Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа
Попытки выявить важнейшие традиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественные мыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этой задачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характер русского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд «первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русского народа. Лосский относит к ним:- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении;
крещение Руси не только соответствовало интересам верхушки общества.
Новая религия принесла с собой и не известную язычеству идею равенства людей:
во-первых, исключила племенные и этнические различия; во-вторых,каждому- от
князя до землепашца- предстояло отвечать за свои земные дела на Страшном су-
де:ни высокое положение, ни богатство не спасали грешника и злодея от геенны
огненной, которая доходчиво изображалась художниками на западной стене хрис-
тианского храма; праведника же за терпение и добрые дела ожидал рай.В новой
системе ценностей происхождение и социальный статус человека не имели зна-
чения: на Страшном суде смерд вполне мог оказаться более достойным, чем бо-
ярин или князь. При этом новая вера не посягала на земные порядки («Кииждо
бо раб своего господина хвалит»,− писал знаменитый проповедник 12 века Ки-
рилл Туровский ), хотя и осуждала резкий разрыв между евангельскими нормами
и реальностью грешного мира. Но само признание равенства – хотя бы только пе-
ред Богом – и уверенности в грядущем разрешении всех земных противоречий до
определенной степени сдерживало страсти и смягчало остроту социальных конф –
ликтов.
Христианство возвышало личность человека, созданного по образу и подобию
Божьему (т.е. человека-творца, создателя, выбирающего своим разумом свой путь
и отвечавшего за свои поступки), в отличие от языческих традиций подчинения
отдельного человека роду и судьбе-року.Но христианство не только уравнивало
людей перед Богом, оно вырывало их из круговорота слепой космологической за-
висимости: личная ответственность невозможна без свободы личностного выбора и духовной самостоятельности каждого человека, который отныне мог по мере своих сил приобщиться к божественной благодати («нетварной энергии»). А на-
встречу ему раскрывался Бог в человеческом лице Иисуса Христа, реально соеди-
нившем божество со всей природой человека. Личностное восприятие мира как
Божьего дара давало христианину и надежду: даже на пороге смертного часа рас-
каявшийся грешник мог получить прощение и облегчить свою участь.
Новый христианский
тип сознания поднимал
ческого мороощущения высоту.
Двоеверие.
Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе.Христианизация встречала сопротивление населения.Неоднократно поднимались восстания против христианизации. Истории известны наиболее крупные из них: в Суздале,Киеве,
Новгороде.
И в городе, и в
деревне христианизация
При рождении человек получал два имени – языческое и крещальное, а в придачу к ним – прозвище («Свибло»(шепелявый), «Толстой» или «Вареные ноги»),сопро-
вождавшее его всю жизнь.
Сакральному пространству
храма и «красному углу»
Рождества, а ночь на Ивана Купалу «совместила» языческие русалии и Рождество Предтечи. Языческие образы и сюжеты органично вписывались в мир «высокой» культуры.
Значение принятия христианства.
Христианство создало
широкую основу для
На основе христианизации
происходит становление нового
типа государственности в
В целом благодаря
принятию христианства
5) редставления о русском самодержавии (см. Терминологический
словарь) и его роли в истории отечественной
культуры претерпевали значительные изменения
на разных этапах существования Российского
государства. В период Московского царства
и Российской империи самодержавие рассматривалось
как некая надклассовая сила, сплачивающая
своих подданных без различия их сословной
и классовой принадлежности на основе
общенационального идеала, единства веры
и морали. В советский период оценка самодержавия
основывалась на формационном, отвлеченно-классовом
подходе к этому явлению: "Самодержавие
(абсолютизм, неограниченная монархия)
есть такая форма правления, при которой
верховная власть принадлежит всецело
и нераздельно (неограниченно) царю. Царь
издает законы, назначает чиновников,
собирает и расходует народные деньги
без всякого участия народа в законодательстве
и контроле за управлением. Самодержавие
есть поэтому самовластие чиновников
и полиции и бесправие народа".
Между тем, объективная, научно обоснованная
оценка исторической роли российского
самодержавия на всех этапах его существования
приобретает в современных условиях особое
значение. Поэтому целью данной лекции
и является рассмотрение российского
самодержавия как единой социокультурной
формы, органически укорененной на национально-русской
почве, отвечающей особенностям менталитета
русской культуры и своеобразию социокультурной
динамики России.
