Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Попытки выявить важнейшие традиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественные мыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этой задачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характер русского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд «первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русского народа. Лосский относит к ним:- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении;

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_Otechestvennoy_Kultury (1).docx

— 251.81 Кб (Скачать файл)

 

4) 

Принятие Русью христианства – выдающееся событие  в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной и культурной жизни. Крещению Руси уделено большое место в «Повести временных лет». В ней подробно повествуется о принятии христианской веры

князем Владимиром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Конкретным актом принятия православия является знаменитое крещение на

Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 году.Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю:

распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в  течение полутора веков.

Православные источники  связывают проникновение христианства на террито-

рию Киевской Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в 1 веке н. э.,направился проповедовать учение Иисуса Христа в

Византию, а затем «и прошел Черным морем до Днепра и Днепром  вверх до Ки-

ева, а от Киева далее до Великого Новгорода». Исторических источников, подтверждающих версию миссионерской деятельности апостола Андрея не существует. Однако существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга, была христианкою. Христианами были и некоторые видные дру-

жинники князя Владимира.   

 Православная версия  принятия христианства утверждает, что этому событию

предшествовала процедура  «выбора вер». Киевская Русь по своему геополи-

тическому положению  находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в

котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором  испове-

довали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной

Европы. Во все эти регионы  Владимир якобы послал своих послов для определе-

ния наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и од-

нозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того ду-

шевного подъема, который они в них ощутили.

ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и

почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы сле-

дует искать как в личности князя Владимира, так и анализе  социально-полити-

ческих и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.  

 Язычество не было  религией в современном понимании.  Это была довольно ха-

отичная совокупность различных верований, культов, но не учение.Это соедине-

ние религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. По-

этому объединение людей  разных племен, в чем так нуждалисьвосточные славяне

в 10-12 веках, не могло быть осуществлено язычеством.Между тем стремление                                             

вырваться из-под угнетающего  воздействия одиночества среди  редконаселенных

лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы, заставляла людей искать

объединения.  

 Время и события  требовали познания мира и  истории в широких масштабах.

Достойно особого внимания, что эта тяга к более широкому пониманию мира,чем

то, которое давалось язычеством, сказывалось прежде всего по торговым и воен-

ным дорогам Руси, там, где вырастали первые государственные образования.

Стремление к государственности  не было, разумеется, принесено извне, иначе

оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался

10 век.  

 Князь Владимир был  крупным государственным деятелем  своего времени. Он уже давно  осознавал, что языческий политеизм  не соответствует политическим  и духовным потребностям государства.В 980 году Владимир предпринял первую

религиозную реформу, суть которой  состояла в попытке слияния разнородных бо-

гов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом

Перуном.Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потер-

Пела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие  боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси.Язычество не

обеспечивало этнокультурного  единства всех племен и земель Киевской Руси.Ис-

торическая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так

называемые мировые религии: христианство и ислам.  

 Решающим фактором  обращения к религиозно-идеологическому  опыту Визан-

тии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Ки-

евской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало по-

литическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и дина-

стические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Вла-

димира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и,таким образом,еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятель-

ной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала  дорогу к

расширению торгово-экономических  и культурных связей,но и в какой-то мере

защищала Русь от набегов  многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного  моря, которых Византия постоянно  исполь-

зовала в борьбе со своим северным соседом.  

 И еще один момент  сыграл свое значение при выборе  православия. В католицизме богослужение  происходило на латинском языке,  тексты Библии и других богослужебных  книг- на этом же языке.Православие не связывало себя

языковыми  канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в сла-

вянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом

отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские бого-

служебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверж-

даться в духовной жизни  русского общества.  

 Благодаря болгарской  писменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная писмен-                                                         

ность, которая была передана нам Болгарией,- это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания един-

ства человечества. Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме-

танской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская пис-

менность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжить ее и созда-

вать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться.

Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной да-

те начала русской культуры, то можно считать самой обоснованной 988 год.

А. С.Пушкин так сказал о христианстве:” История новейшая есть история христианства.” Роль и значение христианства на Руси были очень изменчивы как

изменчиво было наРуси и само православие. Однако, учитывая то, что живопись,

музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси

находилась в орбите христианской мысли, ясно, что А. С. Пушкин был прав, если

широко понимать его мысль.

Роль церкви.

На Руси появился новый  общественный институт- православная церковь. С тех пор и до наших дней она сохранила единую систему управления: митрополит

( с 1589 года- патриарх)-епархии( области) во главе с архиереями (архиепископами и епископами )- приходы (приходские храмы со штатом священнослужителей – клиром ) и монастыри ( общины отрекшихся от мира ино-

ков-монахов, принявших обеты  нестяжания, безбрачия и послушания ). Появи-

вшись в патриархальном обществе, церковь, как более зрелая структура, помога-

ла становлению Древнерусского государства и взяла на себя часть  его функций.

