Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Попытки выявить важнейшие традиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественные мыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этой задачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характер русского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд «первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русского народа. Лосский относит к ним:- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении;

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_Otechestvennoy_Kultury (1).docx

— 251.81 Кб (Скачать файл)

 

 В случае «русской цивилизации»  можно соотнести созерцательность (положительное качество) с ленью  (отрицательное качество). Это правомочно.  

 

 Но нельзя сравнивать русский  коллективизм с европейским индивидуализмом,  так как это — явления, относящиеся  к различным цивилизациям, и их  следует осмыслять и оценивать  только в их собственной исторической  среде. В этом трагедия либеральных  преобразований начала девяностых XX века. Реформаторы от политики и экономики искусственно, насильно и некритично перенесли модель развития западных стран на почву русской самобытной цивилизации. Как здесь не согласиться со словами русского писателя Виктора Ерофеева:  

 

 «Западник — это обычно  наивная такая фигура, которая  полагает, что если Россия примет  западный путь развития, то всё  у нас в одночасье станет  хорошо. А на самом деле мы  не можем этого сделать —  у нас другая культура, другая  цивилизация» . Ведь особенные цивилизационные пласты русской истории в огромной мере повлияли и на советский период, хотя сами большевики хотели построить «новый мир» с чистого листа. Идеологически этот запрос был выдержан: политико-правовой, общественный, хозяйственный и культурный строй, созданный коммунистами, действительно, не имел аналогов ни в прошлом, ни за пределами СССР — как на Востоке, так и на Западе.  

 

 Оригинальность советской системы,  ее тотальный характер, затронувший  огромный спектр жизненных вопросов, приводит к формуле о существовании  особой «советской» цивилизации,  основанной на самобытных началах.  Вместе с тем, нельзя не заметить  и в «советской цивилизации»  влияния предшествующего культурно-исторического  типа Российской империи. СССР  в целом остался в границах  Российской Империи (несколько  сократившись в объеме в 20-е  годы, но полностью наверстав  потерянные земли после 1945 года). В «советской цивилизации» мы  в новом виде встречаем знакомые  черты:  

 

 мессианство (вера советских  людей в коммунизм и в миссию  СССР открыть истину народам  мира — через мировую революцию),

искаженная эсхатология (вера в  светлое будущее и «царство коммунизма», где нет ни бедных, ни богатых, но все равны),

коллективизм (советская пародия  на соборность и общность народов  и его интересов),

справедливость (всеобщее материальное равенство, которое породило еще  больше противоречий и социальное расслоение на «партийную элиту» и простой народ),

жертвенность (готовность принести себя в жертву ради строительства коммунизма, героизм Великой Отечественной  войны победа над фашизмом — реальный пример жертвенности на все века истории  человечества),

государственность (советский патриотизм и почитание коммунистического  руководства — вплоть до «культа  личности»).  

 

 К огромному сожалению, духовность  как ценность была отброшена,  и проявлялась скорее априорно  в психологическом портрете советского  человека в его исканиях внутренней  правды и смысла, нежели в формальном  наборе его отличительных признаков,  социально осмысленных как достоинства.  Духовность же воплотилась в  науку и искусство, именно в  советский период наука и искусство  в России достигли небывалых  вершин. Только нравственные императивы  проявили себя в моральной  сфере, так как после аморализма  самой революции 1917 года, сталинская  Россия быстро вернулась к  принципам семейной этики и  традиционной нравственности.  

 

 Как Древняя Русь отстаивала  свою самобытность и православную  идентичность перед лицом католического  (позже протестантского) Запада, так и СССР противостоял все  тем же западным странам, только  отныне как авангард мирового  социализма, борющегося против капиталистических  держав, как «советская цивилизация»  против «капиталистической цивилизации». При этом пишет известный политолог  Николай Злобин: «Немало людей  в мире симпатизировали Советскому  Союзу» . Радикально новые идеологические формы хранили прежнее цивилизационное содержание, в том числе по-новому исповедуя русскую идею и «идею Москва-Третий Рим». После краха СССР советское идеологическое оформление «русской цивилизации» рассеялось, но вместе с тем произошли и более глубокие цивилизационные сдвиги. Российская Федерация как наследница и Российской Империи, и СССР утратила большую часть территорий оказавшихся под контролем бывших Союзных Республик, ставших независимыми и суверенными государствами. Сама же Россия в 1990-е годы в духе западничества стремилась всячески отмежеваться от любого намека на «мессианство».  

