Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:43, контрольная работа
За формальным фасадом демократической политики, проводимой на уровне государства, режим считал себя в основном свободным от подлинно демократической отчетности и контроля со стороны общества. Систему, сложившуюся при Б.Ельцине можно назвать «режимно-государственной», при которой в центре режима находился президент с большим объемом полномочий.(1) Результатом такой политической практики явилось ослабление государства, не способного утвердить принципы конституциональной независимости политической системы от существующего режима.
Введение……………………………………………………………………....2
1. Политический режим в современной России……………………………3-8
1.1. Соотношение политической системы и политического режима в России. Осуществление власти в России…………………………………………….3-6
1.2. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России…………………………………………………………………………7-8
2. Политические режимы советского государства………………………....9-13
3. Политическая власть в России: проблема легитимности. Легитимность и делегитимация государственной власти в России…………………………14-17
Заключение……………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………....19
Ленинско-большевистский политический режим
Февральская революция 1917 года установила республиканский политический режим без его оформления конституционным образом. Законный правопреемник власти отсутствовал, и наступил этап выявления наиболее адекватного условиям России носителя власти. Утвердившееся благодаря поддержке Советов рабочих и солдатских депутатов Временное правительство, где доминировали либералы, а позднее вошли меньшевики и эсеры, не решалось взять на себя ответственность ни за наделение крестьян землей, ни за окончание войны, ни за созыв Учредительного собрания. Ни Государственное совещание, ни Демократическое совещание, ни Предпарламент, которые созывал А.Ф.Керенский, не могли заменить Учредительное собрание. Несмотря на то, что Временное правительство в качестве истока имело комитет Государственной думы, оно не обладало настоящей легитимностью. Кроме того, длительная зависимость от советов рабочих депутатов изначально заложила в массах недоверие к нему как псевдолегитимному непостоянному органу власти. Февральский политический режим носил переходный характер и должен был закончиться установлением либо правой военной, либо левой коммунистической диктатурой - это были две реальные альтернативы осени 1917 года. Государственный кризис принял цивилизационный характер. Февральское низвержение Николая II означало конец всей системы самодержавия, которая была на протяжении всей тысячелетней истории Руси-России стержневой цивилизационной основой нации. Существовала достаточно реальная опасность установления всеобщей анархии и бунта всех против всех. В этих условиях было совершенно недостаточно наличия каких-то радикальных партий и решительных лидеров, чтобы спасти страну от хаоса и беспредела. На помощь пришла сама история Российской цивилизации, предложившая политикам возможность использования традиционных для русского народа соборных форм соучастия во власти: соборы, круги, общины, собрания, вече, сходки, советы и др. Зародившиеся в июле 1905 г. стихийным образом Советы были ничем иным, как своеобразным проявлением соборной традиции русского народа искать сообща выход из тяжелой ситуации. Большевики первоначально отнеслись весьма настороженно к органам управления в форме Советов депутатов трудящихся, считая их своими возможными конкурентами, но В.И.Ленин в августе 1905 года первым оценил колоссальные возможности Советов для организации новой системы власти под началом большевизма. Кроме того, Ленин увидел в Советах прообраз общественного устройства, которое будет не государством, а средством объединения трудящихся в грядущем бесклассовом обществе. Жизнь показала, что второй аспект оказался преждевременным и утопическим, как и вся концепция мировой революции, которой придерживался тогда лидер большевизма. Зародившаяся советская система власти была изначально подлинно народной, исторически обоснованной и логичной, продолжением соборной традиции. Поэтому не случайно Советы стихийно возникли во всех городах страны с различными схемами выборов. Октябрьская революция не положила начало непосредственной мировой революции, но она, несомненно, простимулировала глобальные реформистские преобразования на Западе, в результате которых трудящиеся добились значительных социальных завоеваний, а сам капитализм впоследствии принял весьма цивилизованный вид общества «социального партнерства».
Большевики всеми силами
обеспечивали большинство в Советах
рабочим и членам партийной элиты
как самой пролетарской, в результате
чего советская власть начала приобретать
черты однопартийной диктатуры.
Главным орудием строительства новой
государственности был Совет Народных
Комиссаров во главе с В.И.Лениным, который
с самого начала освободился от контроля
Советов и начал формирование специфического
большевистского политического режима
власти. Контуры советской государственности
определялись первой Конституцией РСФСР,
принятой в июле 1918 года, которая одновременно
стала самой первой конституцией в России
в целом. Основной закон отразил влияние
недавней революции и начинавшейся гражданской
войны. Бывшие эксплуататоры лишались
гражданских прав, исключались из политической
жизни нетрудовые элементы и предусматривались
неравные права для избирателей города
и села. Выборы были многостепенными, что
обеспечивало нужный состав всех Советов.
