Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:31, курсовая работа
Цель работы: выявить личные и профессиональные черты политического лидера в современной России.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность политического лидерства.
2. Изучить типологию и функции политического лидерства.
3. Рассмотреть политический портрет лидера РФ Д.А.Медведева.
5. Провести социологический опрос в форме анкетирования; выяснить мнение студентов г. Казань относительно важнейших качеств, необходимых политическому лидеру в современной России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
1.1 Понятие и сущность политического лидерства как института власти……………………………………………………………………….6
1.2 Природа политического лидерства: основные теории………..9
1.3 Типология и функции политического лидерства……………...12
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В РОССИИ
2.1 Политическое лидерство в РФ: политический портрет лидера РФ XX – XXI в. А.Д.Медведева ………………………………21
2.2 Студенческая молодежь о политическом лидерстве: результаты авторского исследования…………………………………………………24
2.3 Анализ исследований лидерских качеств Р. Стогдилла ( вторичный анализ)……………………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..40
ПРИЛОЖЕНИЕ
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а цель — программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из сказанного, можно обозначить три следующий функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач обеспечения выхода страны из тупика. 25
Аналитическая функция, или функция постановки диагноза. Т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий. 26
Функция разработки программы действий. В ее выполнении большую роль играют личностные качества политического лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.27
Новаторская функция означает, что политический лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляется обновление и реорганизация политических структур.28
Коммуникативная функция предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в практической деятельности.29
Политический лидер — своеобразный аккумулятор настроений в обществе, выразитель жизненных стремлений и желаний людей. Ведь главный смысл и назначение всей политической деятельности лидеров — служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. 30
Организаторская функция логически вытекает из новаторской и коммуникативной функций. Речь идет о мобилизации народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь. Чтобы направить и организовать действия масс, политический лидер должен обладать организаторскими качествами, умением завоевывать доверие народа, пробуждать его социальную активность, вдохновлять и вести за собой, объединяя усилия всех слоев общества. Организаторская функция включает также формирование кадров и сплочение сторонников реформ.31
Координационная функция есть продолжение организаторской и направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований — институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей власти и властных институтов: парламента, суда, органов исполнительной власти.32
Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. Она предусматривает обеспечение жизнеспособности политического союза, единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп.33
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В РОССИИ
2.1 Политическое лидерство в РФ: политический портрет лидера РФ XX – XXI в. А.Д.Медведева.
Дмитрий Медведев родился
14 сентября 1965 года в Ленинграде в
семье вузовских
По своему психотипу,
то есть набору врожденных психологических
качеств, которые проявляются в
поведении и высказываниях, Дмитрий
Медведев является «Аналитиком», по международному
стандарту психологических
«Аналитики» - идеальные юристы, которые без труда осваивают самые сложные аспекты этой деятельности. Медведев Дмитрий Анатольевич всей своей трудовой деятельностью это блестяще подтвердил.
Для «аналитика», как политического лидера характерно:
─ Объективность: стремится максимально абстрагироваться от эмоциональных переживаний по тому или иному поводу, найти объективные основания для своих поступков и деятельности, увидеть главную стержневую линию развития событий, изложить свое видение проблемы в системе. Все это - существенные черты руководителя-объективиста.
─ Стремление к всестороннему рассмотрению объекта - только таким путем, по его мнению, можно получить объективную картину происходящего. Итогом этих размышлений являются ответы на вопросы "почему", "зачем", "для чего". Он раскладывает объект на составляющие и таким путем объясняет механизм сложных образований. Благодаря выработанному подходу способен разобраться в самых сложных проблемах.
