Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 12:14, реферат
Политическое лидерство в современном обществе представляется достаточно широко исследованной темой. Она исследуется с разных сторон разными науками: политологией, психологией, социологией, социальной философией.
Формирование и развитие любого человеческого сообщества обязательно приводит к появлению лидера, т.е. человека, способно¬го объединить, направить и руководить действиями определенной группы людей, опираясь на авторитет и свои личностные качества.
Введение 3
1. Понятие политического лидерства 4
1.1Функции и типы 7
2. Популизм 12
2.1.Проблема культа личности 14
Заключение 16
Список литературы 17
Для авторитарного стиля характерен акцент на жесткие распоряжения, угрозы, декреты. Здесь лидер четко обозначает цель, намечает комплекс мер по ее достижению, распределяет роли исполнителей и требует безусловного повиновения и достижения поставленной цели. Иные точки зрения, мнения и инициативы, отличающиеся от установок лидера, жестко подавляются. Основной метод воздействия на подчиненных — санкции или угрозы их применения, а поошрения или вознаграждения — крайне редки.
Нейтральный, или отстраненный, стиль лидерства основывается на том, что лидер редко проявляет стремление к какой-либо деятельности. Он занимает позицию стороннего наблюдателя, внимательно следящего за происходящим, но не выражающим своего отношения к событиям или мнениям. «Невмешивающися» лидеры стараются всячески избегать роли арбитра, судьи, посредника в урегулировании конфликтов. При малейшей возможности он охотно уступает или передает функции по разрешению конфликтов своим заместителям.
Таким образом, отношения
политического лидерства
2. Популизм
Популизм, отмечается в политологическом словаре, это «деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т. д. Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определенных политических целей. Популист в современной политике — деятель, заигрывающий с массами».
Явление это
наиболее распространено среди слоев
с низким уровнем политической и правовой
культуры и в условиях еще не упрочившихся
структур народовластия. Неспособность
масс отличить демагогию от реалистических
предложений, черно-белое видение мира,
готовность обожествить очередного кумира
и ненавидеть конкурентов — все это симптомы
невысокой политической культуры, весьма
активно используемой популистскими лидерами
для мобилизации общественной поддержки.
Популизм особенно усиливается во время
кризисов, переломных периодов в развитии
общества, социально-экономической и политической
нестабильности, когда большинство людей
испытывают ухудшение условий жизни и
теряют уверенность в завтрашнем дне.
Популизм — это уход от действительно
имеющихся проблем, от объективно существующих
интересов и потребностей людей. В этом
смысле популизм напоминает своеобразный
социально-политический наркотик, уводящий
массы от реальности, не удовлетворяющей
их, в мир несбыточных ожиданий и чуда.
После чего, разумеется, наступает отрезвление,
«ломка». Вот почему популизм весьма жестко
связан с разочарованием, им же заканчивается.
Ориентируется в основном на обыденное
сознание, ибо в его методах «преобладают
иррационализм, поверхностность при объяснении
причин социальных трений, экономических
бед народа. Весьма часто популисты «разыгрывают
излюбленную карту» обывателя — жажду
справедливости, привилегий, свободы,
поиск универсальных и простых средств
для решения практически всех задач и
т. д. Популизм хорошо распространяется
в условиях неопределенности, незнания,
при отсутствии налаженной и доступной
системы информирования граждан. Это явление
в отличие от популярности оценивается
с позиции нравственности отрицательно.
«Популизм,— справедливо пишет В. Согрин,—
даже в интеллектуальном исполнении —
это не добро, а зло», которое не приближает,
а отсрочивает истинное народовластие.
Вместе с тем нельзя забывать того, что
популистские лозунги выдвигались и политическими
деятелями, искренне заинтересованными
в улучшении жизни народа. Безнравственность
явления заключается в том, что он манипулирует
доверием людей, деформирует его. Популизм
— разновидность демагогии, средства
которой, ложные клятвы в верности народу,
выдвижение безответственных программ
и обещаний и одновременно клевета на
тех, кто на деле действует во имя подлинных
интересов общества — употребляются в
полной мере и в популистской практике.
2.1. Проблема культа личности
Культ - это обожествление, поклонение; если мы говорим о культе личности, то это скорее безмерный, неограниченный авторитет; почитание, переходящее в поклонение. Апогей культа личности - это непосредственное обожествление личности. В древние времена были культы богов-идолов, затем вера в Бога Единого, а потом уже, вера в Бога была искусственно заменена верой в политических лидеров. Само появление такого феномена вполне закономерно: должен же человек во что-нибудь или в кого-нибудь верить. В атеистическом обществе место Бога замещается основателем господствующей политической партии, а его сыном объявляется ныне здравствующий руководитель. ... Ну, а члены политбюро, как полагается, выступают в роли святых мучеников. Получается, что общество только называлось атеистическим. В реальности одна религия сменилась другой - вновь созданной. Итак, проблема культа личности очень многогранна.
Культ личности — этой крайнее, максимальное возвеличивание роли политического лидера в истории, наделение его сверхъестественными качествами.
Главная причина возникновения культа личности — это огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех подданных от благосклонности начальства, дополняемая постоянной идеологической обработкой. В результате у населения рождается вера во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабская покорность и угодничество. Такая покорная психология до сих пор сохраняется у значительной части российского общества и во многих странах Востока.
Основными чертами культа личности являются:
• возвеличивание, обожествление роли руководителя, приписывание ему черт непогрешимости;
• пренебрежение руководителем принципами коллективного руководства, демократии, учета общественного мнения;
• субъективизм в оценках реальных процессов и волюнтаризм в принятии решений;
• командно-приказной
стиль руководства и
• массовые репрессии против оппонентов, а также борьба против мнимых противников политики правящей личности;
• господство беззакония при бесправии народных масс, отрицание основных прав человека;
• милитаризация экономики и решение общественных проблем насильственными методами;
• идеологическая обработка масс, умение склонять массовое сознание в пользу политического лидера страны.
Заключение
Работая над контрольной работой, я подвела итоги, работая с источниками, узнала много нового и интересного. Итак, институт лидерства возник очень давно, когда еще в примитивных обществах возникла необходимость в главенствующем начале.
Ясно, что политические лидеры играют существенную роль в любом обществе. Именно поэтому данный феномен заслуживает тщательного исследования. Ж. Блондель писал, что "необходимо заняться анализом большой группы лидеров, пользующихся значительным влиянием, с учетом их стартовой позиции и внешних условий. В этой связи важно больше знать, прежде всего, о психологических качествах лидеров применительно к данной ситуации. Также важно выявить институциональные механизмы, которые "оркеструют" потенциальное влияние лидеров, помогая преобразовывать цели в политические шаги, улучшая связь лидера с населением и обратно. Вот почему детальное изучение влияния политических лидеров, их качеств есть нечто большее, чем удовлетворение простого любопытства относительно поведения людей, руководящих миром.
Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политическому лидеру надо обладать природными качествами такими, как сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция. Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению.
Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Итак, проблемы политического лидерства в политологии имеют важное как теоретическое, так и прикладное значение. Деятельность политического лидера в значительной степени может способствовать, или наоборот, тормозить общественное развитие.
Список литературы