избирательные кампании. Заслуживают  внимания положения об иррациональных моментах в проявлении массового  сознания, склонности действовать на уровне подсознания, что создаёт  возможность манипулирования массовым сознанием, общественным настроением  и находит подтверждение, в том  числе и в истории России.

  В.П. Пугачев выделяет манипулирование в узком смысле – «скрытое управление человеком (группой), осуществляемое вопреки его желанию и сохраняющее у него иллюзию самостоятельного выбора» [Пугачев, 2003, 85]. Он приводит модель технологии управления и ее применение в избирательных кампаниях.

 Модель включает три  основных этапа:

 -На первом этапе необходимо разработать общую модель или сценарий манипуляции:

-Второй этап предусматривает реализацию выбранной модели, проведение комплекса соответствующих мероприятий:

-Последний этап заключается в использовании выигрыша, полученного от манипуляции, на этом этапе манипулятор, как правило, действует скрыто, так как ему необходимо создать у объекта иллюзию свободно сделанного выбора.

  Под технологиями информационного обмана обычно понимается подача ложной информации, дезинформация.

  Манипулирование может осуществляться через процесс производства новостей, в который входит сбор фактов, их фильтрация, интерпретация и подача.

  В странах, где широко распространена цензура, существует дефицит новостей, информации. В демократических же странах информационное поле открыто и происходит перенасыщение информацией, поэтому возникают критерии отбора информации – ее общественная значимость и рыночный потенциал.

 Манипулирование успешно  можно применять и в процессе  подачи информации. Так, для удачного  преподнесения информации и усиления  ее воздействия необходимо вызвать  у воспринимающего доверие к  источнику информации (для этого  приглашаются любимые ведущие,  известные люди, эксперты), а также  привлечь его внимание путем  усиления зрелищности, занимательности  в подаче информации. Необходим  также мощный эмоциональный заряд,  чтобы информация повлияла на  убеждения или поведение аудитории.  Для этого часто применяется  прием сенсационности и срочности  сообщения, что нагнетает нервозность  и дает необходимый эмоциональный  фон восприятия. Часто с экрана  телевизора идет неоправданно  широкий поток негативной информации, такая информация несет больший  эмоциональный заряд.

Главная основа манипуляции  в том, что побеждает не всегда самый достойный, реальное значение деятельности человека, который выдвигается  на определенный пост, не является основным критерием его победы. Значит необходимо заставить избирателей проголосовать  за предложенного кандидата, даже если это не соответствует их интересам.

3.Политическое развитие. Политическая модернизация, ее критерии  и типы.

Политическое развитие мы можем охарактеризовать как последовательную смену качественных состояний политической системы в целом и ее отдельных  составных частей. Другими словами, политическое развитие основано на качественных изменениях. Масштаб политического  развития — это в основном масштаб  эволюции.

Необходимо отметить, что  четкую границу между политическим изменением и политическим развитием  провести достаточно сложно. Сложность  заключается не только в том, что  исследователям, живущим в повседневности, трудно оценить изменения в более  крупных масштабах, но и в расплывчатости границы между этими масштабами, а также в том, что все эволюционные процессы происходят в результате накопления повседневных и исторических перемен. Политическое развитие непосредственно  недоступно простому наблюдателю, поскольку  на практике оно проявляется и  реализуется в политических изменениях.

В качестве примера политического  развития можно привести создание наций-государств с республиканской формой правления  в Западной Европе в период Нового времени в результате буржуазных преобразований и революций. Здесь  уже речь идет о серьезных качественных изменениях, носящих эволюционный характер. Вместе с тем эти длительные эволюционные процессы реализовывались посредством  накопления количественных политических изменений, постепенно перешедших в  качественные.

Следует отметить, что термином «политическое развитие» целесообразно  обозначать не однонаправленное развитие, имеющее логический конец (то есть не реализацию некого христианского, просвещенческого, коммунистического и т,п. проекта). Политическое развитие — процесс, имеющий  несколько эволюционных альтернатив, выбор которых зависит от конкретной совокупности влияющих на него факторов. Тем более у политического  развития нет единого заданного  алгоритма. Кроме того, политическое развитие осуществляется не линейно. Исследователи  отмечают его циклический, волнообразный, дискретный и т.д. характеры. Таким  образом политическое развитие можно  охарактеризовать как процесс, идущий разными путями с различными конкретными  результатами.

Обратимся теперь к основным свойствам политического развития:

  1. Рационализаация - механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.
  2. Национальная интеграция - процесс сближения этнических общностей. Как правило, она является эффективным средством экономического, политического и духовного возрождения и развития нации или народности.
  3. Социальная мобилизация - это спланированный процесс, в котором все основные секторы общества действуют вместе ради достижения общей цели.

Также обратимся к таким  понятиям как политическая реформа  и политический компромисс:

  1. Политическая реформа — превращение, изменение, переустройство политической жизни общества (отношений, порядка, институтов, организаций), совершающееся без изменения основ существующего строя. Политические реформы связаны с эволюционным развитием общества, его политических и социальных институтов власти. Это изменения политической системы общества, политических отношений, направленные и организуемые политические преобразования. Их направленность определяет прогрессивный или регрессивный характер, а их глубина — их радикальность и эффективность. Любая реформа является способом введения инноваций в подсистемы общества и модернизацией всего общества. Масштабы и глубина реформ характеризуют динамику общества, его способность к адаптации и изменениям, потенциал развития, присущий обществу, выработку в нем механизмов выявления и устранения противоречий и конфликтов.
  2. Политический компромисс - это сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами (партиями, организациями, государствами), выражающими интересы различных слоев и групп общества. Это способ разрешения конфликтов, противоречий путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности, политических отношениях. В его основе лежит самоограничение политических сил, их устремлений, отказ от незначительных, второстепенных задач тактического характера при сохранении и неизменности основных, сущностных принципов, определяющих суть, лицо политической силы, заключающей компромисс. Выделяют два вида политических компромиссов: 1) вынужденные, возникающие под давлением объективных и субъективных политических условий и интересов; 2) добровольные, заключаемые с взаимной выгодой для двух или более политических сил. Политические компромиссы - неотъемлемая составляющая демократической политической системы, основное средство разрешения политических проблем и конфликтов.