Преобладающей на протяжении
всего русского средневековья была
не столько идея разделения светской
и духовной властей, сколько идея
их тесного взаимодействия и внутренней
глубокой соотнесенности, - своего рода
идеал социокультурного равновесия
светскости и духовности, с одной
стороны, и авторитарности и коллективности
("соборности") - с другой. Однако
закрепление соответствующих
Самодержавие и православие:
исторический опыт России. Хотя институт
самодержавия на Руси сложился через несколько
столетий после принятия христианства
в восточном варианте, особенности русской
культуры, православной церкви и национальных
традиций изначально создавали потенциальные
возможности для его укоренения в социокультурном
пространстве Руси.
Фактически на века вперед самодержавие
(и в византийском, и в русском вариантах)
выступает как социокультурная форма
существования восточного христианства
(будущего православия). Православие же
предстает как внутреннее оправдание
культа светской власти нравственно-религиозным
идеалом, как наполнение социально-политической
формы организации общества духовно-культурным
содержанием - идеологическим, этико-философским,
эстетическим и собственно религиозным.
Эта культурно-историческая традиция
в дальнейшем проступает не только в формуле
"Москвы - Третьего Рима" (принадлежащей
старцу Филофею - из его послания Василию
III, между 1515 - 1521), не только в обоснованиях
идеала "просвещенной монархии" XVIII
века или в знаменитом "триединстве"
николаевского министра просвещения графа
С.С.Уварова "самодержавие - православие
- народность" в XIX веке, - эта традиция
сказывается, уже в XX веке, и в мифологизации
личности и деятельности Ленина, и в чисто
религиозном "культе личности" И.Сталина,
и в пародийном нагнетании официально-декларативного
и декоративного "культа" Л.Брежнева.
Как мы уже установили, черты,
характерные для русского самодержавия,
существовавшего как
Российская государственность
и русский культурный архетип. Российская
государственность представляет собой
государственно-организованную форму
общества, специфика которой определялась
на разных этапах его развития особенностями
государственно-правовых организаций
и институтов, содержания национально-государственной
идеи ("общего дела") и практики ее
реализации.
В российской цивилизации государственность
выступает главной формой социальной
интеграции, задавая единый для российского
общества нормативно-ценностный порядок
как основы национального единства.
Наряду с переходом
от "военно-национального" и "вотчинного
государства" к "полицейско-бюрократическому"
прочно утвердилась вера в возможность
достижения прогресса путем насилия,
сохранившая свое значение вплоть до
конца XX столетия.
Российская государственность постоянно
стремилась к трансформации массового
сознания, пытаясь создать соответствующие
структуры, оправдывающие ее деятельность.
Государственная власть с помощью национально-государственной
идеи формировала в социуме такие представления
и ценности, которые постепенно превращались
в стереотипы мышления и культурные установки
социального поведения. Такие базовые
ценности и установки постепенно трансформировались
в структуры русского культурного архетипа.
В качестве идеала государственной власти
в России сформировались представления
о необходимости власти единоличной (ответственной),
сильной (авторитетной) и справедливой
(нравственной). Постепенно в русском культурном
архетипе понятия Отечество (Родина), царь-государь
(вождь) слились в одну номинацию - государство,
которое является предметом сакрализации
и религиозного (идеологического) культа.
Таким образом, идеи империи, единой централизованной
власти являлись важнейшей составной
частью общественного идеала и в период
самодержавия XVII века с боярской Думой
и боярской аристократией, и в XVIII веке
с его бюрократией, служилыми сословиями,
периодами "просвещенного абсолютизма",
и в период самодержавия XIX века, которое
было вынуждено "сверху" освобождать
крестьян.
Идеи централизованной
власти после Октября 1917 года. Октябрь
1917 года у многих сторонников Февральской
буржуазно-демократической революции
вызвал ассоциации с вернувшимся самодержавием,
только в перевернутом виде. Н.Бердяев
в своей книге "Истоки и смысл русского
коммунизма" доказывал, что "советское
государство ... есть трансформация идеи
Иоанна Грозного, новая форма старой гипертрофии
государства в Русской истории". А наиболее
полно традиции русского самодержавия
воплотил в своем правлении И.Сталин.
Таким образом, различные разновидности
самодержавия как социально-политического
и правового института объединяются в
отечественной истории как особый социо-культурный
феномен, по-разному воплощенный на различных
этапах истории русской культуры и в то
же время единый на протяжении всей истории
русского государства.
Рассмотрим, как же складывался такой
социокультурный феномен как самодержавие,
как он развивался и видоизменялся, в каких
отношениях самодержавие находилось с
другими явлениями русской культуры.