Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа
Попытки выявить важнейшие традиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественные мыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этой задачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характер русского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд «первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русского народа. Лосский относит к ним:- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении;
|
Сергей Алексеевич Аскольдов. |
Сергей Алексеевич Аскольдов.[14] Своеобразную точку зрения на Святую Русь высказал известный религиозный философ С. А. Аскольдов: «Русь была до отмены крепостного права, а отчасти и после него страной рабов и рабовладельцев, но это не мешало ей быть "Святой Русью", поскольку крест, несомый одними, был носим со светлой душой и в общем и целом с прощением тех, от кого он зависел, поскольку и те, и другие с верою подходили к одной и той же Святой Чаше. Так праведность десятков миллионов очищала и просветляла в единстве народного сознания грех немногих тысяч поработителей, к тому же грех часто ясно не сознаваемый в качестве такового ни той, ни другой стороной» (Аскольдов 1967: 52). В этом кратком высказывании имеется сразу несколько моментов, заслуживающих внимания.
Святая Русь у Аскольдова это реальная страна, которая успешно преодолевала свое внутренне разделение вплоть до революции. Кроме того для философа характерен социологический подход к проблеме. Грань, отделяющая святую Русь от грешной у Аскольдова пролегает не в ноуменальном плане, как это наблюдается в большинстве случаев у писателей, поэтов, историков, философов и даже в народной поэзии, а в феноменальном (рабство — рабовладение, бедность — богатство). Получается, что святой народ своим терпением и прощением искупал вину грешных помещиков и дворянства, а это известный литературный мотив толстовского «кающегося дворянина». Это, конечно, упрощение проблемы в духе либеральной критики и марксизма, хотя написано это в 1918 году, т. е. после февральской революции и октябрьского переворота.
Тема несения креста (народ-крестоносец — то же самое, что народ-богоносец) у Аскольдова также упрощена, если не сказать искажена, поскольку все слои общества всегда несут свой крест, ведь это крест не бедности или рабства, а крест Христов, и у каждого — он свой. Философ только намекает на это упоминанием о Святой Чаше, к которой и те, и другие приступают с покаянием. Вместе с тем праведность миллионов (тут у читателя возникает сомнение в том, что все десятки миллионов праведны) не может очистить или просветлить грех десятков тысяч без личного покаяния этих тысяч. В целом такое представление о Святой Руси, в котором переплелись социологизм, толстовство, марксизм, религиозная философия, историософия (как попытка вскрыть религиозный смысл истории и конкретных политических событий) весьма характерен для рубежа веков, для религиозной философии «серебряного века», для истолкования проблемы Святой Руси.
Святая Русь и утопия. Святую Русь нередко называют утопией. Особенно часто это случается в последнее время в статьях, посвященных проблемам утопического мышления, антиутопии и дистопии. По общепринятому и наиболее часто встречающемуся толкованию понятие «у-топия» происходит от греческого слова τόποζ (место) и отрицательной частицы ού (не, нет), т. е. это несуществующее место или место, которого нет.[15] Понятие берет свое начало от одноименной книги Т. Мора (1516)[16] и становится нарицательным для обозначения вымышленной писателем или мыслителем идеальной страны с образцовым справедливым общественным и государственно-политическим строем, с гармоничными отношениями между людьми. Позже оно стало использоваться по отношению ко всем нереальным социально-политическим или философско-этическим теориям и доктринам переустройства общества. Утопия — это также особый жанр литературы со своими мифопоэтическими приемами. Для ранних утопий характерна форма беллетризованного трактата, позже — фантастического романа или романа-предупреждения. С точки зрения времени утопическую страну помещают или в прошлое, и тогда она сочетается с ностальгической памятью о «золотом веке», описанном Гесиодом и Овидием;[17] или в будущее, и тогда она смыкается с футурологией и прогнозированием общественного и научно-технического развития в форме романа-предупреждения; или же в настоящее, что характерно для утопий эпохи великих географических открытий. В последнем случае страна-утопия изображается в жанре путешествия как реально существующее место, которое находится очень далеко, которое исключительно трудно найти, но в котором кто-то все же побывал и всё видел своими глазами. Во всех трех случаях в произведении можно обнаружить более или менее скрытую критику или же полное отрицание существующего общества и противопоставление ему воображаемой идеальной страны.
Теперь, если вернуться к
тому, что сказано о разных пониманиях
Святой Руси в русской культуре,
литературе, философии, фольклоре, то придется
признать, что понятие «Святая
Русь» не подходит под определение
утопии. Во-первых, Святая Русь не является
идеалом справедливого
Отметим, что некоторые энциклопедии и словари приводят и другой вариант происхождения слова: от греческого εύ — благо и τόποζ — место,[19] т. е. утопия — это благословенная страна. И вот это второе истолкование слова «утопия» несколько ближе Святой Руси, если под благом понимать не «общественное благо», не идиллическое состояние благополучия, а благо Божие.
