Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

Политическое лидерство в современном обществе представляется достаточно широко исследованной темой. Она исследуется с разных сторон разными науками: политологией, психологией, социологией, социальной философией.
Формирование и развитие любого человеческого сообщества обязательно приводит к появлению лидера, т.е. человека, способно¬го объединить, направить и руководить действиями определенной группы людей, опираясь на авторитет и свои личностные качества.

Содержание

Введение 3
1. Понятие политического лидерства 4
1.1Функции и типы 7
2. Популизм 12
2.1.Проблема культа личности 14
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

еще одно последняя.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Для авторитарного стиля характерен акцент на жесткие распоряжения, угрозы, декреты. Здесь лидер четко обозначает цель, намечает комплекс мер по ее достижению, распределяет роли исполнителей и требует безусловного повиновения и достижения поставленной цели. Иные точки зрения, мнения и инициативы, отличающиеся от установок лидера, жестко подавляются. Основной метод воздействия на подчиненных — санкции или угрозы их применения, а поошрения или вознаграждения — крайне редки.

Нейтральный, или отстраненный, стиль лидерства основывается на том, что лидер редко проявляет стремление к какой-либо деятельности. Он занимает позицию стороннего наблюдателя, внимательно следящего за происходящим, но не выражающим своего отношения к событиям или мнениям. «Невмешивающися» лидеры стараются всячески избегать роли арбитра, судьи, посредника в урегулировании конфликтов. При малейшей возможности он охотно уступает или передает функции по разрешению конфликтов своим заместителям.

Таким образом, отношения  политического лидерства характеризуются сложным взаимодействием, с одной стороны, лидера, обладающего необходимыми качествами и способностями, чертами характера, а с другой — его последователей, связывающих с ним свои ожидания и готовых в обмен на оправдание этих ожиданий подчиняться ему. Эти отношения носят упорядоченный характер, они налаживают взаимодействие между лидером и его последователями, придают им стабильный и предсказуемый характер.

 

2. Популизм

Популизм, отмечается в политологическом словаре, это «деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т. д. Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определенных политических целей. Популист в современной политике — деятель, заигрывающий с массами».

Явление это  наиболее распространено среди слоев с низким уровнем политической и правовой культуры и в условиях еще не упрочившихся структур народовластия. Неспособность масс отличить демагогию от реалистических предложений, черно-белое видение мира, готовность обожествить очередного кумира и ненавидеть конкурентов — все это симптомы невысокой политической культуры, весьма активно используемой популистскими лидерами для мобилизации общественной поддержки. Популизм особенно усиливается во время кризисов, переломных периодов в развитии общества, социально-экономической и политической нестабильности, когда большинство людей испытывают ухудшение условий жизни и теряют уверенность в завтрашнем дне. Популизм — это уход от действительно имеющихся проблем, от объективно существующих интересов и потребностей людей. В этом смысле популизм напоминает своеобразный социально-политический наркотик, уводящий массы от реальности, не удовлетворяющей их, в мир несбыточных ожиданий и чуда. После чего, разумеется, наступает отрезвление, «ломка». Вот почему популизм весьма жестко связан с разочарованием, им же заканчивается. Ориентируется в основном на обыденное сознание, ибо в его методах «преобладают иррационализм, поверхностность при объяснении причин социальных трений, экономических бед народа. Весьма часто популисты «разыгрывают излюбленную карту» обывателя — жажду справедливости, привилегий, свободы, поиск универсальных и простых средств для решения практически всех задач и т. д. Популизм хорошо распространяется в условиях неопределенности, незнания, при отсутствии налаженной и доступной системы информирования граждан. Это явление в отличие от популярности оценивается с позиции нравственности отрицательно. «Популизм,— справедливо пишет В. Согрин,— даже в интеллектуальном исполнении — это не добро, а зло», которое не приближает, а отсрочивает истинное народовластие. Вместе с тем нельзя забывать того, что популистские лозунги выдвигались и политическими деятелями, искренне заинтересованными в улучшении жизни народа. Безнравственность явления заключается в том, что он манипулирует доверием людей, деформирует его. Популизм — разновидность демагогии, средства которой, ложные клятвы в верности народу, выдвижение безответственных программ и обещаний и одновременно клевета на тех, кто на деле действует во имя подлинных интересов общества — употребляются в полной мере и в популистской практике. 
2.1. Проблема культа личности