В ее руках находился суд  по семейно-брачным и наследственным делам, наряду с

«Русской Правдой» действовал переведенный с греческого кодекс церковного

права- Номоканон или Кормчая книга. В ведении церкви находились определен-

ные категории населения: лекари, клирошане, паломники. Там же оглашались

указы, хранились документы, эталоны мер, весов. Духовенство  как носитель зна-

ний и грамотности выступало в качестве школьных учителей. В свою очередь

княжеская власть обеспечивала церковь материально: в 10-11 веках  – за счет де-

сятины( отчислений от княжеских доходов – штрафов,пошлин и т.д. ), а позже пе-

редавала епископам и монастырям села с крестьянами. 

  

Важной функцией церкви стала  забота о нищих и обездоленных: «… Нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье,

в пожаре и в потопе, пленным  искупленье, в гладе прекормленье, в худобе умирая покровы и гробы »,- так характеризует эти обязанности памятник 13 века « Пра-

вило о церковных людях  ». В этой сфере церковные власти поощряли милосты-

ню, устраивали богадельни; в  «церковном доме » могла найти  убежище незамуж-

няя женщина  с ребенком; под особым покровительством находились паломники,

« хромцы и слепцы ». 

 Наступая на традиционные  общинные права и обычаи, церковь  усиливала кон-

троль за  поведением людей в наиболее консервативной и труднодоступной для

государственного вмешательства  сфере семейного быта. Грамоты  новопостав-

ленным пастырям предписывали им неуклонно выполнять свои повседневные                                                           

обязанности в гуще мирской  жизни: «… завтрени и вечерни, часы и молитвы пети, и дети духовные держати, и свадьбы венчати, и к роженицам ходити, и молитвы давати… и больных маслом свящати, и мертвых похоронити ».  

Священники уговаривали  господ « миловать свою челядь »  и терпеливо при-

учали к исполнению христианских заповедей своих прихожан, которые « без сты-

да и срама » имели  по несколько жен и наложниц, играли свадьбы без венчания с

буйными плясками, «гудением  и плесканием », не признавали постов, устраива-

ли языческие « игрища», и « творили насилье » прямо  в храме.  

  Не менее трудным делом для духовенства было заставить вчерашних язычников « молвити своя грехи » духовному отцу – белому или черному священ-

нику, призванному контролировать повседневную жизнь своих прихожан.Надо

было добиться стыда и  раскаянья ( и привычки осознавать свои прегрешения ), не

отпугивая при этом строгостью наказания, чтобы грешник « в  отчаянье не впал ».

По грехам и « по силе»  каждого после исповеди назначалась  епитимия, а при ог-

ласке какого-либо бытового «грехопадения» виновники представали  перед закрытым епископским судом, «мирян не припущая». 

  

Активно учавствовала церковь и в процессе распространения христианства:

с расширением  границ княжеских владений строились новые храмы, а в городах

основывались епископские  кафедры. В свою очередь, князья стремились обеспечить себе поддержку со стороны  влиятельных церковных корпораций и боролись за право покровительства  отечественным святыням – таким, например, как мощи князей Бориса и  Глеба.В период раздробленности епископы вмешива-

лись в политическую борьбу на стороне «своих» князей. Так, владимирское духо-

венство помогло Андрею Боголюбскому в утверждении патронального культа Бо-

городицы перенесением из Киева на север почитаемой иконы Богоматери – буду-

щей Владимирской- и введением не санкционированного Константинополем и

киевским митрополитом праздника  Покрова. Случались ( у того же Андрея и других князей ) и конфликты с церковными иерархами и монастырями, но все же

через 200 лет после крещения Руси православная церковь стала  важным и влиятельным институтом в феодальной общественной структуре: уже в конце 11 века Киево-Печерский  монастырь принял «волости» от князя  Ярополка Изясла-

вича и обзавелся «рабами», а в 12 веке земельные владения получают и епископы.

Монастыри появились на Руси в середине 11 века. В монастырях готовились кад-

ры священнослужителей,происходило осмысление вероучения, формировались

духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского  быта и т.д.

Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись

хранителями и передатчиками  культурного наследия. Из монастырей осущест-

влялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности

древнерусского государства. К середине 13 века на Руси функционировало  око-

ло 80 монастырей.  

 При помощи разработанного  вероучения и стройной организации  Русская православная церковь стремилась освятить и укрепить общественный строй. Но

если бы дело было только в насаждении  сверху в угоду узкой правящей прослойке системы ценностей, чуждой подавляющему большинству населения, то

оно было бы обречено на провал: внедрить силой никакую идею нельзя. Утвер-                                                            

ждение новой религии означало и переворот в мировоззрении людей, которым

христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему  ценностей.

Христианское мировоззрение.   

 Князя и его дружину  вполне устраивал утверждаемый  новой верой принцип бо-

гоустановленности власти и всего существующего на земле порядка. Принятие

христианства было обусловлено  и расширением международных  связей Руси. Но                                                             

Информация о работе Политический режим