Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа
Попытки выявить важнейшие традиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественные мыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этой задачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характер русского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд «первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русского народа. Лосский относит к ним:- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении;
4)
Принятие Русью христианства – выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной и культурной жизни. Крещению Руси уделено большое место в «Повести временных лет». В ней подробно повествуется о принятии христианской веры
князем Владимиром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Конкретным актом принятия православия является знаменитое крещение на
Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 году.Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю:
распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.
Православные источники
связывают проникновение
рию Киевской Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в 1 веке н. э.,направился проповедовать учение Иисуса Христа в
Византию, а затем «и прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Ки-
ева, а от Киева далее до Великого Новгорода». Исторических источников, подтверждающих версию миссионерской деятельности апостола Андрея не существует. Однако существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга, была христианкою. Христианами были и некоторые видные дру-
жинники князя Владимира.
Православная версия
принятия христианства
предшествовала процедура «выбора вер». Киевская Русь по своему геополи-
тическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в
котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором испове-
довали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной
Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определе-
ния наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и од-
нозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того ду-
шевного подъема, который они в них ощутили.
ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА.
Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и
почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы сле-
дует искать как в личности князя Владимира, так и анализе социально-полити-
ческих и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.
Язычество не было
религией в современном
отичная совокупность различных верований, культов, но не учение.Это соедине-
ние религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. По-
этому объединение людей разных племен, в чем так нуждалисьвосточные славяне
в 10-12 веках, не могло быть
осуществлено язычеством.Между тем стремление
вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных
лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы, заставляла людей искать
объединения.
Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах.
Достойно особого внимания, что эта тяга к более широкому пониманию мира,чем
то, которое давалось язычеством, сказывалось прежде всего по торговым и воен-
ным дорогам Руси, там, где вырастали первые государственные образования.
Стремление к
оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался
10 век.
Князь Владимир был
крупным государственным
религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных бо-
гов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом
Перуном.Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потер-
Пела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси.Язычество не
обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси.Ис-
торическая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так
называемые мировые религии: христианство и ислам.
Решающим фактором
обращения к религиозно-
тии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Ки-
евской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало по-
литическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и дина-
стические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Вла-
димира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и,таким образом,еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятель-
ной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к
расширению торгово-
защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно исполь-
зовала в борьбе со своим северным соседом.
И еще один момент
сыграл свое значение при
языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в сла-
вянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом
отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские бого-
служебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверж-
даться в духовной жизни русского общества.
Благодаря болгарской
писменности христианство сразу выступило
на Руси в виде высокоорганизованной религии
с высокой культурой. Та церковная писмен-
ность, которая была передана нам Болгарией,- это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания един-
ства человечества. Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме-
танской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская пис-
менность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжить ее и созда-
вать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться.
Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной да-
те начала русской культуры,
то можно считать самой
А. С.Пушкин так сказал о христианстве:” История новейшая есть история христианства.” Роль и значение христианства на Руси были очень изменчивы как
изменчиво было наРуси и само православие. Однако, учитывая то, что живопись,
музыка, в значительной мере
архитектура и почти вся
находилась в орбите христианской мысли, ясно, что А. С. Пушкин был прав, если
широко понимать его мысль.
Роль церкви.
На Руси появился новый общественный институт- православная церковь. С тех пор и до наших дней она сохранила единую систему управления: митрополит
( с 1589 года- патриарх)-епархии( области) во главе с архиереями (архиепископами и епископами )- приходы (приходские храмы со штатом священнослужителей – клиром ) и монастыри ( общины отрекшихся от мира ино-
ков-монахов, принявших обеты нестяжания, безбрачия и послушания ). Появи-
вшись в патриархальном обществе, церковь, как более зрелая структура, помога-
ла становлению Древнерусского государства и взяла на себя часть его функций.
