Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:58, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – раскрыть данные виды политических режимов, охарактеризовать политический режим Российской федерации.
В ходе выполнения данной цели ставим перед собой следующие задачи:
- Охарактеризовать основные разновидности государственно-правового режима, его сущность, характерные черты.
- охарактеризовать антидемократические типы политических режимов
- дать характеристику демократическим типам политических режимов
- разъяснить особенности политического режима в РФ
Введение……………………………………………………………3
1. Политический режим: понятие и признаки
1.1 Понятие и сущность государственно-правового (политического) режима…………………………………………………………………….6
1.2 Признаки государственно-правового (политического) режима……………………………………………………………………10
2. Политический режим
2.1. Антидемократические типы политических режимов…… 12
§ 1. Деспотический режим………………………………………..12
§ 2. Тиранический режим………………………………..............13
§ 3. Тоталитарный режим………………………………………...14
§ 4. Фашистский режим…………………………………………..15
§ 5. Авторитарный режим………………………………………..16
2.2. Демократические типы политических режимов…………..17
§ 1. Либеральный режим…………………………………………17
§ 2. Демократический режим…………………………………….29
3. Особенности политического режима в Российской Федерации………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………31
Список используемой литературы
Одни из них — выборы,
референдумы — четко
К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическим процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
Недостатки прямой демократии
— это отсутствие стойкого желания
у большинства населения
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий общественных организаций.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью.
К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала и т.д.
Однако сами демократические режимы также могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально- демократические и консервативно- демократические режимы. Если либерально- демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно- демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. 13
3. Особенности политического режима в Российской Федерации.
После десятилетия советской истории, господства авторитарного и тоталитарного политического режима, во второй половине 80-х — начале 90-х годов в России начался переход к демократическому политическому режиму.
С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство(ст.2,17 КРФ). Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю (ст.3 ч.1,ч.3 КРФ) По Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 КРФ) и также наше государство является светским (ст.14 КРФ). В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи(ст. 7 ч.2 КРФ), каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова (ст.29 КРФ), но существует ограничения на сведения, называемые государственной тайной (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"), свобода совести, вероисповедания (ст.28 КРФ).
В РФ признается местное самоуправление (ст.12,ст.32ч.3,гл.8ст130-134 КРФ, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003))),также в РФ осуществляется идеологическое многообразие (ст. 13 КРФ), государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества, исполнительную, призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства и судебную, призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений. Эти органы самостоятельны (ст.10 КРФ), законодательная власть представлена федеральным собранием РФ (гл.5 КРФ), а исполнительная- правительством РФ(гл.6КРФ,Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"),правосудие в РФ осуществляется только судом(гл.7ст.118ч.1),судьи независимы и подчиняются только КРФ и закону о статусе судей в РФ(Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").
в РФ признается наличие политического плюрализма и многопартийность (ст.13ч.3, Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (принят ГД ФС РФ 21.06.2001)).Также средства массовой информации свободны от цензуры (Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", ст.3).
В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.14
О демократизме
современной России неоднократно высказывался
первый президент страны В.Путин. В
ежегодном обращении к
Вместе с
тем, ряд оппозиционно настроенных
политиков, средств массовой информации,
политологов убеждены в том, что
в стране уже пятый год идет
реставрация разрушенного политического
режима. В качестве своих аргументов
они называют неэффективность государства
как основного социального
В российском обществе также нет единой оценки политического режима России. По данным опроса, проведенного Институтом комплексных социальных исследований Российской Академии Наук, 55% респондентов в возрасте от 30 до 60 лет 43% в возрасте от 20 до 30 лет считают Россию недемократическим государством16
Таким образом,
вопрос о политическом режиме современной
России, его сущности является актуальным
и дискуссионным для ученых-
О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения с реальной действительностью.
Российская действительность дает нам основания утверждать, что демократия начинает наполняться реальным содержанием.
Сегодня в
государстве не только в законодательстве,
но и на практике обеспечивается политический
плюрализм. Поставлена задача и взят
курс на утверждение правового
У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе, к свободе слова. На региональном уровне мы наблюдаем выборы не только с предсказуемым результатом, но и в полной мере конкурентные.
Вместе с
тем, в условиях нынешней социально-экономической
и политической конъюнктуры многие
из провозглашенных
Так в президентской
республике России при разделении власти
полномочия отдельных ее ветвей, их
институтов все еще не сбалансированы,
что влияет на процесс взаимоотношений
между ними, ведет к конфронтации.
Нет четкого правового
К примеру, законодательная
власть Федерального Собрания ограничена,
во-первых, правом президента издавать
указы, имеющие силу законов, и, во-вторых,
практикой издания
Проводимые
социально-экономические
Обнищание населения, задолженность по выплате зарплаты, безработица, коррупция, преступность не совместны с утверждением гражданского общества и правового государства, с гарантией личных и политических прав российских граждан.
Трудный, сложный и противоречивый характер процесса становление демократизма в России не прямолинеен, далеко не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера.
Во-первых, наша страна не имела серьезных исторических, политических традиций демократизма, конституционализма и парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.
Во-вторых, переход
к демократии осуществлялся от тоталитарного
режима, десятилетиями
В-третьих, в процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического правового, социального государства — расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне 1994-1996 гг., дефолт, невыплаты зарплаты, непопулярные социальные реформы.
Наконец, в
менталитете российского народа
до сих пор сохраняются
Итак, говоря о политическом режиме современной России нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое не кануло окончательно в Лету. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим, В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.
Особенности политического режима складываются исторически в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил общества на том или ином этапе его развития. Что касается нормативно-правовой стороны вопроса, то в число основ конституционного строя Российской Федерации включено положение о том, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ч. 3 ст. 3)17. В действующей Конституции находят свое освещение проблемы, связанные с правовым регулированием проведения референдума как основной формы непосредственной демократии, а также вопросы проведения и организации выборов.
Существенным элементом
Переход от однопартийной системы в России к многопартийной является одним из важнейших направлений демократизации политической жизни. Однако многопартийность не всегда является панацеей от всех бед, несет в себе созидательное начало, определенную стабильность в обществе.
В ходе рассмотрения многопартийной системы России следует уделять первостепенное внимание тем объективным и субъективным факторам, которые препятствуют формированию гражданского общества и демократической политической системы. К ним необходимо отнести: незначительный исторический период введения многопартийной системы, отсутствие профессионализма у политиков, возглавляющих эти партии, их отрыв от насущных задач практического руководства общественной жизнью. В условиях экономического хаоса, социальной и политической нестабильности в обществе, коррупции, организованной преступности и других объективных и субъективных факторов многопартийность часто становится тормозом на пути перехода от тоталитарного к демократическому режиму. Если в политической жизни не будет найден компромисс и не будет достигнут определенный консенсус в обществе, кризис в России может перерасти в катастрофу с серьезными политическими последствиями18.
Информация о работе Политический режим. Понятия и виды политического режима