Политическое развитие иногда приравнивали к росту демократических  институтов и практики. В большей  мере все же принято было до сих  пор связывать его с возрастающей сложностью, специализацией и дифференциацией  политических институтов данного общества независимо от того, носят ли последние  демократический или авторитарный характер. В качестве синонима политического  развития употребляют иногда понятие  политической модернизации.

Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных  политических институтов, практик, а  также современной политической структуры. При этом под современными политическими институтами и  практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран  развитой демократии, а те политические институты и практики, которые  в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Эти институты и практики могут  как соответствовать моделям  современных демократических институтов, так и отличаться в различной  степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при ее наполнении изначально несвойственным ей содержанием.

Однако единства мнений относительно движущей силы процесса политической модернизации в западной политологии  не существует. Наиболее общепризнанной является позиция Г. Алмонда и  Л. Пая, утверждающих, что политическое развитие опирается на процесс постоянного  совершенствования функций, которые  должна выполнять политическая система  для обеспечения стабильности и  эффективности всего социального  организма. Исходя из функционального  подхода, они установили, что «изменение системных качеств и функций  политических институтов включает три  процесса: 1) структурную дифференциацию институтов политической системы и  специализацию их функций; 2) возрастание  способности политической системы  к мобилизации и выживанию» (Л. Пай); 3) тенденцию к равноправию.

 В зависимости от используемого механизма модернизации в политологической литературе принято выделять следующие типы этого процесса:

- «органическая», или «первичная»,  характерная для таких стран,  как Великобритания, США, Канада, некоторые другие европейские  страны (модернизационное ядро). Ее  начало охватывает эпоху первой  промышленной революции, разрушения  традиционных наследственных привилегий  и провозглашения равных гражданских  прав, демократизации и т.д. В  этих странах модернизация осуществлялась  преимущественно эволюционным путем  на основе собственных культурных  традиций и образцов;

- «неорганическая» или  «вторичная», «отраженная», «модернизация  вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция  и др.), основным фактором которой  выступают социокультурные контакты  «отставших» в своем развитии  стран с модернизационным ядром,  а основным механизмом — имитационные  процессы. «Вторичная», «догоняющая»  модернизация предполагает, что  одни элементы общества «убежали»  вперед, более или менее соответствуют  развитию в «передовых» странах,  а другие — еще не «вызрели»,  отстают в своем развитии или  вовсе отсутствуют. Развитие общества  при «вторичной» модернизации  напоминает, по мнению бразильского  историка Н. Вернек Содре, «движение  квадратного колеса». Варьируется  в разных странах лишь систематичность  «встрясок», глубина «ухабов» да  скорость движения. «Движение квадратного  колеса» — удачный образ циклического  процесса «догоняющей» модернизации, когда чередуются эволюционные  и революционные начала.

Следует отметить, что данная типология основана на выделении  неких идеальных типов. В действительности в рамках «классического» модернизационного  ядра развитие также происходит с  использованием имитационных механизмов, а в странах «догоняющей модернизации», как уже отмечалось, имитация может  носить различный характер и не играть главную роль в политическом развитии. Более совершенной типологией представляется выделение трех типов модернизации:

- эндогенная, то есть осуществляемая  на собственной основе (Европа, США  и т.п.);

- эндогенно-экзогенная, осуществляемая  на собственной основе, равно  как и на основе заимствований  (Россия, Турция, Гре­ция и т.д.);

- экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные  и симуляционные варианты), осуществляемая  на основе заимствований при  отсутствии собственных оснований.

По сравнению со странами первого типа в обществах «догоняющей» модернизации (или эндогенно-экзогенной, экзогенной модернизации) политический фактор играет более существенную роль. Это вполне объяснимо, так как  здесь не сложилось достаточно предпосылок  для спонтанной трансформации традиционных экономических, социальных, социокультурных  и политических структур, поэтому  государство вынуждено в некоторых  случаях выступать как «толчок» и организатор процесса трансформации. С этим часто связывают и установление авторитарного режима в этих странах, который получил название «авторитаризм  развития». Несмотря на то, что дискуссии об эффективности отдельных политических режимов с точки зрения успешности процесса модернизации имеют научную и практическую значимость, следует отметить их второстепенный характер. Это объясняется тем, что модернизация представляет собой достаточно длительный процесс, измеряемый в масштабе эволюции в то время, как существование авторитарного режима происходит в масштабе повседневности и истории; оно может лишь повлиять на специфику отдельного момента модернизационного процесса. Кроме того, сама постановка вопрос об эффективности режима может говорить о намерении исследователя представить модернизацию как результат реализации определенного политического курса, результат деятельности политических элит, то есть может свидетельствовать об однобокой трактовке исследователем самого понятия модернизации.

Информация о работе Политический процесс