Политический процесс в России, его особенности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 00:58, контрольная работа

Краткое описание

Это универсальная категория политической теории, что характеризует уровень развития личности и общества в целом, их участие в реализации политических отношений.
Мотивационной основой политической деятельности выступают определенные политические интересы личности, различных социальных групп и слоев общества. В интересах концентрируется цель деятельности человека, что требует поиска соответствующих средств и методов обеспечения их.

Содержание

Понятийный аппарат темы ……………………………………………….3
Политическая власть в современной России ……………………………8
Формы политического участия граждан в жизни общества ………….12
Политическое участие молодежи в общественной жизни ……………13

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 1.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в необходимых случаях президент выступает в роли арбитра – может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Суперпрезидентский характер республиканской формы правления в современной России проявляется также в весьма сложной процедуре отрешения президента от должности

Что касается полномочий законодательной власти, то они весьма скромны. Так, согласно ст. 102, к ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами страны; назначение выборов Президента РФ; отрешение, Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. [1. С. 76]

К ведению Государственной Думы, согласно ст. 103 Конституции. относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального Банка, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Что касается структур исполнительной власти, и прежде всего правительства, то они чрезвычайно громоздки. Велико число не только министерств и ведомств, но и разных совещательных органов, которые вырабатывают всевозможные рекомендации, но ни за что не отвечают. На всех уровнях исполнительной вертикали власти процветает бюрократия – не та, без которой немыслимо функционирование современного государства, а бесконтрольная и коррумпированная, находящаяся «при государстве», но работающая в основном на себя.

Сосредоточение центра силы в президентской власти ослабляет другие ветви власти Российского государства, делает малоэффективным воздействие различных общественных групп на «большую политику», а всю «властную пирамиду» неустойчивой, особенно в случае кризиса президентской власти или даже просто болезни президента. [6. С. 53]

В настоящее время актуальной является проблема демократизации российской политической власти. Политическая власть должна реально содействовать становлению многопартийной системы. Сейчас существует разрыв между обещаниями власти о формировании многопартийной системы и реальным положением дел. Рост политических партий в России и их представительства в Государственной Думе характеризует пока псевдопартийную систему. Ибо представленные в ней партии не стали еще агентами политического рынка. Государственная Дума недостаточно воздействует на курс президента страны и политику правительства. В силу особенностей Конституции страны 1993 года парламентская оппозиция не может пока быть последовательным выразителем интересов избирателей. Да и сами партии во многом еще не стали политическими. Формально они политические, фактически они остаются разновидностью политических клубов, групп поддержки конкретных лидеров партий. Отсюда неизбежность превращения партий в центр выражения корпоративных интересов, лоббирования.

Таким образом, вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

 

 

3. Формы политического  участия граждан в жизни общества.

 

Объем возможного участия граждан в жизни общества определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; право объединяться в общественные организации, в том числе в политические партии; право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право доступа к государственной службе; право на обращение в государственные органы.

Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым). Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. [6. С. 59]

Оно проявляется в следующих формах:

- реакция граждан (положительная  или отрицательная) на импульсы, исходящие от политической системы;

- периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий  для принятия решений;

- участие граждан в деятельности  политических партий, общественно-политических  организациях и движениях;

- воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями;

- прямые действия граждан (участие  в митингах, пикетированиях и  пр.);

- деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы политической активности могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными. Политическое участие может быть постоянным (членство в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти).

Наиболее развитой и чрезвычайно важной формой политического участия являются демократические выборы. К выборам близко примыкают референдумы – голосование по законодательным или иным вопросам. [5. С. 64]

Таким образом, при всем разнообразии форм политического участи граждан в общественной жизни, оно всегда направлено, на то, чтобы сделать что-то (изменить ситуацию, избрать новый состав законодательного органа) или не допустить чего-то (ухудшения социальных условий людей).

 

4. Политическое участие  молодежи в общественной жизни.

Участие молодежи в политической жизни общества имеет ряд особенностей. Они связаны с сущностными характеристиками этой социально-демографической группы, с тем специфическим местом, которое занимает молодежь в общественной жизни.

