Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:09, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть политическое лидерство.
Задачи данной работы:
Дать определение понятиям «лидер», лидерство» и «политическое лидерство»;
Рассмотреть основные трактовки политического лидерства;
Раскрыть сущность политического лидерства как института власти;
Выделить функции политического лидерства;
Рассмотреть типологию политического лидерства;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4
1. Основные трактовки политического лидерства…………………………5-7
2. Сущность политического лидерства как института власти……………8-10
3. Функции политического лидерства…………………………………….11-13
4. Типология политического лидерства………………………………….13-14
5. Способы рекрутирования политических лидеров и элит……………14-17
6. Психологические аспекты политического лидерства…………………17-19
Заключение……………………………………………………………….…20-21
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Политическое лидерство.docx

— 37.49 Кб (Скачать файл)

3. Функции политического лидерства

Наиболее полно функциональные особенности политического лидерства  проявляются на общегосударственном  уровне. Здесь самая главная задача этого политического института  состоит в осуществлении широкого круга организационно-управленческих функций, предполагающих многочисленные действия по выработке, подготовке, принятию и реализации решений; координации  действий участвующих в этом процессе структур; согласовании интересов тех  или иных звеньев и т.д.

Высшее положение лидера в структуре  власти и управления предполагает его  целенаправленные усилия по интеграции как общества в целом (объединения  масс), так и усилению его солидарности с политическими, прежде всего государственными, структурами и формами организации  жизни.

Заинтересованность лидера как  представителя власти в усилении своего положения и сохранении стабильности правящего режима побуждает его  стремиться к минимизации конфликтов, умиротворению политических дискуссий, снижению напряженности конкуренции  за власть. Таким образом, политическое лидерство – это в основном фактор стабильности действующего режима правления.

Как субъект особых нравственно-этических  отношений с населением политический лидер выполняет коммуникативную  функцию, в рамках осуществления  которой он олицетворяет в глазах общества персональную и политическую ответственность за гарантии прав и  свобод населения и, как следствие, за совокупную деятельность режима. Следуя этим целям, лидер обязан бережно  относиться к традициям и обычаям  народа, достигнутому им уровню осознания  и понимания политических реалий, быть терпимым к его заблуждениям и недостаткам.

Близким по значению к этой задаче является и такая задача лидера, как мобилизация активности населения  на решение тех или иных конкретных проблем в государстве и обществе. В данном отношении первостепенную роль играет его личный авторитет, умение вдохновить население на те или иные солидарные с режимом действия.

Политический лидер, направляя  деятельность государственных (политических) структур, сам по сути дела представляет собой тот институт, который обязан творчески отвечать на вызовы сложившейся  ситуации, адекватно оценивать существующее положение, инициировать соответствующие  проекты, способствовать необходимым  изменениям, совершенствованию средств  и методов деятельности власти.

Памятуя о том, что лидер является высшим представителем политического  класса, следует указать и на его  функцию сплочения правящей элиты, укрепления ее внутренней целостности, повышения конкурентной способности  в отношениях с другими, например оппозиционными, группировками.

С учетом такого рода функций политическое лидерство можно определить как  особый институт власти, позволяющий  отдельному лицу (группе лиц) за счет обладания  решающими полномочиями в процессе принятия решений в масштабах  государства (партии, движения, региона) и наличия авторитета проводить  определенную политическую линию.

Политический лидер способен и  к изменению своих качественных характеристик, перерождению и вырождению в иные политические ипостаси. Так, в авторитарных и тоталитарных государствах хорошо видно, как лидирующая роль политика неизбежно трансформируется в поведение  тирана или диктатора, который руководствуется  только собственным видением ситуации и игнорирует влияние общественного мнения на политическую сферу.