Одно заключительное соображение. На наш взгляд, важно подчеркнуть, что в Ветхом Завете избранным является народ. Земля — Святая Земля Палестины, земля обетованная и ее столица Иерусалим — также избрана, но акцент все же делается на избранном народе. Он может жить где угодно: в земле обетованной, в рассеянии, в плену в Египте, в Вавилоне, но остается при этом избранным. Святая Русь, напротив, — прежде всего святая земля, а не народ. Об избранности страны на Руси начали говорить прикровенно не ранее XVI века (например, в переписке Ивана Грозного и князя Курбского Русь называется «новым Израилем» — см. Памятники 1986: 8,17,21,39,41 и др.), а об избранном народе — лишь в начале XIX века: сначала славянофилы, а позже, во второй половине столетия, представители почвенничества. И говорили они не столько об избранном русском народе, сколько о народе-богоносце. Разница же здесь принципиальная. Если вспомнить замечание Вячеслава Иванова, то богоносец — это человек, принявший на себя крест Христов, иго Христово и терпеливо несущий его. Итак, в понятии «Святая Русь» есть принципиальное и коренное отличие от ветхозаветного понятия «избранный народ».[20] На Руси избрана и свята страна, народ же может лежать во грехах, может оказаться недостойным Святой Руси. Это исключает или, по крайней мере, умаляет возможность национальной гордости, хотя и дает косвенный повод для гордости своей землей, страной. Но вместе с тем, любовь к стране может пробудить желание стать достойным своей богоданной земли — Святой Руси.
Попробуем подвести некоторые итоги, обобщив и частично повторив наши наблюдения.
Пространственные параметры Святой Руси.
— Святая Русь совпадает
с историческими границами
— Святая Русь совпадает только с отдельными прославленными княжествами Древней Руси: Киевским[21], Новгородским[22], Владимиро-Суздальским или Московским.
— Святая Русь — только часть Руси, которая включает ее святые места, прекрасные храмы и монастыри, известные города.
— Святая Русь — это топографическая икона Святой Земли — Палестины; это то, что обустроено на Руси во образ мест земной жизни Христа. Эта идея была особенно близка патриарху Никону.
— Святая Русь не имеет и не может иметь пространственных параметров, она пребывает вне пространства.
Временные параметры Святой Руси. В этом отношении можно выделить следующие точки зрения.
— Святая Русь целиком находится в прошлом; она была реальностью, но утрачена.
— Святая Русь — это лишь отдельный, наиболее светлый период в истории Руси. Например, после столетия татаро-монгольского ига Русь начинает понемногу возрождаться. В. О. Ключевский в статье «Церковь и Россия» приводит такие данные: за сто лет с 1240 по 1340 год основано около 30 новых монастырей. С 1340 по 1440 год построено более 150 монастырей (Ключевский 1969: 54-55). Г. П. Федотов называет это время «золотым веком русской святости».[23] И таких периодов — несколько.
— Святая Русь — существует, это реальность как прошлого, так и нынешнего дня.
— Святая Русь — в историческом будущем: необходимо ее построить, воссоздать, взяв за образец лучшее из прошлого.
— Святая Русь пребывает вне времени, она не имеет временных параметров, это категория вечности.
В связи с проблемой временных параметров Святой Руси следует сказать и о мотиве гибели Святой Руси во времени. Пророчеств о такой грядущей гибели, а также констатаций ее свершившейся гибели было несколько. Впервые мотивы гибели Святой Руси появляются в связи с монголо-татарским нашествием.[24] И позже довольно длительное время иго воспринимается как угроза бытию Святой Руси. Следующий конец Святой Руси ожидался в 7000 (1492) году вместе с концом Третьего Рима.[25] В некотором смысле концом Святой Руси воспринимался период опричнины Ивана Грозного, но народные песни описывают Ивана Васильевича с заметной симпатией, а Русь его времени — как Святую. Концом Святой Руси для старообрядцев выглядели церковные реформы, начатые патриархом Никоном и последовательно проведенные царем Алексеем Михайловичем, прежде всего потому, что для старообрядцев Святая Русь отождествлялась со святой Церковью, во всяком случае Церковь составляла ее ядро. Как еще один «конец» Святой Руси были восприняты церковные и государственные реформы Петра. Но позже выяснилось, что Святая Русь жива и не только в поэтическом или фольклорном восприятии, но и в государственном. И, конечно, как гибель Святой Руси была воспринята многими писателями, поэтами, историками и философами большевистская революция 17-го года.[26] Но постепенно, например, евразийцы начали говорить о возрождении или воссоздании Святой Руси, тем самым подтвердив не новую мысль о том, что Святая Русь не имеет временных параметров, а потому и определить их невозможно. Добавим, — и не нужно.
Религиозные и историософские параметры Святой Руси.
— Святая Русь это только вера и объект веры; человек может верить в нее, может даже познавать ее очами веры и любви, но никогда не сможет во всем объеме и глубине познать и объяснить ее.
— Святая Русь — это Русь крещеная, просвещенная светом христианской веры, свято-светлая страна.
