Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 12:45, контрольная работа

Краткое описание

Фундаментальным основанием политики является власть. Поэтому столь же важным становится ответ на вопрос о том, кто выступает реальным носителем властных полномочий. И хотя конституции многих государств закрепляют положение о том, что источником власти является народ, на самом деле все не так просто.

Содержание

Введение
1. Сущность и характерные особенности лидерства
2. Современные теории политического лидерства
3. Типология и функции лидерства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

3. Ситуативная теория. Неудачные попытки одностороннего толкования политического лидерства на основе особенностей личности или её последователей, а также желание полнее отразить социальный контекст данного явления привели к формированию ещё одной теории – ситуативной.

Сторонники этой теории рассматривают лидера как продукт  определенной ситуации, подчеркивая  относительность черт, присущих ему, и предполагая, что качественно отличающиеся обстоятельства могут востребовать качественно различных лидеров. Например, экономический кризис  1929-1933гг., последствия национального унижения Германии после поражения в Первой мировой войне породило беспомощность институтов парламентской демократии и «потребовали» сильного лидера.

Вместе с тем ситуативная  теория недооценивает активность лидера, делает его инструментом обстоятельств, упускает из виду то, что  лидер и сам может оказывать влияние на события и изменять ситуацию. Ярким примером тому может служить политическая карьера Ш.Голля, который стал президентом Франции в 1958 г., в период острого внутриполитического кризиса, вызванного колониальной войной в Алжире. Он сумел переломить ситуацию и, воспользовавшись обстоятельствами, расширил функции президента и ограничил власть парламента.

4. Синтетическая теория. Компромиссным вариантом решения проблемы можно считать данную теорию. Согласно ей, представление о политическом лидерстве  должно строиться на основе анализа совокупности факторов:

- изучение личности  лидера, его происхождения, процесса  социализации и способа выдвижения;

- анализа окружающего лидера, его последователей и оппонентов;

-  рассмотрения отношений  между лидером и сторонниками;

- анализа результатов  взаимодействия лидера и его  приверженцев в конкретных ситуациях.7

Все рассмотренные теории, исследующие природу политического лидерства, имеют право на существование, поскольку отражают те или иные аспекты этого феномена, а в выдвижении конкретного политического лидера определяющую может сыграть тот или иной фактор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    3.Типология и функции лидеров.

В политологии, начиная с М.Вебера, политических руководителей делили на три типа:  традиционные, легальных и харизматических, в зависимости от того, на  чем основывались  их претензии на власть (авторитет).

Традиционные лидеры (вожди) опираются на вековые традиции, ни у кого не вызывающие сомнений (Хомейни в Иране).

Легальные лидеры должны получать власть «законным путем» (Б. Ельцин, В. Путин, Д. Медведев).

Харизматические лидеры стоят особняком, их власть (скорее – авторитет) опирается не на внешнюю силу традиций или закона, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет «харизмой» (в раннехристианской литературе этот термин означает «боговдохновенность»). Это качество не имеет четко выраженного содержания, но он достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие ему вручить политическую власть (г. Зюганов).   Харизматический лидер, таким образом, право на власть несет в самом себе, что делает его независимым по отношению к существующему строю и позволяет предпринимать действия, выходящие за рамки предписанного в данном обществе. Поэтому он выступает как новатор и преобразователь общества.

Противники доктрины «харизматического лидерства» отмечают, что никакой лидер не может действовать совершенно независимо от внешнего мира, своим успехом он обязан, в конечном счете, поддержке последователей.

 Существуют четыре  избирательных образцов лидерства:  знаменосца, служителя, торговца  и пожарника.

Лидер-знаменосец отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.

В центре внимания лидера-служителя  – выражать  и реализовывать  интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.

Лидер-торговец основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей  в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержки  своей политики. Таким лидером руководят сторонники. Он является агентом определенной группы людей.

Лидер-пожарный реагирует  на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его  действия  по решению «политических  пожаров».

Например, в России в  большей степени, чем их предшественники и чем политики на Западе, зависят от своего окружения, от группировок,  вынесших их на поверхность, от переменчивых общественных настроений. Таких лидеров характеризуют как лидеров популистского толка (В.Жириновский).

Такие лидеры находят спрос в  переходных состояниях общественного  развития. Сформированные на старых установках, они не могут ухватить суть момента, объективную логику общественно-политического  развития, выступают с критикой всего  и вся, нагнетают политические страсти, ищут врагов, а поэтому не могут отражать народные интересы.8

Популисты много обещают, стараются понравиться массам. Программы  их размыты, а то и вовсе отсутствуют, а деятельность направлена на попытки  решения текущих, «пожарных» проблем.

Согласно самой распространенной в современной науке концепции политического лидерства поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (и проявляемых в них его свойств личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами:

- она оказывает влияние  на формирование личности лидера;

- она ставит перед  ним пробелы;

- она ставит условия,  в которых лидеру эти проблемы  придется решать, в частности,  определяет круг его потенциальных  противников и сторонников.9

Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. Наиболее полно в деятельности политического лидера выражена интегративная функция политики. Главное призвание лидера – согласование  и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то следует полагать, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

Достижение целостности  и гармонии социальных интересов  осуществляется лидером на практике через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества. В этом находит выражение ориентационная функция лидера.