4. Типология политического лидерства

Многообразие выполняемых политическим лидером задач, условий их осуществления, а также иных внешних и внутренних факторов деятельности находит свое отражение в его типологии. Можно  сказать, что типология политического  лидерства является одним из самых  развитых теоретических компонентов. Так, политических лидеров различают  по уровню их контроля за властью (правящие и оппозиционные), масштабу деятельности (общенациональные и региональные), стилю поведения (авторитарные и  демократические), характеру руководства (формальные и неформальные), отношению  к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформисты, догматики, фундаменталисты), ролевым отношениям к целям политического движения (идеологи, идеалисты, прагматики), отношениям к противникам (соглашатели, фанатики) и т.д.

Классическую типологию политического  лидерства дал М. Вебер, который, в частности, выделил следующие  типы:

- традиционный, он означает, что  люди занимают лидерское место  в связи с действием определенных  традиций и обычаев, господствующих  в конкретном (в основном доиндустриальном) обществе;

- рационально-легальный, при котором  лидер получает свой статус  в связи с действием определенных  политических (бюрократических) процедур  и механизмов (выборов);

- харизматический, предполагающий  наличие у соответствующих лиц  большого авторитета среди населения,  которое некритически воспринимает  этих лиц.

Американский ученый К. Ходжкинстон  также выделяет ряд типов политических лидеров, а именно: лидеров-карьеристов, ориентирующихся на достижение личных эгоистических интересов во власти; лидеров-политиков, действующих в  сфере власти в интересах представляемых ими граждан; лидеров-техников, умело  использующих аппаратные структуры  и механизмы в процессе организации  власти; и лидеров-поэтов, действующих  в политике во имя высоких целей, реализации идеологических целей и  ценностей.

Весьма популярна в науке  и классификация, предложенная современной  американской исследовательницей М. Херманн. В частности, она указывает следующие  типы: лидер-знаменосец, обладающий высоким  общественным престижем; лидер-торговец, воплощающий стиль поведения, позволяющий  ему вести торг по обмену услуг  на поддержку; лидер-служитель, успешно  действующий в рутинных условиях во имя интересов населения; лидер-пожарник, демонстрирующий умение действовать  в условиях кризисов, и, наконец, лидер-марионетка, зависимый от воли и интересов  своего ближайшего окружения.

Богатая политическая практика способствует постоянному возникновению в  разных странах новых типов политического  лидерства. Особенно заметны новые  очертания типов лидерства в  переходных обществах, где еще только выкристаллизовываются новые связи  и отношения в сфере власти.

5. Способы рекрутирования политических  лидеров и элит

Принципиальным вопросом для обеспечения  жизнедеятельности любой системы  власти является вопрос отбора и формирования состава правящих элит и лидеров. Причем даже закрытые элиты так или  иначе обновляются под влиянием социально-экономических сдвигов, формирования новых групп влияния, перемещения  богатства из одних рук в другие и т.д. Приход к власти тех или иных людей может изменить характер самой власти, в корне изменить деятельность государственных органов, отношения государства и общества.

Отбор элитарных кругов и лидеров  обычно проходит в острой конкурентной борьбе представителей различных сил, стремящихся завоевать поддержку  населения. Сбои в этом важнейшем  для общества процессе приводят к  отбору нерепрезентативных (неадекватно  представляющих интересы населения) лиц, временщиков, не подготовленных к осуществлению  должных функций и ориентирующихся  лишь на узкокорыстные цели в сфере  власти.

В целом политическая теория описывает  два класса способов рекрутирования (отбора) лидеров и элит. Это –  универсальные способы, а также  применяемые в отдельных странах  в зависимости от характера сложившихся  в них политических систем. Среди  общих способов исследователи выделяют в основном два принципиально  различающихся способа, или метода – гильдийский и антрепренерский.

Первый из них, гильдийский, характеризует  систему в основном закрытого  от общественности способа отбора руководящих  кадров, в которой важнейшую роль играют заранее определенные критерии, правила и процедуры отбора. По сути это бюрократическая система  селекции кадров, предполагающая множество  институтов фильтрации претендентов на руководящие посты, иерархичность, протекционизм, медленный, эволюционный путь движения наверх. Например, в советской  системе весь отбор кадров был  именно таким. Там были заранее известны необходимые требования для продвижения  во власть: социальное происхождение, необходимость опыта хозяйственной  работы, партийное образование, работа в провинции и т.д. При этом в качестве потенциального резерва  для элитарного отбора рассматривались  в основном члены партии, большое  внимание уделялось национальности претендентов, наличию родственников за границей и т.д.