Культ - это обожествление, поклонение; если мы говорим о культе личности, то это скорее безмерный, неограниченный авторитет; почитание, переходящее в поклонение. Апогей культа личности - это непосредственное обожествление личности. В древние времена были культы богов-идолов, затем вера в Бога Единого, а потом уже, вера в Бога была искусственно заменена верой в политических лидеров. Само появление такого феномена вполне закономерно: должен же человек во что-нибудь или в кого-нибудь верить. В атеистическом обществе место Бога замещается основателем господствующей политической партии, а его сыном объявляется ныне здравствующий руководитель. ... Ну, а члены политбюро, как полагается, выступают в роли святых мучеников. Получается, что общество только называлось атеистическим. В реальности одна религия сменилась другой - вновь созданной. Итак, проблема культа личности очень многогранна.

Культ личности — этой крайнее, максимальное возвеличивание роли политического лидера в истории, наделение его сверхъестественными качествами.

Главная причина возникновения культа личности — это огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех подданных от благосклонности начальства, дополняемая постоянной идеологической обработкой. В результате у населения рождается вера во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабская покорность и угодничество. Такая покорная психология до сих пор сохраняется у значительной части российского общества и во многих странах Востока.

Основными чертами культа личности являются:

• возвеличивание, обожествление роли руководителя, приписывание ему черт непогрешимости;

• пренебрежение руководителем  принципами коллективного руководства, демократии, учета общественного мнения;

•  субъективизм в  оценках реальных процессов и  волюнтаризм в принятии решений;

•  командно-приказной  стиль руководства и мобилизационные  методы организации масс;

• массовые репрессии  против оппонентов, а также борьба против мнимых противников политики правящей личности;

• господство беззакония при бесправии народных масс, отрицание основных прав человека;

• милитаризация экономики  и решение общественных проблем насильственными методами;

•  идеологическая обработка масс, умение склонять массовое сознание в пользу политического лидера страны.

 

Заключение

Работая над  контрольной работой, я подвела итоги, работая с источниками, узнала много нового и интересного. Итак, институт лидерства возник очень давно, когда еще в примитивных обществах возникла необходимость в главенствующем начале.

Ясно, что политические лидеры играют существенную роль в любом обществе. Именно поэтому данный феномен заслуживает тщательного исследования. Ж. Блондель писал, что "необходимо заняться анализом большой группы лидеров, пользующихся значительным влиянием, с учетом их стартовой позиции и внешних условий. В этой связи важно больше знать, прежде всего, о психологических качествах лидеров применительно к данной ситуации. Также важно выявить институциональные механизмы, которые "оркеструют" потенциальное влияние лидеров, помогая преобразовывать цели в политические шаги, улучшая связь лидера с населением и обратно. Вот почему детальное изучение влияния политических лидеров, их качеств есть нечто большее, чем удовлетворение простого любопытства относительно поведения людей, руководящих миром.

Политический  лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политическому лидеру надо обладать природными качествами такими, как сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция. Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению.

Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Итак, проблемы политического лидерства в политологии имеют важное как теоретическое, так и прикладное значение. Деятельность политического лидера в значительной степени может способствовать, или наоборот, тормозить общественное развитие.

Список литературы

 

  1. Абашкина Е. Косолапова Ю. О теориях лидерства в современной политической психологии // США: экономика, политика, идеология. – 1993.
  2. Андреев С.С. Политический авторитет и политическое лидерство // Социально-политический журнал. – 1993. – №1–2.
  3. Ашин Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность. – 1993. – №2.
  4. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. – М., 1982.
  5. Малько А.В. Популизм как тормоз демократии // Обшественные науки и современность.1994. №1.
  6. Политология. Энциклопедический словарь – М., 1993.
  7. Трофимов М.И. Политическое лидерство // Социально-политические науки. – 1991. №2.
  8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.
  9. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

 




Информация о работе Политическое лидерство