— Святая Русь — это православная
Церковь на территории Руси; такая
точка зрения встречается довольно
редко, но ее можно обнаружить в народной
поэзии, о чем писал Г. П. Федотов
на основе духовных стихов, но без подтверждения
цитатами. Такое понимание Святой
Руси можно найти в древнерусской
религиозной полемической литературе,
а также у религиозных
— Святая Русь — это страна святых, это собор ее святых за всю историю, о чем наиболее ярко свидетельствует служба «Всем святым, в земле Российской просиявшим».
— Святая Русь — это страна, которая во всей чистоте сохранила в душе и в церковном сознании Лик Христов, Образ Его, а хранение этого образа является залогом верного понимания Христова учения и следования ему по пути обожения и святости. Эта мысль была особенно близка Достоевскому.
— Святая Русь является хранительницей Православия, православной веры, что является залогом «утверждения» Руси.
— Святая Русь — это история Православия на Руси.
— Святая Русь — это призвание России, это несение креста, это задача, поставленная перед Россией Богом и пророчество о ее будущем.
— Святая Русь — это страна, по которой ходит Христос и Его святые, они реально помогают нуждающимся. Палестина названа Святой Землей потому, что в ней огромное количество мест (городов, улиц, домов, рек, гор, дорог), связанных с земной жизнью Христа, освященных Его присутствием. На Святой Руси Христос также, как на Святой Земле Палестины, присутствует, но незримо. Он ходит по ней, благословляет ее. Поля Святой Руси «исхожены» Христом, как писали об этом русские поэты от Тютчева до Есенина и Клюева.
— Святая Русь — это страна христианских святынь. Как писал Д. С. Лихачев, «понятие "Святой Руси" не предполагает святости на Руси всего и всех. Святая Русь — это только то, что в ней освящено, только ее ценная часть — это монастыри, церкви, иконы, мощи святых, ее святые предания и традиции, ее вера, церковная служба…» (Лихачев 1994: 621).[28]
— Святая Русь — это эонотопос, т.е. святое избранное место, на которое нисходит Божия вечность, в котором совпадают и исчезают все временные и пространственные параметры.
— Для Святой Руси характерна любовь к святости, предпочтение святости всем остальным ценностям. В Европе, начиная с эпохи Возрождения, в этом качестве стала выступать гениальность.[29]
— Святая Русь имеет эсхатологическую направленность; это та очищенная верой, страданием и подвигом часть земного царства, которая войдет в Царство Небесное, удостоится Небесного Иерусалима.
— Святая Русь — это то, что свято для народа: соединение церковного и крестьянского календарей, до глубины оправославленный повседневный быт, стремление обрести любовь Христову, искание Бога и правды Его, устремленность в Царство Божие к Небесному Иерусалиму. Святую Русь ищут, если можно так сказать, сразу в двух направлениях: внутри себя («ибо Царствие Божие внутрь вас есть» — Лк.17: 21) и вовне — на Руси; отсюда так распространено паломничество по святым местам, а «калики перехожие», странники по святым местам были даже особым и почитаемым слоем в обществе.[30]
— Святая Русь — это икона Руси. А. В. Карташев писал: «Православие может вернуть России ее Лик, ее икону — икону Св. Руси». Суть иконы в том, что она является видимым образом невидимого Первообраза. В этом смысле, более точно можно сказать, что Святая Русь есть Первообраз и архетип видимой Руси.
— Святая Русь — это все самобытное и своеобразное в ней, все, что дано Богом как неповторимая особенность только этой страны, только этого народа, только этой исторической судьбы, только этого характера, только этой ментальности. Святая Русь — это одна из главных форм национального идентитета и самосознания.
— Святая Русь — это антиномичное единство святой Руси и грешной России при главенстве первой.
— Святая Русь — это душа России, она не может без тела, а это тело есть государство, поэтому они должны находиться во взаимодействии и симфонии.[31]
— Святая Русь — только государственный и нравственный идеал, к которому должно стремиться, но реализация которого принадлежит далекому будущему.
— Святая Русь целиком принадлежит
поэтике древнерусской
Все перечисленное есть результат анализа и обобщений; ни у одного автора, писавшего о Святой Руси, их невозможно найти «в чистом виде». Фактически у любого писателя или философа мы найдем лишь комплексную точку зрения, в которой мирно уживаются два-три понимания и определения, и они не только дополняют друг друга, но иногда и противоречат одно другому. Мы пытались показать, что понятие «Святая Русь» в разных жанрах русской литературы, в русской философии и историософии имеет множество разных оттенков; оно богато по своему внутреннему содержанию, оно многогранно, подчас неопределенно, во всяком случае, допускает несколько как взаимодополняющих, так и противоречащих друг другу определений. И какое бы из них ни попытаться уточнить, мы снова вернемся к пониманию Святой Руси как своеобразного и самобытного сочетания глубинной святости и наличной греховности, и это антиномичное со-пребывание, со-житиe, со-бытиe в едином теле святого и грешного является своеобразным ключем для понимания Святой Руси и для согласования различных истолкований этого понятия. И тогда опять вспоминаются гениальные строки Тютчева: «Умом Россию не понять».