Второй метод, антрепренерский, представляет собой по преимуществу способ демократического отбора элит, при котором оценка качеств претендентов зависит от общественного мнения и выполнения известных процедур (выборов). При  этом статусные свойства людей не играют здесь особой роли.

Каждый из названных способов рекрутирования лидеров и элит имеет свои достоинства  и недостатки. Даже бюрократизм и  закрытость гильдийской модели обладают рядом преимуществ за счет своей  легальности, прогнозируемости и формализации. Как подчеркивал французский  социолог П. Бурдье, там, где критерии профессионального отбора менее  всего формализованы, там возникают  предпосылки олигархиизации элиты. Именно они предупреждают отбор  в элиту претендентов на принципах  землячества, родства, дружбы или клиентелы (В. Рейнхард).

Наряду с этими методами отбора в каждой стране могут складываться и национальные, присущие только ей и соответствующие особым политическим условиям механизмы отбора и выдвижения людей в структуры власти. Например, в конце 80-х – начале 90-х гг. в России действовал целый ряд  таких механизмов, одни из которых  обеспечивали так называемую «смену волн» партийно-хозяйственной номенклатуры у рычагов власти; другие характеризовали  процесс «конвертации» многочисленными  носителями партийно-комсомольских  статусов в обладание собственностью, таким образом, они становились  ведущими фигурами в правящем классе; третьи раскрывали особенности действий региональных элит, делегировавших на федеральный уровень своих представителей, и т.д.

В демократических государствах принципы и методы рекрутирования элит должны стараться учитывать как деловые  качества людей, их приспособленность  к выполнению сложных общественных функций, так и их моральные качества, препятствующие отрыву целей их профессиональной деятельности от интересов рядовых  граждан.

6. Психологические аспекты политического  лидерства

Природа политического лидерства  достаточно сложна и не поддается  однозначной интерпретации. Пояснить его субъективные механизмы помогают психологические концепции, и в  частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считает основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное  либидо - преимущественно бессознательное  влечение сексуального характера. В  процессе сублимации оно проявляется  в стремлении к творчеству, и в  том числе к лидерству. У многих людей обладание руководящими позициями  выполняет своего рода компенсаторные функции, позволяет подавлять или  преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п.

Определенные психологические  потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства  закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в  покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.

Некоторые ученые выделяют тип личности, предрасположенный к авторитаризму  и стремящийся к власти. Такая  личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих  массовые неврозы и стремление человека убежать от всего этого в сферу  господства или подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической  потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов, посредством навязывания своей воли другим. Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение, доставляют такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой, она восхищается и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у нее презрение и желание унизить их.

Такой тип поведения в психологическом  смысле является проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной силы, пытается убедить  себя в обладании ею с помощью  господства над другими. Такая личность иррациональна, руководствуется в  первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает всех других людей, мир в целом, сквозь призму отношений “силы - слабости”.

Эмпирические исследования, подтвердили  реальное существование авторитарного  типа личности, выявили ее некоторые  новые черты. В целом же это  направление психоанализа значительно  расширило представления о психологических  мотивациях стремления к лидерству, хотя оно, конечно же, не исчерпывает  все типы таких мотиваций.

Совокупность различных интерпретаций  политического лидерства позволяет  увидеть его разнообразные стороны, аспекты, однако еще не дает целостной  картины этого феномена. Попытку  решить эту задачу, осуществив комплексное  исследование лидерства, представляет его интерактивный анализ. Он учитывает  четыре главных момента лидерства:

  • черты лидера;
  • задачи, которые он призван выполнять;
  • его последователей и конституентов; систему их взаимодействия;
  • механизм взаимоотношения лидера и его конституентов.

Информация о работе Политическое лидерство