─ Опора на метод убеждения, который основан на четких, логических высказываниях, призванных обосновывать необходимость и справедливость принятого решения или выработанной позиции. Дает понять, что его оценка объективна. Изменить свое мнение может только в том случае, если ему предложат более аргументированную позицию. Бескомпромиссность проявляет только в том случае, если речь идет о принципиальном производственном вопросе, научной и социальной истине. В мелких вопросах уступчив. Нерадивые подчиненные могут этим воспользоваться. Однако, если не будет соблюдена мера, руководитель-объективист способен на суровые административные наказания, вплоть до увольнения. В этом отношении предпочитает либо ограничиться указанием на возможные последствия, либо предпринимает радикальные шаги.
─ Умение найти подход к людям, вызвать интерес к себе или понимание своих идей. Неплохой преподаватель, так как поощряет даже небольшую инициативу, выслушивает все точки зрения, дает возможность раскрыться способностям человека, хорошо чувствует людей, находящихся в поле зрения. Хорошо ощущает реакцию слушателей на свои слова. Если надо, может быстро перестроиться по ходу дела, повернуть обсуждение в неожиданное русло. Чем больше аудитория, тем увереннее он себя чувствует. При общении же с человеком, который не видит перспектив, слишком заземленным, испытывает затруднения. В беседу на не интересующие его темы не вступает и не поддерживает бесполезный с его точки зрения разговор.
Эксперты отмечают, что
Медведев стал лидером обновления страны и ответил обществу,
которое ожидало перемен. Самым серьезным
испытанием президента стал грузино-югоосетинский
конфликт, но Медведев доказал способность
принимать жесткие решения. Кроме того,
по мнению экспертов, подтвердились предположения
о разных стилях руководства Путина и
Медведева, но и об их сходстве в реализуемой
политике.
Говоря о политических результатах работы
Медведева на посту президента страны,
нельзя не сказать, что многие инициативы
Медведева были реализованы. Среди них
составление кадрового резерва, изменение
и развитие политической системы, реакция
на социально-экономический кризис.
Национальным лидером, без сомнения, остается Владимир Путин. Тандем президент – премьер работает эффективно, и можно говорить о разных стилях этих политиков, но не о различиях в реализуемой политике. Курс остается единым. Медведев смог дать ответ на ожидания перемен к лучшему, которые присутствуют в обществе.
Самым главным моментом в работе Медведева является поворот политики государства к человеку. Именно кризис, сложная экономическая ситуация, необходимость опоры на общество, способствовала этому повороту.
Говоря о развитии
политической системы, необходимо вспомнить
о тезисах Медведева в первом
послании Федеральному собранию. Судя
по действиям, которые последовали, и по тому, что
во втором послании президента Медведева
речь шла уже о том, чтобы перенести этот
опыт на региональный уровень. За 4 года
Дмитрий Медведев продемонстрировал,
что он является рациональным лидером
и лидером обновления страны.
Медведев проявил себя как консерватор,
который опирается на поддержку большинства
населения.
В России идет рост популярности
Медведева среди населения и
«либеральной интеллигенции». Пласт
его правозащитной
У большинства россиян Медведев ассоциируется
с надеждой. А ум и интеллект стали главными
качествами, которые характеризуют Медведева
в глазах россиян. Таким образом, был рассмотрен
политический портрет лидера XX - XXI вв. А.Д.Медведева. Сделана попытка объективного
анализа политической карьеры и личных
качеств данного политика.
2.2 Студенческая молодежь о политическом лидерстве: результаты авторского исследования
Программа исследования
Объектом исследования является студенческая молодежь г.Казань.
Предмет исследования: мнение студенческой молодежи г. Казань относительно важнейших качеств, необходимых политическому лидеру в современной России.
Цель работы: выявить профессиональные и
личностные качества, необходимые политическому
лидеру в современной России.
Гипотезы:
1. Для студенческой молодежи г. Казань личные (морально-психологические) качества политических лидеров более значимы, чем профессиональные.
2. Возраст, степень открытости, умение заставить поверить в себя большинство избирателей, твердость и решительность – качества, имеющие решающее значение в формировании желаемого образа политического лидера.
3.Политический лидер воспринимается как лидер политической партии.