 

 Заголовки газет пестрели: «Мы  не великая, мы — нормальная  страна». Вместо коллективизма  в обществе возобладал индивидуализм,  а принцип справедливости уступил  место этике личного обогащения. Вместо жертвенности стали проповедовать  и прославлять эгоизм, гедонизм (стремление  к наслаждению) и «расслабленность».  Созерцательность приравняли к  «дисквалифицирующим качествам», препятствующим  социальной активности, а целостность  государственных интересов была  расценена как исторический предрассудок  российского империализма, сталинской  деспотии, мешающие развитию гражданского  общества. Общество постсоветского  периода пережило крах своих  глубинных цивилизационных основ,  которые оставались неизменными  и в царский период, и в советское  время. В какой-то момент казалось, что сама «русская цивилизация», — а не только русское общество, русская политика и русская  государственность — вошли в  критическую фазу. С начала третьего  тысячелетия атмосфера российского  общества стала постепенно меняться. Драматическое противоречие между  настроением правящих олигархических  элит и широких слоев народа  в 90-е годы XX века стало постепенно  меняться. Опыт исследования феномена  «русской идеи» дает основания  для того, чтобы вновь ожидать  проявления величия фундаментальных  черт и русского народа и  самой святой Руси в процессе  строительства нового российского  общества. Русская цивилизация пережила  много драматических моментов, но  на всех ее этапах мы видим  присутствие незримой идеи особого  призвания русского народа, которая  преображает и возвышает общество  над существующими пропастями  и падениями человечества. Можно  наметить теоретические направления  русской идеи, по которым должна  развиваться «русская цивилизация»  в XXI веке.  

 

 Перед обществом встанет  во всей силе вопрос об определении  миссии русского народа на  новом этапе. История показывает, что поиск «высшего предназначения»  является неотъемлемой чертой  «русской цивилизации». «Дело еще  и в том, что вся русская  история есть диалектический  спор с Западом и западной  культурой, борьба за отстаивание  своей (подчас схватываемой лишь  интуитивно), русской истины, своей  мессианской идеи, своей версии  «конца истории», как бы это  ни выражалось — через московское  православие, светскую империю  Петра или мировую коммунистическую  революцию» .  

 

 Поиск особого пути России, её особой миссии в мире  и осознание собственной идентичности  воскрешает не только политические  доктрины и идеологические штампы, но и порождает особые феномены  в русской литературе и культуре.  

 

 Выдвигаются не только национал-большевистские  лозунги «восставших биороботов» , но и национал-патриотические праворадикальные программы по воссозданию «имперских границ» России в области не только геополитики, но и в метафизических прозрениях историософии. Видный русский писатель, журналист и общественный деятель Александр Проханов, прибегая к образным и символически выражениям, так описывает теорию Пятой Империи: «Я сегодня одержим, может быть, иллюзиями, а может быть, прозрениями. На мой взгляд, в России после долгих лет наконец наметился некий важный государственный субъект. Среди катастрофы, среди упадка, среди деградации, среди ужасных тенденций возникло нечто новое, загадочно-странное. На смену четырем возникавшим здесь Империям (первая — Киевская Русь, вторая — Московское царство, третья — Петровско-Романовская, четвертая — Сталинский проект) — стала возникать Пятая. В нашем Вифлееме народился таинственный пятый младенец, еще никем не виданный. О его рождении оповестили волхвы. В разных углах нашего мира возникло странное возбуждение, предчувствие.  

 

 Наряду с проклятьями, с  унынием, со слезами возникли  новые звуки, новые тихие настроения. И этот проект Пятой Империи  — так я его называю —  я хочу его увидеть, я хочу  его зафиксировать. Я хочу внести  его в такое поле, где его  можно было бы лелеять и  осмысливать…  

 

 Я все перевожу в религиозную,  метафизическую сферу, и это  позволяет свободно оперировать  этими явлениями. Я предчувствую  его. Как предчувствовали революцию  поэты. Как ее предчувствовал  Блок. Этот проект не путинский,  он не возник в недрах власти, он не возник во дворце царя  Ирода. Он вообще неизвестно  где возник, возможно, в тайном, малом,  кротком предместье, околотке. Но  то, что он зарождается, — это  факт. Зарождается централизм, зарождается  большая управляемость страной,  большая потребность в этой  управляемости. Происходит медленная  концентрация ресурсов. В России  появляются зачатки суверенитета, совершенно потерянные ею при  Ельцине. Это чаянье отмечено  в культуре. Сильна так называемая  имперская волна в литературе. Если раньше она была волной  воспоминаний о красной Империи,  сейчас она связана с предчувствием  чего-то нового. Поэтому я хочу  посвятить остаток своих сил  вскармливанию этого младенца» .  