Проведение политического  курса опирается на специфический механизм, включающий в себя систему способов, методов решения поставленных задач. Следовательно, политический лидер не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм ее осуществления посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами. В этом проявляется инструменталистская функция лидера.

Выявив интересы, объединяющие большинство общества или большие  группы людей, политический лидер может  проводить преобразования в обществе, лишь создав развитые стимулы деятельности, заинтересовав эти группы. Мобилизация населения, означающая реализацию лидером его мобилизационной функции, может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизме, но может быть связано и с созданием экономических стимулов. Мобилизационная функция наиболее актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе.

Кроме того, лидер призван  выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан  от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. В этом находит функция социального арбитража и патронажа.

В тоталитарных и авторитарных государствах политический лидер может  выполнять функцию легитимации политического порядка. Она присуща таким государствам по той причине, что обоснование правомерности политического режима не может осуществлять в них иначе, как средствами прямого обожествления личности.10

Однако при всем этом следует иметь в виду, что лидер, всегда в чем-то уникален, его личность обязательно содержит некий независимый компонент, определяющий своеобразие его реакций не изменяющиеся условия.

Роль лидера в общественной жизни определяется фундаментальным  противоречием общественного развития: между стихийным характером общественных процессов и сознательной человеческой деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение

Рассмотрев тему «Политическое лидерство», следует еще раз отметить, что успех политического лидера – не только следствие четкого выполнения им своих функций, но и результат продуманного и целенаправленного использования возможностей политического маркетинга. Политический лидер часто выступает по телевидению, произносит много ярких речей. Лидеры персонально олицетворяют политический курс, поскольку, как правило, именно они формируют стратегию развития общества, определяют средства её реализации. Сегодня широко распространено мнение, что деятельность политического лидера должна заключаться в управлении людьми, хозяйственными или иными объектами. Это – в духе командно-административной системы. В теории пишут, что политический лидер, должен быть психологом, социологом, педагогом. Сами политические работники – профессионалы говорят, что их работа это «работа с людьми».

Подлинное лидерство  в политике не является самодовлеющей задачей. Лидерство – это всегда средство, а общественное благо – всегда цель. И это благо сегодня – в стабилизации общества, его возврате к нормальному труду, а через него – и к нормальной человеческой жизни, жизни без голода, инфляции, дефицитов и вражды.

В настоящее время  одной из проблем российского  общества стало выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических  режимах в формировании государственной  политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют “серыми кардиналами”. Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким образом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером, а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц. В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве. Эти тенденции — институциализация и профессионализация лидерства. Институциализация лидерства сегодня проявляется прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач. С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства — его профессионализация. Политика превратилась в “предприятие”, которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список используемой литературы

  1. Лавриенко В.Н. «Политология» Учебник для вузов/ 2-ое изд. перераб. и доп./ Изд-во «Юнити-Дана», Москва - 2002 г./544 стр.
  2. Мухаев Р.Т. «Политология»/ учебник для студентов вузов/3-е изд., перераб. и доп./ Изд-во «Юнити- Дана»/ Москва – 2005 г./ 495 стр.
  3. Смирнов Г.Н., Сиротин В.Г. , Петренко Е.А./ «Политология»/ учебник/ Изд-во «Проспект»/ Москва – 2006 г./ 336 стр.
  4. Фарукшин М.Х. «Основы политологии»/учебник для вузов/ 3-е издание, перераб. и доп./ Изд-во «ИТРК-РСПП», Москва – 2000 г., стр. 381
  5. Общенациональная газета «Известия»

 

 

 

 

 

1 Лавриенко В.Н. «Политология» Учебник для вузов/ 2-ое изд. перераб. и доп./ Изд-во «Юнити-Дана», Москва - 2002 г./стр. 369

2  Общенацональная газета «Изветия»

3 Фарукшин М.Х. «Основы политологии»/учебник для вузов/ 3-е издание, перераб. и доп./ Изд-во «ИТРК-РСПП», Москва – 2000 г., стр. 377-379

4 Лавриенко В.Н. «Политология» Учебник для вузов/ 2-ое изд. перераб. и доп./ Изд-во «Юнити-Дана», Москва - 2002 г./стр. 370

5 Лавриенко В.Н. «Политология» Учебник для вузов/ 2-ое изд. перераб. и доп./ Изд-во «Юнити-Дана», Москва - 2002 г./стр. 372-373

6 Лавриенко В.Н. «Политология» Учебник для вузов/ 2-ое изд. перераб. и доп./ Изд-во «Юнити-Дана», Москва - 2002 г./стр. 373-374

7 Лавриенко В.Н. «Политология» Учебник для вузов/ 2-ое изд. перераб. и доп./ Изд-во «Юнити-Дана», Москва - 2002 г./стр. 374-375

8 Фарукшин М.Х. «Основы политологии»/учебник для вузов/ 3-е издание, перераб. и доп./ Изд-во «ИТРК-РСПП», Москва – 2000 г., стр. 379-380

9 Фарукшин М.Х. «Основы политологии»/учебник для вузов/ 3-е издание, перераб. и доп./ Изд-во «ИТРК-РСПП», Москва – 2000 г., стр. 381

10 Мухаев Р.Т. «Политология»/ учебник для студентов вузов/3-е изд., перераб. и доп./ Изд-во «Юнити- Дана»/ Москва – 2005 г./ стр. 154 - 155




Информация о работе Политическое лидерство