Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 01:04, реферат
В чем же специфика понятия «политическое насилие»?
По нашему мнению, насилие как политическое явление невозможно понять вне связи с таким важнейшим феноменом, как власть. Мир политического – это сфера жизнедеятельности, где центральное место занимают отношения индивидов и групп по поводу власти. Поэтому анализ сущности насилия следует проводить с учетом его роли и места во властных отношениях.
Одной из главных причин провала первой «чеченской кампании» являлась как ее непопулярность в общественном мнении страны, так и недоверие значительной части населения к политическому руководству. В январе 1995 г.(в разгар войны) 71% россиян выразили отрицательное отношение к введению войск в Чечню. Более того, 74% опрошенных считали несправедливым отдавать под суд военнослужащих, отказывающихся участвовать в военных действиях в Чечне.[49]
Таким образом, отсутствие легитимности снижает эффективность насилия
по следующим причинам:
а) непосредственные исполнители насильственных акций, не уверенные в
законности своих действий, не смогут их адекватно осуществлять;
б) нейтральная или симпатизирующая часть общества может отказать в поддержке и предпринять действия, ослабляющие эффект насилия (акции протеста, дезертирство и т.д.);
в) объект насилия, рассматривающий направленные против него меры как незаконные, будет противодействовать им более энергично.[50]
В-третьих, эффективность насилия зависит от владения субъектами политики искусством использования этого властного средства. Оно, на наш взгляд, предполагает:
А. Гибкое сочетание различных средств достижения целей в политике. Практика показывает, что действия субъектов политики тем успешнее, чем более разнообразный арсенал средств они используют.
Если быть реалистами в оценке эффективности насилия, то нельзя не обратить внимание на тот факт, что современные достижения в области массовой коммуникации, технической оснащенности насилия, технологии социального контроля повышают потенциал этого вида насилия. Систематическое, грубое насилие способно создать такую атмосферу всестороннего страха, которая парализует волю к сопротивлению, порождает своеобразную трансформацию сознания.
У объекта насилия формируется привычка к подчинению репрессивной власти. Ж. Желев так характеризует процесс перехода внешних санкций во внутренние побуждения под воздействием насилия: «Тоталитарное государство доводит террор и контроль до такой всеохватности и совершенства, что каждый гражданин поступает именно так, как оно хочет. И гражданин привыкает к тому, что веления государства – самые правильные, и всегда соглашается с ними, не задумываясь над тем обстоятельством, что ему не дозволяется поступать по-другому. В конце-концов он начинает внушать себе, что поступает так добровольно настолько, насколько можно согласовывать добровольность и принуждение».[51]
Человек, поставленный
в экстремальную ситуацию выживания,
может убеждать себя в том, что
если он не будет сопротивляться, то
выживет (даже если это абсурдно). Отсюда
поразительная покорность и даже
фаталистичность жертв
Более того, возникает
труднообъяснимое психологическое
сближение жертвы с палачом. Есть
примеры, когда узники лагерей смерти
приспосабливали свои ценности к
мировоззрению эсэсовцев, пытались
подражать им.[52] Специалистам
Парализующий эффект массового насилия состоит в непредсказуемости его выбора. В условиях тоталитаризма жертвой террора может оказаться любой. Поэтому даже в окружении Сталина всеобщий страх мешал оппозиционерам объединяться: каждый думал, что другой более лоялен вождю и донесет на него.[54]
Таким образом, насилие как таковое более эффективно в качестве средства власти, чем это принято обычно считать. Режим, опирающийся преимущественно на насилие и не имеющий достаточной легитимности, в состоянии существовать достаточно долго.
Б. Эффективность насилия также зависит от способности его субъектов учитывать социальные условия, в которых им приходится действовать. К ним относятся:
1. специфика политической системы, степень ее стабильности;
2. особенности социальной структуры (состав, профиль и т.д.);
3. характер ценностно-нормативной системы (интегрированность, господствующий тип политической культуры, особенности национального сознания и др.).[55]
Очевидно, что политические
системы, переживающие внутренний кризис,
более уязвимы для
В. Чтобы быть эффективным, использование насилия должно быть, на наш взгляд, подчинено принципам логичности и последовательности. Любые крайности, резкие переходы от жестоких репрессий к мягкой, либеральной политике и обратно как правило, ослабляют политический режим.
Анализ политической жизни различных государств показывает, что наиболее стабильными кажутся либо те из них, в которых насилие систематически применяется в широких масштабах (при наличии легитимности), либо демократические режимы, где используются мягкие меры подавления экстремистских выступлений.[56]
Это объясняется
тем, что систематические
С другой стороны, в
демократических государствах, где
политические решения принимаются
в результате компромисса между
основными политическими
Поэтому политический вес «непримиримой оппозиции» в демократических государствах невелик. Большинство участников политического процесса не испытывают необходимости обращаться к насилию для достижения своих целей.