 

 Едва ли возможно и допустимо  вернуться к советской идее  «мировой революции» или построить  «пятую империю» , но новая форма народного и национального и религиозного мессианства реально рождается на наших глазах не только в политических проектах, но и в многогранных процессах современной культуры. Соборность, которая укоренена в психологии русского человека, трудно насильно сменить на индивидуализм, почерпнутый из западной цивилизации. Таким образом, следует предвидеть появление новых версий социалистических или солидаристских теорий, движений и институтов в общественном развитии стран постсоветского пространства. Пробудить в народе жертвенность, готовность ограничивать свои потребности и стремления ради достижения высоких исторических целей — одно из мотивационных направлений русской идеи, «концепции Русского мира» и созидания «наднационального проекта» Святой Руси. Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает: «Я думаю, Русь—это не «где», а, в первую очередь, «что».  

 

 Русь—это система ценностей,  это цивилизационное понятие.  Конечно, это цивилизационное  понятие, которое имеет свое  географическое измерение.  

 

 Когда мы говорим «Святая  Русь», мы имеем в виду совершенно  конкретную идею: идею доминанты  духовного над материальным, идею доминанты высокого нравственного идеала. Собственно говоря, в этой традиции и был воспитан народ на том огромном евразийском пространстве, которое сегодня географически составляет юрисдикцию Русской Православной Церкви. Русь — это, в конечном итоге, отличение добра от зла в соответствии с этой огромной духовной традицией, это система ценностей. И если, опять-таки, перейти к географии, то, конечно, ядром этой цивилизации, этого огромного мира являются Россия, Украина, Беларусь, если говорить в современных геополитических категориях». В основе русской идеи и концепции Русского мира сокрыты интуитивные прозрения философской мысли: без обретения новой формы духовности, без возрождения Церкви, взлета культуры, философии и искусства не произойдет возрождение народа и многих государств постсоветского периода.  

 

 Во-первых, современному обществу  постсоветского периода необходима  новая модель социального и  духовного развития. Подобно нашим  отцам, отрекшимся от язычества  в киевской купели великого  равноапостольного князя Владимира,  нам надлежит отвернуть хищнические  основы западной цивилизации  потребления, религии золотого  тельца и обратиться к сакральному  ядру русской цивилизации, к  православной вере в её самых  сокровенных и глубинных основах.  И в этом определяющем повороте, не имеющем ничего общего с внешним фарисейским благочестием и политическими амбициями шовинистического превозношения, и заключен величайший шанс народов бывшего Советского Союза. Импульсы русской идеи, освященные православным богословием, актуализируют инаковость, отличность «не от мира сего».  

 

 Русская идея в духовно-нравственном  и религиозном значении заключает  в себе весь человеческий мир,  универсализм Правды Божией, профетизм (профетизм – пророческое движение, пророческое возвещение правды Божией) проповедь, касающаяся социальной справедливости, все богатство духовного мира. Русское сознание определяется наличием православной веры, «мы сознаем, что в этих условиях Русская Православная Церковь зачастую остается единственной нитью, связующей воедино цивилизацию Руси» .  

 

 Во-вторых, тайная и явная  мистерия Православия, ее ни  с чем не сравнимая энергетичность духа, сила в решении самых сложных, тяжелых и неподъемных метафизических, метаисторических вопросов человеческого существования ярко раскрывается не только в истории и судьбе многострадального русского народа, но и в идеологических доминантах русской идеи и концепции Русского мира.  

 

 В-третьих, для православного  христианина всегда было характерно  эсхатологическое мировоззрение,  знание о конечности этого  мира, о катастрофичности «последних  времен», о том, как встретить  их и обновить собственную  духовную жизнь. Отсюда разработка  социальной концепции Церкви  и политической эсхатологии как  базиса реальной политики русской  цивилизации становится сегодня  насущной потребностью, жизненно  важной не только для политологии,  но и для православного богословия  в условиях всемирного глобального  кризиса и негативных процессов  глобализации. К огромному сожалению,  у нас нет, сегодня, политиков,  которые могли бы опереться  на эсхатологическое учение Православной  Церкви, на подлинно бытийную  и событийную цепочку в своем  стратегическом диагнозе наличного  времени мира. Сколько бы ни  говорили политические лидеры  на конференциях и церковных  приёмах о воспитательной роли  Православной Церкви — сейчас  Православие для них только  как красивая картина и золотые  ордена на груди.  

 

 Но дальше, когда кризисные  явления будут проявляться все  сильнее, масштабнее и трагичнее,  когда будут определены границы  и сроки привычной спекулятивной  политики, возникнет острая необходимость  подлинного духовного глобального  прогнозирования процессов современности.  Должно произойти обращение к  сакральному ядру русской цивилизации,  к запредельному таинственному  в русской душе, к сокровищнице  духовной традиции русской цивилизации  — Православию. Предстоит внедрить  богословие Церкви в гуманитарные  технологии и политический инструментарий, способный принести победу в  борьбе с исторически обреченной  глобальной цивилизацией финансового  строя, базирующейся на сугубо  материальной интерпретации мира  и Вселенной.  

Информация о работе Политический режим