4. В.В.Путин воспринимается как идеальный
политический лидер.
Операционализация основных понятий.
Лидер (от англ. leader —
ведущий, первый, идущий впереди) - лицо
в какой-либо группе (организации), пользующееся
большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием,
которое проявляется как управляющие
действия. Член группы, за которым она
признает право принимать ответственные
решения в значимых для нее ситуациях,
то есть наиболее авторитетная личность,
реально играющая центральную роль в организации
совместной деятельности и регулировании
взаимоотношений в группе.34
Политический лидер - любой участник политического процесса,
активно воздействующий на него, стимулирующий
социальную группу или общество в целом
на достижение определенных целей.
Политическое лидерство - это особого вида предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности.35
Политика — это
стремление к участию во власти или
оказанию влияния на распределение
власти, будь то между государствами,
будь то внутри государства между
группами людей, которые оно в
себе заключает.
Роль личности в политике - степень, мера
влияния личности на политические отношения,
политический процесс, вытекающие из ее
политического статуса и обусловленные
политической культурой. 36
Политическая власть — возможность и способность навязывать свою волю другому. 37
Политическая культура — тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.38
Политическая система
общества или политическая организация
общества — организованная на единой
нормативно-ценностной основе совокупность
взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных
с осуществлением власти (правительством)
и управлением обществом.
Опрос — метод получения первичной социологической
информации, основанный на устном или
письменном обращении к исследуемой совокупности
людей с вопросами, содержание которых
представляет проблему исследования на
эмпирическом уровне. При этом общение
исследователя с источником искомой информации
(респондентом) опосредуетcя специальным
методическим инструментом (анкетой или
планом интервью), а также анкетером или
интервьюером, выполняющими функции операторов,
работающих с данным инструментом.
Методика и технология
проведения социологического исследования.
Социологическое исследование направлено
на выявление
профессиональных и личностных качеств,
необходимых политическому лидеру в современной
России.
Обоснование выбора методики
проведения социологического исследования.
Ввиду
специфичности, сложности и неоднозначности
поставленных задач, предмета и объекта
исследования мы не решились использовать
какую-либо одну конкретную методику.
Наиболее оптимальным в данном случае
на наш взгляд показалось комплексное
использование простого опросного метода
и метода экспертного опроса. Цель нашего
исследования выявить мнение студенческой
молодежи относительно профессиональных
и личностных качеств, необходимых политическому
лидеру современной России. Простой опрос
здесь является одним из наиболее эффективных
методов получения информации от респондентов
и с точки зрения простоты его организации
и проведения. Выбранная тема является
по своей природе очень сложным, неоднозначным
и даже скрытым от простых людей феноменом,
несмотря на то, что он пронизывает всю
нашу жизнь и все граждане обладают различной
степенью осведомлённости в данном вопросе.
И поэтому для получения более компетентных
оценок и суждений, повышения его репрезентативности
в качестве дополнительного метода нами
был выбран экспертный опрос. В ходе исследования нами применялись
следующие методы: анкетный опрос и вторичный
анализ.
В исследовании использовалась простая случайная выборка.
Общий объём выборочной
совокупности составил 40 человек.
Это студенты г. Казань 30% юношей, 70% девушек. Выбор обусловлен
тем, что студенты являются наиболее политически
активной частью населения. Будущие молодые
специалисты с высшим образованием, они
будут во многом определять развитие государства.
Через 10 – 15 лет поколение современных
студентов придет к власти. Многие из их
числа займут руководящие должности, будут
влиять на процесс управления государством. Важно выявить
качества, необходимые политическому
лидеру; выявить мнение студентов о том,
каким должен быть политический лидер,
чтобы отражать интересы молодого поколения.
Предлагаемый объем выборочной совокупности
обеспечивает ориентировочную надежность
получаемых результатов.
Информация о работе Политическое лидерство в Российской Федерации