Хотя высшими органами власти считались
ВЦИК, съезд Советов и СНК, на самом деле
значительно больше полномочий имел СНК
- правительство РСФСР. Однако фактически
действительно высшими политическими
органами власти в стране были ЦК РКП (б)
и Политбюро. Государственное строительство
развивалось в годы гражданской войны
под влиянием задач вооруженной борьбы
и социально-классового противоборства
на всех уровнях общественной жизни. В
этот период отмечается рост централистских
и милитаристских тенденций, быстрое увеличение
чрезвычайных органов во многих жизненно
важных сферах.1 В полосе боевых действий
создавались ревкомы, заменявшие Советы
и проводившие чрезвычайные меры. В целом,
несмотря на свою громоздкость, дублирование
отдельных элементов, государственный
аппарат оказался достаточно работоспособным
и обеспечил условия для победы большевизма
в гражданской войне. Ведущую роль в этом
сыграло наличие квалифицированной политической
элиты, ленинской «старой партийной гвардии»,
получившей в прошлом определенную образовательную
и профессиональную подготовку, опыт политической
деятельности и боевую закалку. Следует
отметить особое значение совпадения
характера, личных качеств людей, стоявших
во главе революционного движения с его
характером. Несмотря на условия гражданской
войны, а может быть благодаря им, внутри
большевистского политического режима
соблюдались определенные нормы относительной
демократии и товарищеские взаимоотношения.
Эта характеристика ленинского режима
прослеживается в годы осуществления
новой экономической политики, либерализации
хозяйственных отношений в обществе и
становления рыночного механизма. Однако
данная тенденция начинает активно свертываться
с середины 20-х гг. и заменяться противоположной,
авторитарно-бюрократической.(
4)Смирнов Г.Н. и др. «Политология». – М., 2006.
Сталинско-большевистский политический режим
После ухода В.И. Ленина с
политической арены развернулась острая
внутрипартийная борьба, принявшая
внутриэлитный и личностный характер.
Началось утверждение режима личной
власти И.В.Сталина, что привело к
формированию в рамках советско-коммунистической
системы новой вариации большевистского
политического режима.1 Можно определить
его в отличие от ленинско-большевистского
как сталинско-большевистский политический
режим. Несмотря на преемственность
и общие черты режимов
При всех недостатках и пороках сталинский режим объективно выполнил главную задачу - спасения во время второй мировой войны всего человечества от фашизма, что было признано союзниками СССР - западными демократиями в лице их лидеров - Черчилля и Рузвельта.
В годы Великой Отечественной
войны советская
В этот период чрезмерная централизация
режима, наконец, получила известное
оправдание. В то же время, по мнению
ряда историков, в годы войны произошло
ослабление диктаторского режима и
повышение степени
3.Роль политической власти в России. Легитимность и делегитимация государственной власти в России
Власть – ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке.(5) Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России. Власть в России постоянно стремилась к трансформации исторического сознания и менталитета, пытаясь создать соответствующие структуры, оправдывающие ее деятельность. Такими доминирующими структурами стали, прежде всего, этатизм и патернализм, которые являются в известной степени универсальными в массовом сознании российского народа.
Под этатизмом понимается:
1) термин, употребляемый для
Патернализм – это отеческая забота со стороны государства по отношению к своим гражданам. Отношение к государственной власти в России обусловливается этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка. И этот этатистско-патерналистский порядок является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур. Поэтому дуализм общественного бытия в России имеет иную природу, чем на Западе. Он выражается в первую очередь в таких конфликтных тенденциях, где одной из сторон всегда выступает универсальная и автономная государственность. Это - конфликт между государственностью и регионализмом, государственностью и национальными культурными традициями, государственностью и социальными общностями.
Патернализм берет начало со времен Петра I, когда в России складывается особый тип государства, символом которого стало «отеческое», бюрократическое попечительство «вождя-государя» и государственной власти о благе народа, общественной и личной пользе своих подданных. Кроме того, следует учитывать и своеобразие сложившегося еще в эпоху Московского царства «вотчинного государства». Московские князья, русские цари, а затем советские вожди, обладавшие огромной властью, были убеждены в том, что вся страна является их собственностью, так как создавалась, строилась и перестраивалась по их повелению.
Одним из центральных моментов в процессе формирования Московской субцивилизации, ее политической культуры и национально-государственной идеи был социально-экологический кризис XIV в., спровоцированный демографическим ростом, неблагоприятными климатическими условиями, чрезмерной антропогенизацией ландшафта, что привело к резкому сокращению технико-экономических возможностей подсечно-огневого земледелия. Этот кризис заставил русских людей выйти из леса, превратив их в сельских и деревенских. Они оказались вовлеченными и хозяйственно, и культурно в состав соседской общины, а через церковь и государство - в жизнь всего российского социума. Постепенно стала преодолеваться «разорванность» общества и культуры на две части - мира крестьян-полуязычников, хозяйствовавших по технологии подсечно-огневого земледелия, и христианско-православного мира князей, церкви, горожан, крестьян ополий, территорий пашенного земледелия. Специфика состояла также в том, что особая роль внешних факторов вынуждала правительство выбирать такие цели развития, которые постоянно опережали социально-экономические возможности страны. Поскольку эти цели не вырастали органическим образом из внутренних тенденций ее развития, то государство, действуя в рамках старых общественно-экономических укладов, для достижения «прогрессивных» результатов прибегало в институциональной сфере к политике «насаждения нового сверху» и к методам форсированного развития экономического и военного потенциала.(5)