В результате смены поколений происходит не только процесс простого воспроизводства, преемственности социальных, в том числе и социально-политических, отношений, но и расширение опыта благодаря инновационному потенциалу молодежи, а также передача накопленного, обновленного социального опыта будущим поколениям.

Первая особенность связана с незавершенностью становления собственной субъектности в социально-политических отношениях. Молодежь – не ставший, а становящийся субъект общественных, в том числе политических, отношений. Отсюда известные возрастные ограничения ее политических прав, закрепленные законодательно. Конкретные рамки этих ограничений зависят от уровня демократизации и степени стабильности общества. [2. С. 29]

Возраст, таким образом, играет роль значимого стратификационного основания и является важным фактором участия молодых людей в социально-политической жизни общества. Возрастная дискриминация не одинаково проявляется в разных странах мира, а также внутри одной страны в силу исторических и социокультурных традиций, а также в связи с региональными особенностями государственной молодежной политики.

Вторая особенность молодежи как субъекта политических отношений определяется спецификой ее социального положения. Оно характеризуется неустойчивостью, подвижностью позиций молодых людей в социальной структуре, относительно невысоким их социальным статусом, ограниченностью социальных связей. Это ставит молодежь в неравное положение с экономически и социально более продвинутыми группами. Тем самым создается благоприятная среда для возникновения разного рода социальных конфликтов, приобретающих нередко политическую окраску.

Данная особенность более заметно проявляется в региональном разрезе в связи со значительными различиями социально-экономического положения субъектов Федерации.

И наконец, третья особенность связана со спецификой молодежного сознания (лабильностью, трансгрессивностью, экстремальностью), обусловленной как возрастом, так и положением молодежи как социальной группы. [7. С. 97]

Лабильность сознания проявляется в недостаточной твердости жизненных установок, неопределенности социальных ориентаций, поскольку социальные позиции не приобрели устойчивую форму, а процесс формирования собственных нравственных убеждений (императивов), которые составляют стержень сознания, еще не завершен. В отсутствие сформированной собственной социальной позиции направленность политических настроений часто приобретает спонтанный характер и зависит от влияния внешних факторов, а зачастую – просто случая.

Трансгрессивность – это способность сознания преодолевать барьеры (символические границы, табу, стереотипы) между существующим и новым для себя пространством, переносить образцы будущего в свою жизнь. Она реализуется в индивидуальном и групповом конструировании социальной реальности на микро- и макроуровне: от собственной биографии до образа общества в целом. В процессе социального конструирования реальности молодые люди ориентируются, как правило, на референтные группы, отличающиеся более высоким статусом и престижем, более успешные в современном мире (кумиры, образцы обеспеченной, красивой жизни). Эти образцы закрепляются в форме ожиданий и притязаний. Если увеличивается разрыв между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения, то политические установки принимают экстремальную форму.

Под экстремальностью молодежного сознания понимают различные проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении на групповом и индивидуально-личностном уровнях.

Путем манипулирования несформировавшимся сознанием молодежи, особенно с помощью средств массовой информации, можно добиться асоциальных результатов, превращая молодежь либо в агрессивную, либо в безликую, политически индифферентную массу. Наиболее привлекательным объектом удовлетворения эгоистических политических интересов становится молодежь там, где больше возможностей для спекуляций на конкретных нуждах молодых людей. [2. С. 37]

Таким образом, участие молодежи в политической жизни общества представляет собой особую форму консолидации ее групповых интересов, отражающих осознанные особенности собственного социального положения, роли и места в обществе и способ их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Ось-89, 2008.

2. Бурцев В. Молодежная политика  – идеология и принципы осуществления / В. Бурцев // Человек и труд. – 2007. – № 1. – С. 22-24.

3. Елисеев С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России: Конспект лекций. СПб., 2000.

4. Политическая социология: Учебник для вузов /Под ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

5. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Гардарики, 2001.

6. Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.2. / Авт.-сост. Н. А.Баранов, Г.А. Пикалов. СПб., 2003.

7. Учебное пособие: Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2011.

 

 


 



Информация о работе Политический процесс в России, его особенности в современных условиях