Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:09, реферат
Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т. д.
В Конституции записано,
что Россия — социальное государство,
стремящееся к обеспечению
Практическое состояние дел свидетельствует о том, что демократия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии. Это будет продолжаться до тех пор, пока в России не возникнет основа демократии — гражданское общество, являющееся гарантом демократии вообще.
Это означает, что Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное в Конституции. Сказать какое — трудно, поскольку нет достаточного идеологического осознания реальности. Но подобное состояние России с неизбежностью будет приводить к противоречию между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. А это противоречие не может не воспроизводить социальную раздвоенность, свойственную тоталитаризму, состояние алегитимности, теневых отношений и многих иных отрицательных явлений, которые не позволяют осуществлять демократическое реформирование на деле.
3. Становление политической системы России
В России становление политической системы совпадает по времени с рыночным преобразованием экономики. Новая система начала формироваться в условиях, по существу, мгновенного разрушения партии-государства СССР. Из-за размеров страны, многоликости ее этноконфессионального состава, последствий тоталитаризма этот процесс протекает с множеством коллизий и пока далек от завершения.
Функционирующая в России
общественно-политическая система
во многом не отвечает общепринятым критериям
демократии, важнейшие из которых
— репрезентативность власти и ее
ответственность перед
Отличительными особенностями российской политической системы являются:
— гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов;
— номинальность разделения властей — законодательной и исполнительной, центральной и региональной, занятых постоянным «перетягиванием каната»;
— неэффективность государства
как основного социального
— сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью;
— фактическая подконтрольность правительства только президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не результатов деятельности;
— множественность режимов (частичное соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов);
— бесконтрольная концентрация
власти в руках узкого круга лиц
из номенклатуры и новоявленных собственников,
разбогатевших криминальными
— использование нелегитимных,
криминальных методов государственно-
— значительная укорененность неформальных властных отношении, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;
— малочисленность и
— широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу;
— неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;
—отсутствие в обществе легитимных «правил игры», то есть единой идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.
Сложившийся общественный порядок
легализован Конституцией 1993 года,
которая зафиксировала
Существующая конфигурация
политической власти создает специфическую
ситуацию, при которой легитимируемые
всенародным голосованием институты
государства (президент и Дума), участвуя
в формировании исполнительной власти,
реально никакой
Согласно Конституции Российской Федерации, Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства. При этом законодательная власть Федерального Собрания в свою очередь ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов.
В рамках действующей системы партии практически не имеют возможности выполнять роль посредника между обществом и властью, что характерно для демократических государств.
Поскольку ни парламентское большинство, ни парламентские коалиции не обладают правом формировать правительство, борьба партий на выборах и сами выборы лишены того смысла, которым они наделены в демократических государствах. Победа партии на выборах не дает ей возможности проводить курс, заявленный в программе, а статус Думы не позволяет эффективно контролировать исполнительную власть. В связи с тем, что ни одна партия не в состоянии реализовать свою предвыборную программу, граждане утрачивают главный стимул для участия в избирательных компаниях.
У Российского государства
отсутствует долговременная стратегия
развития при обилии разного рода
федеральных программ, слабо увязанных
между собой и финансово
При отсутствии массового гражданского самосознания, фрагментарности общества и его отчужденности от власти правящая элита выработала определенный механизм поддержания относительной стабильности внутри себя и общества в целом. В этот механизм встроены парламентские партии, включая КПРФ, претендующую на роль выразителя протестных настроений населения. Став элементом политического режима, они, однако, не являются реальным противовесом корпоративным группам правящей элиты. По мере перераспределения власти между центром и региональными элитами в пользу последних роль общероссийских партий как политических акторов может еще более сократиться.
Неспособность партий выполнять функцию защиты групповых интересов, рост влияния корпораций и масштабов их лоббистской деятельности, распространение коррупции при пассивности и разобщенности населения делают реальной перспективу формирования клиентарного общества вместо общества гражданского. (Клиентела – совокупность клиентов какого-либо патрона; форма социальной зависимости, близкая к рабству).
Следует отметить, что наряду с тенденцией к авторитаризму и олигархизации власти действует и противоположная тенденция — укоренения в общественном сознании общедемократических ценностей. По данным Института социологического анализа, от 67 до 98% населения разделяют ценности, нехарактерные для традиционной этатистской политической культуры России: свобода необходима российским гражданам не меньше, чем людям Запада; жизнь человека является самой большой ценностью; закон обязателен для каждого — от президента до простого человека; частная собственность священна и неприкосновенна; государство тем сильнее, чем выше благосостояние населения.
Ввиду неэффективности российской
власти растет число сторонников
внесения в Конституцию таких
изменений, которые позволяли бы
реформировать политическую систему
путем перераспределения
Например, известные политологи
Л, Ф. Шевцова и И. М. Клямкин считают
оптимальной для современной
России президентско-парламентскую
модель организации власти с разделением
последней между избираемым населением
главой государства и главой правительства,
которое формируется
В отсутствие массового среднего класса, влиятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов — от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество».
Список литературы
Бажанов В.А. Парадоксы демократии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 1.
Бутенко А.П., Миронов А.В. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально-политический журнал. 1998. №2.
Вайнштейн Г. Рост авторитарных установок и политическое развитие современной России // Мировая экономика и международные отношения. 1995. №11.
Клямкин ИМ. Посткоммунистическая демократия и ее исторические особенности в России // Полис. 1993. № 2.
Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. № 1.
Мухаев Р.Т. Политология:
учебник для студентов
Пантин И. Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности // Вопросы философии. 1996. № 6.
Панченко А. Конституционная и тоталитарная тенденции в России: противоборство продолжается // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. №4.
Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Гардарики, 1999. – 472с.
Ростоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. №5.
Российская государственность:
состояние и перспективы
Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. – Ростов/Д: «Феникс», 1998. – 608с.
Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. М., 1994.
Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России // Полис. 1997. №1.
Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Шарагин И.А. Политология: комментарии, схемы, афоризмы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 208с.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001. - 559с.
Цыганков А.П. Между либеральной
демократией и сползанием в авторитаризм:
предварительные итоги
Шевцова Л. Ф. Политические зигзаги посткоммунистической России. М., 1997
Щербинин А.И. Через полицеизм к тоталитаризму // Полис. 1994. № 1.
Янов А. Россия: альтернативы развития // Власть. 1996. № 1.
Дата добавления:
04.01.2004