Г. Важное значение для эффективности насилия имеет соблюдение самой меры насилия. Существуют границы, за которыми насилие перестает быть функциональным.
В связи с этим можно говорить о двух случаях несоблюдения меры насилия: а) чрезмерном и б) недостаточном.
В первом случае речь
идет о превышении допустимых границ
насилия, что приводит к деструктивному
эффекту, обратным результатам. Так, чрезмерная
жестокость, грубая сила, используемые
против ненасильственных, мирных форм
политического участия, отталкивает
общественное мнение, лишают власть поддержки.
Некоторые экстремистские группировки
намеренно провоцируют
Цели провоцирования
состоят в том, чтобы: а) вызвать
массовое возмущение по поводу неоправданной
жестокости властей; б) породить сочувствие
к группам, инициирующим беспорядки
и насилие; в) привлечь внимание к
антиправительственным
Обратного рода действия
– связанные с недостаточным
использованием насилия для достижения
намеченных результатов – также
могут иметь место в
Уровень применяемого насилия не соответствует масштабу политических задач, которые перед ними стоят. Так, власти могут быть не в состоянии подавить оппозиционные выступления, угрожающие стабильности политического режима. Это может быть следствием раскола в вооруженных силах и правоохранительных органах, плохого управления ими, их слабой подготовленности, технической оснащенности. (Примером могут быть действия московской милиции 3 октября 1993 г.).
Часто решающее значение
для эффективности
Если подвести итоги
нашему анализу эффективности насилия,
то можно сделать следующие
Прежде всего, насилие, в целом, можно оценить как политическое средство довольно низкой эффективности. Во-первых, дорогостоящий характер насилия приводит к тому, сто за результаты, которые достигаются с его помощью, приходится платить высокую социальную цену.
Во-вторых, непредсказуемость
и слабая управляемость насилия
обусловливают, как правило, лишь частичное
совпадение поставленных перед ним
целей и достигнутых
В современных условиях
с помощью террора решались и
решаются конкретные задачи, связанные
с устранением отдельных
В то же время насилие ни в коей мере не является средством окончательного решения той или иной проблемы.
Франции, как и другим западноевропейским странам, удалось сформировать правовое государство и гражданское общество, в котором обеспечивается высокий уровень благосостояния для большинства граждан, только во второй половине XX в., благодаря десятилетиям медленных, ненасильственных реформ.
Историческую судьбу якобинской диктатуры разделили и большевики, успешно захватившие власть в 1917 г. Уже на второй год после Октябрьской революции К. Каутский сделал важное пророчество о социальных перспективах насильственных преобразований в России, сравнив их с практикой якобинцев. Он писал: «Само собой разумеется, советский режим, подобно французскому террору, пытается положить конец этим бичам – уничтожением спекулянтов, торговцев из-под полы, ростовщиков. Тогда их гильотинировали, теперь в моде расстрел. А результат один. Естественный результат тот же, что и в 1793 г.; растет премия за риск, взимаемая жульническим капиталом, и собственно повышается размер взяток, требуемых и получаемых новыми диктаторами с неосторожных, попадающих в их сети…». Каутский подчеркивал, что большевики «отстояли себя персонально, но принесли в жертву свои принципы и этим проявили себя в качестве истинных оппортунистов. Большевизм победил в России, но социализм потерпел там поражение».[58]
Большевикам удалось
удерживать государственную власть
более семидесяти лет, но основные положения
их программы оказались так и
не выполненными. Л. Холмс отмечает,
что в СССР террор «уничтожил почти
полностью порядок и
Таким образом, можно констатировать конечную стратегическую низкую эффективность политического насилия.
Знаменателен социальный крах и других тоталитарных режимов. Так, существующий в настоящее время в КНДР режим, будучи способным обеспечить себя зерном только на 60%, вынужден тайно закупать рис у «врага № 1» (Южной Кореи).[60]Тяжелый социально-экономический кризис переживает и Куба.
Итак, насилие как средство достижения политических целей обладает рядом особенностей (дорогостоящий характер; непредсказуемость; конфронтационность; автократизм), которые обусловливают его, в целом, низкую политическую эффективность.
Кроме того, результаты,
полученные посредством насилия, чаще
всего не совпадают с намерениями
субъектов политики, сопровождаются
побочными, нежелательными эффектами.
Наконец, масштабы политических задач,
решаемых с помощью насилия, ограничиваются,
в основном, тактическим уровнем
и достигают стратегического
уровня лишь при сочетании физического
принуждения с другими