Политический режим. Понятия и виды политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы – раскрыть данные виды политических режимов, охарактеризовать политический режим Российской федерации.
В ходе выполнения данной цели ставим перед собой следующие задачи:
- Охарактеризовать основные разновидности государственно-правового режима, его сущность, характерные черты.
- охарактеризовать антидемократические типы политических режимов
- дать характеристику демократическим типам политических режимов
- разъяснить особенности политического режима в РФ

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Политический режим: понятие и признаки
1.1 Понятие и сущность государственно-правового (политического) режима…………………………………………………………………….6
1.2 Признаки государственно-правового (политического) режима……………………………………………………………………10
2. Политический режим
2.1. Антидемократические типы политических режимов…… 12
§ 1. Деспотический режим………………………………………..12
§ 2. Тиранический режим………………………………..............13
§ 3. Тоталитарный режим………………………………………...14
§ 4. Фашистский режим…………………………………………..15
§ 5. Авторитарный режим………………………………………..16
2.2. Демократические типы политических режимов…………..17
§ 1. Либеральный режим…………………………………………17
§ 2. Демократический режим…………………………………….29
3. Особенности политического режима в Российской Федерации………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………31
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Полити.режим россии.docx

— 63.07 Кб (Скачать файл)

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не в санкции государственных  структур, другие имеют консультативный  характер. Однако независимо от юридической  природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них  находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести  то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными  институтами) для выражения интересов  граждан и их участия в политическим процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии — это отсутствие стойкого желания  у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений  вследствие не профессионализма большинства  «правителей» и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что  она дает больше возможностей (по сравнению  с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие  черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала и т.д.

Однако сами демократические  режимы также могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями  выступают либерально- демократические и консервативно- демократические режимы. Если либерально- демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно- демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3. Особенности политического режима в Российской Федерации.

 

После десятилетия  советской истории, господства авторитарного  и тоталитарного политического  режима, во второй половине 80-х —  начале 90-х годов в России начался  переход к демократическому политическому  режиму.

С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской  формой правления. Человек, его права  и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство(ст.2,17 КРФ). Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю (ст.3 ч.1,ч.3 КРФ) По Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 КРФ) и также наше государство является светским (ст.14 КРФ). В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи(ст. 7 ч.2 КРФ), каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова (ст.29 КРФ), но существует ограничения на сведения, называемые государственной тайной (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"), свобода совести, вероисповедания (ст.28 КРФ).

В РФ признается местное самоуправление (ст.12,ст.32ч.3,гл.8ст130-134 КРФ, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003))),также в РФ осуществляется идеологическое многообразие (ст. 13 КРФ), государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества, исполнительную, призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства и судебную, призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений. Эти органы самостоятельны (ст.10 КРФ), законодательная власть представлена федеральным собранием РФ (гл.5 КРФ), а исполнительная- правительством РФ(гл.6КРФ,Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"),правосудие в РФ осуществляется только судом(гл.7ст.118ч.1),судьи независимы и подчиняются только КРФ и  закону о статусе судей в РФ(Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").

в РФ признается наличие политического  плюрализма и многопартийность (ст.13ч.3, Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (принят ГД ФС РФ 21.06.2001)).Также средства массовой информации свободны от цензуры (Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", ст.3).

          В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.14

О демократизме современной России неоднократно высказывался  первый президент страны В.Путин. В  ежегодном обращении к Федеральному Собранию в мае 2004 года он заявил, что  «молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов15

Вместе с  тем, ряд оппозиционно настроенных  политиков, средств массовой информации, политологов убеждены в том, что  в стране уже пятый год идет реставрация разрушенного политического  режима. В качестве своих аргументов они называют неэффективность государства  как основного социального института, его неспособность решить проблему бедности, фактическую подконтрольность правительства только президенту, малочисленность  и организационную слабость партий, широкие масштабы лоббистской деятельности, номинальную свободу СМИ.

В российском обществе также нет единой оценки политического режима России. По данным опроса, проведенного Институтом комплексных  социальных исследований Российской Академии Наук, 55% респондентов в возрасте от 30 до 60 лет 43% в возрасте от 20 до 30 лет  считают Россию недемократическим  государством16

Таким образом, вопрос о политическом режиме современной  России, его сущности является актуальным и дискуссионным для ученых-теоретиков, политиков-практиков и широкой  общественности.

О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается  в ее Конституции. Необходимо сопоставить  ее положения с реальной действительностью.

Российская  действительность дает нам основания  утверждать, что демократия начинает наполняться реальным содержанием.

Сегодня в  государстве не только в законодательстве, но и на практике обеспечивается политический плюрализм. Поставлена задача и взят курс на утверждение правового государства, в котором личность чувствует  себя во многом защищенной правом и  законом от произвола государственной  власти. При всей неоднозначности  положения в области прав человека, основным способом отстаивания гражданами своих прав становятся не жалобы, а обращения в суд. В России права человека приобретают характер массовой ценности, что служит наиболее надежной гарантией против произвола.

