Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:22, контрольная работа
Одной из самых распространённых категорий политологии является политический процесс. В публицистике и в массовом сознании под политическим процессом подразумевают политическую жизнь общества в целом. Но политология, как наука, стремиться конкретизировать это понятие, показать его чёткое содержание.
В целом анализ особенностей российской модернизации позволяет утверждать, что политическое развитие России, как полагают некоторые наблюдатели и исследователи, не принадлежит к разряду загадочных и непознаваемых явлений. Уникальность российского варианта модернизации (как и других политических процессов) вполне поддается изучению и сравнению с помощью адекватного исследовательского инструмента. Вместе с тем наличие нерешенных проблем, необъясненных политических явлений актуализирует проблему усовершенствования и универсализации исследовательских подходов к политическому развитию.
4.Сущность политического кризиса, его источники, основные фазы развития и виды.
Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, в политологии используется понятие “политический кризис” (греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход).
Политический кризис
- это состояние политической
системы общества, выражающееся
в углублении и обострении
имеющихся конфликтов, в резком
усилении политической
Можно выделить
Правительственный кризис - особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.
Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны.
Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента и назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
Политический кризис
характеризуется
В зависимости от
особенностей проявления и
Кризис легитимности возникает
в результате рассогласования целей
и ценностей правящего режима
с представлениями основной части
граждан о необходимых
Кризис идентичности
возникает тогда, когда
Кризис политического
участия характеризуется
Кризис проникновения
проявляется в снижении
Кризис распределения
означает неспособность
Центральная проблема конфликтов - их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).
Под регулированием конфликта (конфликтным контролем) понимается разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.
Политической практикой
и теорией выработаны
Компромисс в словарях определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.
Слово консенсус происходит
от латинского consentio, которое в
свою очередь образовано от
глагола sentire (чувствовать, ду. мать,
понимать) с помощью приставки
con, имеющей значение совместного,
взаимного развития, т.е. в своей
основе консенсус означает
Консенсус - это соглашение
значительного большинства
Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие. Оно подразумевает:
- предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.); разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).
Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
2) соглашение в соответствии
с законодательной или
3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.
Основными методами предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов являются:
-"Избегание ", что означает:
игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны; уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера;
эмиграция из государства (республики, штата) представителей отдельных этнических групп.
-"Откладывание " - своего рода уход от противоборства с надеждой, что изменятся обстоятельства и будут созданы более благоприятные условия для разрешения конфликта.
Переговоры - стороны сами избирают наиболее предпочтительную процедуру. Число участников не обязательно зависит от числа втянутых в конфликт сторон.
-Третейское разбирательство (арбитраж) - добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для конфликтующих сторон.
-Примирение - сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника или примирительную комиссию. В этом случае создаются:
Выбор пути разрешения
конфликта всецело зависит от
конфликтующих сторон, но решающую
роль в этом могут сыграть
сопутствующие факторы. К
ЛИТЕРАТУРА:
• Воробьев К. А. Политология: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. – 424 с.
• Желтов В. В. Политология: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 512 с.
• Политология: учебник / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - М.: ЮрайтИздат, 2006. - 692 с.
• Политология: учебное пособие / под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.
• Смирнов Г. Н., Петренко Е. Л., Сироткин В. Г., Бурсов А. В. Политология: учебник. - М.: Проспект, 2006. - 336 с.
• Смолин О. Н. Политический процесс в современной России: учебное пособие. - М.: ТК Велби; Проспект, 2006. - 336 с.
• Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии: учебник. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 552 с.
• Гончаров П. К. Политический транзит: от концепции модернизации к парадигме транзитологии // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2006. - № 2. - С. 59-78.
• Лапкин В. В. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. - 2005. - № 3. - С. 44-58.
• Миронова Д. Право и политические решения: к постановке вопроса // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. - 2006. - № 5. - С. 16-26.