Политическое лидерство и политическая элита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:09, реферат

Краткое описание

Различают три основные аспекта личности:

1. Личность как индивидуальные особенности человека.

2. Личность как представитель группы (класса, массы, этнической и т.д.), как исполнитель определенной политической роли (избирателя, члена партии и т.д.), что как бы растворяет ее в массе и не дает возможности проявить себя автономно как специфический субъект политики.

3. Личность как самостоятельный активный участник политической жизни, обладающий уникальной чертой быть гражданином данного государства и быть свободным в своем выборе. Именно в этом плане личность взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает как объект и субъект политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.DOC

— 101.00 Кб (Скачать файл)

     Итак, элитарность современного общества – это реальность. Конечно, она  может исчезнуть с установлением  общественного самоуправления, но пока это не реально.

     Для демократического государства главное  не борьба с элитарностью, а формирование профессиональной, полезной для общества элиты, не отчужденной от народа, не превращенной в привилегированный слой, а подконтрольной обществу. Решать эту задачу можно, привлекая представителей различных социальных групп и слоев во власть, т.к. социальное происхождение представителей элиты влияет на их социальную ориентацию. Непропорциональность в социальных характеристиках элиты и населения в современных государствах достаточно велика. На нижних ступеньках управленческой пирамиды низшие слои населения представлены больше, чем в верхних эшелонах власти.

     Но  более важной гарантией социальной представительности элиты по сравнению  с социальным происхождением является организационная (партийная, профсоюзная  и т.д.) принадлежность руководителей. Она связана с их ценностными  ориентациями. Партии, профсоюзы и т.д. имеют возможность воздействия на своих представителей. Кроме того, государственные и общественные институты тоже имеют свои механизмы контроля за элитами (выборы, СМИ, опросы общественного мнения, группы давления и т.д.).

     Рассмотрим  сущность, роль, состав новой российской политической элиты. Это очень важно  для формирования демократического общества в стране и перспектив ее развития. На начальных этапах развития российской демократии за нее выступали: интеллигенция, которая осознавала бесперспективность старого режима; идейные противники коммунизма; репрессированные, диссиденты, политзаключенные; некоторые представители партийной (КПСС) и хозяйственной элиты; прагматики в управленческих структурах, которым лишь бы править; карьеристы из самых различных слоев общества, для которых демократия – просто способ оказаться на вершине иерархической лестницы.

     Однако  не все представители из перечисленных  слоев вошли в новую элиту, многие оказались несостоятельными в политическом управлении. "Новая" политико-управленческая элита (на 72–75 %) – выходцы из старой партийной и хозяйственной верхушки. Конечно, "реформаторы" значительно разбавили и хозяйственную, и особенно политическую элиту. Демократические преобразования подняли на верхние этажи власти тех, кто занимал малопрестижные ступеньки иерархической лестницы, а также вовлекли в политику и интеллигенцию. Это изменило состав элиты в целом, но не качественно. Многие борцы за справедливость присвоили привилегии старой элиты и даже приумножили их.

     Можно сказать, что сегодня нет единства в управленческой элите, в целях, в программе движения общества, нет  единой национальной идеи, которая  объединила бы и элиту, и большинство  членов общества. Внутри самой элиты  идет острая борьба за личную власть, чему подчиняются цели и функции государственной власти. Слабостью политической элиты является отсутствие широкой новой социальной опоры, в стране только начинается процесс нового классообразования, незначителен и слаб средний класс и т.д.

     Политическая элита слаба и в духовной сфере, не только отсутствием четкой идеологической ориентации, но и нравственными ценностями, отсутствием четкой долговременной программы переустройства, демократизации общества. Стремление перенести на российскую почву западные ценности приводит к обратному результату: свобода понимается как безответственность и вседозволенность, конкуренция – как право сильного, индивидуализм – как эгоизм и т.д. Стремление сформировать идеологическую позицию, единую национальную идею упирается в лозунг деидеологизации, который был весьма популярен в борьбе с КПСС, со старым строем. Таким образом, новая российская элита пока не выработала целостную систему идей, которые были бы способны объединить все слои населения в борьбе за правовое демократическое общество.

     Итак, важнейшим фактором развития общества являются политические отношения, где  проявляются более емко социальные интересы классов, социальных групп, индивидов. Основой этих отношений является власть. Регулируя взаимоотношения  различных социальных слоев общества, политика сохраняет тем самым целостность общества. От того, какие социальные группы и их лидеры участвуют в политическом процессе, как распределяются политические силы в нем, какова политическая элита, зависят поступательные процессы развития общества. Власть и политика реализуются исключительно через интересы различных социальных групп, во главе которых стоят лидеры. Лидер может быть определен как субъект власти во всех видах социального взаимодействия, он как бы олицетворяет собой те или иные групповые ориентации и направления, персонифицируя политические процессы. В политической жизни нашей страны в настоящее время необычайно возрос спрос на людей, способных профессионально исполнять роль и функции политических лидеров, без которых невозможно развитие общества.

Информация о работе Политическое лидерство и политическая элита