У населения  сформировалась устойчивая привычка к  выборам на альтернативной основе, к свободе слова. На региональном уровне мы наблюдаем выборы не только с предсказуемым результатом, но и в полной мере конкурентные.

Вместе с  тем, в условиях нынешней социально-экономической  и политической конъюнктуры многие из провозглашенных демократических  принципов, прав, свобод, норм, способов и методов политического властвования не получают пока вполне адекватной практической реализации.

Так в президентской  республике России при разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов все еще не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений  между ними, ведет к конфронтации. Нет четкого правового закрепления  полномочий каждой из ветвей государственной  власти, что размывает принцип  разделения ветвей в вопросах организации  структур и механизмов функционирования государства в целом.

К примеру, законодательная  власть Федерального Собрания ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной власть многочисленных подзаконных  актов, способных сорвать выполнения любых законов. В связи с концентрацией  власти в руках исполнительных органов, главы государства и правительства, парламент отходит на задний план, что проявляется в зарезервированной  за президентом возможности действовать  через голову парламента при принятии законов или оказывать давление на представительные органы (право роспуска парламента, процедура подписания законов перед их вступлением в силу).

Проводимые  социально-экономические реформы, названные  самой властью «непопулярными», привели к поляризации и расколу  общества. Сейчас около 200 российских семей  владеют 80% богатства России. Соотношение  доходов богатых и бедных составило 35:1, тогда как по общемировым стандартам оно не должно превышать уровень 6:1. При отсутствии стабилизирующего «среднего класса» такой разрыв ведет к росту авторитарных настроений, конфронтации между различными группами населения и властью, вызывает массовое нарушение элементарных прав и и свобод граждан России, их права на жизнь, удовлетворение элементарных прав и потребностей в еде, одежде, жилье.

Обнищание населения, задолженность по выплате зарплаты, безработица, коррупция, преступность не совместны с утверждением гражданского общества и правового государства, с гарантией личных и политических прав российских граждан.

Трудный, сложный  и противоречивый характер процесса становление демократизма в России не прямолинеен, далеко не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера.

Во-первых, наша страна не имела серьезных исторических, политических традиций демократизма, конституционализма и парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.

Во-вторых, переход  к демократии осуществлялся от тоталитарного  режима, десятилетиями господствовавшего  в стране, в условиях системного кризиса российского общества и перманентных попыток на протяжении 20 лет его реформировать.

В-третьих, в  процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического правового, социального государства  — расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне 1994-1996 гг., дефолт, невыплаты  зарплаты, непопулярные социальные реформы.

Наконец, в  менталитете российского народа до сих пор сохраняются утопическое  ожидания того, что кто-то извне придет и наведет порядок, изменит жизнь  к лучшему.

Итак, говоря о политическом режиме современной  России нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое не кануло окончательно в  Лету. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим, В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.

Особенности политического режима складываются исторически в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил общества на том  или ином этапе его развития. Что касается нормативно-правовой стороны вопроса, то в число основ конституционного строя Российской Федерации включено положение о том, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ч. 3 ст. 3)17. В действующей Конституции находят свое освещение проблемы, связанные с правовым регулированием проведения референдума как основной формы непосредственной демократии, а также вопросы проведения и организации выборов.

Существенным элементом политического  режима является факт конституционного закрепления легальных возможностей деятельности партий и других общественных объединений. Основной закон страны закрепляет использование государством широкого спектра демократических средств и методов взаимодействия с общественными организациями и движениями в рамках политической системы. Однако в отношении тех общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, Конституция (ч. 5 ст. 13) устанавливает ограничения и запреты.

Переход от однопартийной системы  в России к многопартийной является одним из важнейших направлений демократизации политической жизни. Однако многопартийность не всегда является панацеей от всех бед, несет в себе созидательное начало, определенную стабильность в обществе.

В ходе рассмотрения многопартийной системы России следует уделять первостепенное внимание тем объективным и субъективным факторам, которые препятствуют формированию гражданского общества и демократической политической системы. К ним необходимо отнести: незначительный исторический период введения многопартийной системы, отсутствие профессионализма у политиков, возглавляющих эти партии, их отрыв от насущных задач практического руководства общественной жизнью. В условиях экономического хаоса, социальной и политической нестабильности в обществе, коррупции, организованной преступности и других объективных и субъективных факторов многопартийность часто становится тормозом на пути перехода от тоталитарного к демократическому режиму. Если в политической жизни не будет найден компромисс и не будет достигнут определенный консенсус в обществе, кризис в России может перерасти в катастрофу с серьезными политическими последствиями18.

Информация о работе Политический режим. Понятия и виды политического режима