В ее руках находился суд
по семейно-брачным и
«Русской Правдой» действовал переведенный с греческого кодекс церковного
права- Номоканон или Кормчая книга. В ведении церкви находились определен-
ные категории населения: лекари, клирошане, паломники. Там же оглашались
указы, хранились документы, эталоны мер, весов. Духовенство как носитель зна-
ний и грамотности выступало в качестве школьных учителей. В свою очередь
княжеская власть обеспечивала церковь материально: в 10-11 веках – за счет де-
сятины( отчислений от княжеских доходов – штрафов,пошлин и т.д. ), а позже пе-
редавала епископам и монастырям села с крестьянами.
Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных: «… Нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье,
в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормленье, в худобе умирая покровы и гробы »,- так характеризует эти обязанности памятник 13 века « Пра-
вило о церковных людях ». В этой сфере церковные власти поощряли милосты-
ню, устраивали богадельни; в «церковном доме » могла найти убежище незамуж-
няя женщина с ребенком; под особым покровительством находились паломники,
« хромцы и слепцы ».
Наступая на традиционные общинные права и обычаи, церковь усиливала кон-
троль за поведением людей в наиболее консервативной и труднодоступной для
государственного
ленным пастырям предписывали
им неуклонно выполнять свои повседневные
обязанности в гуще мирской жизни: «… завтрени и вечерни, часы и молитвы пети, и дети духовные держати, и свадьбы венчати, и к роженицам ходити, и молитвы давати… и больных маслом свящати, и мертвых похоронити ».
Священники уговаривали господ « миловать свою челядь » и терпеливо при-
учали к исполнению христианских заповедей своих прихожан, которые « без сты-
да и срама » имели по несколько жен и наложниц, играли свадьбы без венчания с
буйными плясками, «гудением и плесканием », не признавали постов, устраива-
ли языческие « игрища», и « творили насилье » прямо в храме.
Не менее трудным делом для духовенства было заставить вчерашних язычников « молвити своя грехи » духовному отцу – белому или черному священ-
нику, призванному контролировать повседневную жизнь своих прихожан.Надо
было добиться стыда и раскаянья ( и привычки осознавать свои прегрешения ), не
отпугивая при этом строгостью наказания, чтобы грешник « в отчаянье не впал ».
По грехам и « по силе» каждого после исповеди назначалась епитимия, а при ог-
ласке какого-либо бытового «грехопадения» виновники представали перед закрытым епископским судом, «мирян не припущая».
Активно учавствовала церковь и в процессе распространения христианства:
с расширением границ княжеских владений строились новые храмы, а в городах
основывались епископские
кафедры. В свою очередь, князья стремились
обеспечить себе поддержку со стороны
влиятельных церковных
лись в политическую борьбу на стороне «своих» князей. Так, владимирское духо-
венство помогло Андрею Боголюбскому в утверждении патронального культа Бо-
городицы перенесением из Киева на север почитаемой иконы Богоматери – буду-
щей Владимирской- и введением не санкционированного Константинополем и
киевским митрополитом праздника Покрова. Случались ( у того же Андрея и других князей ) и конфликты с церковными иерархами и монастырями, но все же
через 200 лет после крещения Руси православная церковь стала важным и влиятельным институтом в феодальной общественной структуре: уже в конце 11 века Киево-Печерский монастырь принял «волости» от князя Ярополка Изясла-
вича и обзавелся «рабами», а в 12 веке земельные владения получают и епископы.
Монастыри появились на Руси в середине 11 века. В монастырях готовились кад-
ры священнослужителей,происходило осмысление вероучения, формировались
духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т.д.
Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись
хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осущест-
влялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности
древнерусского государства. К середине 13 века на Руси функционировало око-
ло 80 монастырей.
При помощи разработанного
вероучения и стройной
если бы дело было только в насаждении сверху в угоду узкой правящей прослойке системы ценностей, чуждой подавляющему большинству населения, то
оно было бы обречено на провал:
внедрить силой никакую идею нельзя.
Утвер-
ждение новой религии означало и переворот в мировоззрении людей, которым
христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему ценностей.
Христианское мировоззрение.
Князя и его дружину вполне устраивал утверждаемый новой верой принцип бо-
гоустановленности власти и всего существующего на земле порядка. Принятие
христианства было обусловлено
и расширением международных
связей Руси. Но