Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:22, контрольная работа

Краткое описание

Одной из самых распространённых категорий политологии является политический процесс. В публицистике и в массовом сознании под политическим процессом подразумевают политическую жизнь общества в целом. Но политология, как наука, стремиться конкретизировать это понятие, показать его чёткое содержание.

Вложенные файлы: 1 файл

868-2 Контрольная работа.docx

— 40.99 Кб (Скачать файл)

В целом анализ особенностей российской модернизации позволяет  утверждать, что политическое развитие России, как полагают некоторые наблюдатели  и исследователи, не принадлежит  к разряду загадочных и непознаваемых  явлений. Уникальность российского  варианта модернизации (как и других политических процессов) вполне поддается  изучению и сравнению с помощью  адекватного исследовательского инструмента. Вместе с тем наличие нерешенных проблем, не­объясненных политических явлений актуализирует проблему усовершенствования и универсализации  исследовательских подходов к политическому  развитию.

 

4.Сущность политического кризиса,  его источники, основные фазы  развития и виды.

Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как  основной институт политической системы, в политологии используется понятие  “политический кризис” (греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход).

 Политический кризис - это состояние политической  системы общества, выражающееся  в углублении и обострении  имеющихся конфликтов, в резком  усилении политической напряженности. 

 Можно выделить внешнеполитические  кризисы, обусловленные международными  конфликтами и противоречиями, и  внутриполитические кризисы (правительственный,  парламентский, конституционный  и др.).

  Правительственный кризис - особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.

  Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны.

   Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента и назначение новых выборов.

  Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.

 Политический кризис  характеризуется делегитимацией  структур власти, отсутствием взаимодействия  между различными центрами власти, блокированием одного центра  другим, образованием парламентских  властных структур, снижением эффективности  социально-политического регулирования  и контроля, эскалацией стихийных  форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).

 В зависимости от  особенностей проявления и причин  возникновения политического кризиса  в политологии выделяют такие  его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис  политического участия; 4) кризис  проникновения; 5) кризис распределения. 

Кризис легитимности возникает  в результате рассогласования целей  и ценностей правящего режима с представлениями основной части  граждан о необходимых средствах  и формах политического регулирования, нормах справедливого правления  и т.д.

 Кризис идентичности  возникает тогда, когда этнические  и социально-структурные различия  становятся преградой на пути  общенационального объединения  и идентификации с определенной  политической системой.

Кризис политического  участия характеризуется созданием  правящей элитой искусственных препятствий  включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих  претензиях на власть, а также обострением  проблемы сохранения территориальной  целостности, национального единства и стабильности политической системы  в условиях быстрого роста политического  участия групп с противоречивыми  интересами.

 Кризис проникновения  проявляется в снижении способности  государственного управления проводить  свои решения в различных областях  общественной жизни. Его возникновение  связано с расхождением между  реальной политикой и провозглашенными  правительством целями.

 Кризис распределения  означает неспособность правящей  элиты обеспечить приемлемый  для общества рост материального  благосостояния и его распределение,  позволяющих избежать чрезмерной  социальной дифференциации и  гарантирующих доступность основных  материальных благ всем слоям  населения.

 Центральная проблема  конфликтов - их разрешение (управление  конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).

  Под регулированием конфликта (конфликтным контролем) понимается разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.

 Политической практикой  и теорией выработаны некоторые  всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических  конфликтов. В их числе - компромисс и консенсус.

  Компромисс в словарях определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные.  Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

 Слово консенсус происходит  от латинского consentio, которое в  свою очередь образовано от  глагола sentire (чувствовать, ду. мать, понимать) с помощью приставки  con, имеющей значение совместного,  взаимного развития, т.е. в своей  основе консенсус означает общность  чувств и мыслей, взаимопонимание. 

 Консенсус - это соглашение  значительного большинства людей  любого сообщества относительно  наиболее важных аспектов его  социального порядка, выраженное  в действиях. 

 Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие. Оно  подразумевает: 

- предупреждение открытых  форм проявления конфликтов, сопровождающихся  насильственными действиями (войнами,  массовыми беспорядками и т.п.); разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

Существуют четыре способа  разрешения конфликтов:

1) соглашение в результате  совпадения мнений всех сторон;

2) соглашение в соответствии  с законодательной или моральной  волей внешней силы;

3) соглашение, навязанное  одной из сторон конфликта; 

4) застарелый конфликт  теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

Основными методами предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов являются:

-"Избегание ", что означает:

игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной  стороны; уход (добровольный или в  силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального  лидера;

эмиграция из государства (республики, штата) представителей отдельных этнических групп.

-"Откладывание " - своего рода уход от противоборства с надеждой, что изменятся обстоятельства и будут созданы более благоприятные условия для разрешения конфликта.

Переговоры - стороны сами избирают наиболее предпочтительную процедуру. Число участников не обязательно  зависит от числа втянутых в конфликт сторон.

-Третейское разбирательство (арбитраж) - добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для конфликтующих сторон.

-Примирение  - сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника или примирительную комиссию. В этом случае создаются:

 Выбор пути разрешения  конфликта всецело зависит от  конфликтующих сторон, но решающую  роль в этом могут сыграть  сопутствующие факторы. К примеру,  на выбор мирного пути урегулирования  конфликта могут оказать влияние  такие факторы, как наличие  в обществе равновесия сил,  соответствующего исторического  опыта, гласности, институциональных  условий для консультаций и  переговоров. 

ЛИТЕРАТУРА:

• Воробьев К. А. Политология: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. – 424 с.

• Желтов В. В. Политология: учебник.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 512 с.

• Политология: учебник / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - М.: ЮрайтИздат, 2006. - 692 с.

• Политология: учебное пособие / под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.

• Смирнов Г. Н., Петренко Е. Л., Сироткин В. Г., Бурсов А. В. Политология: учебник. - М.: Проспект, 2006. - 336 с.

• Смолин О. Н. Политический процесс в современной России: учебное пособие. - М.: ТК Велби; Проспект, 2006. - 336 с.

• Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии: учебник. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 552 с.

• Гончаров П. К. Политический транзит: от концепции модернизации к парадигме транзитологии // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2006. - № 2. - С. 59-78.

• Лапкин В. В. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. - 2005. - № 3. - С. 44-58.

• Миронова Д.  Право и политические решения: к постановке вопроса // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. - 2006. - № 5. - С. 16-26.

 


Информация о работе Политический процесс