Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 05:06, лекция
Сам термин «политическое поведение» пришел из психологии бихевиоризма, специализирующейся на изучении «наблюдаемого поведения», т.е. только тех проявлений политики, которые можно регистрировать со стороны, исключая политические взгляды, убеждения и прочие субъективные компоненты действий человека в поле политики.
Политические бихевиористы (Д. Истон) предложили подход, названный ими ситуационным. Ситуационные факторы включают: 1) физическую среду, 2) органическую среду и 3) социальную среду. Их можно контролировать и наблюдать извне. Задача исследователя состоит в выявлении корреляции между поступками человека и факторами среды.
При анализе личности партнера или
оппонента важно установить, какая
потребность, релевантная политике,
является у него ведущей. Это даёт
возможность лучше понять побудительные
мотивы политического лидера, а также
скорректировать собственную
Политическая ориентация представляет собой результат нормативных представлений людей о целях политической деятельности и средствах их достижения. Безусловно, это «идеальный тип»
политического сознания.
ОРИЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ - способность акторов анализировать объекты политической среды. В политологии выделяют 3 типа ориентаций относительно политических объектов. 1. ориентации относительно институтов государственного управлении: а) оценки индивидом государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции, его реакция на них - ориентация относительно режима; б) оценки различных требований к политической системе и реакции на них - ориентация относительно "входа", оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них - ориентация относительно "выхода". 2. ориентации относительно "других" в политической системе: а) политической идентификации - ощущения принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувств сопричастности и лояльности к ним; б) политических верований (убеждений), отражающих отношение к другим политическим группам в интервале "хорошее - плохое"; в) представлений об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы - о "правилах игры".3. ориентации относительно своей собственной деятельности, включающей в себя: а) (политическую компетентность - оценки индивидом собственных политических "ресурсов", позволяющих ему участвовать в политической жизни и представления о влиянии политики на человека; б) политическую действенность - представление о влиянии политических действий индивида на вырабатываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции. (Словарь, с. 193-194
Политические ориентации
Разрабатывая модель политической системы, Г. Алмонд выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систему. Последняя и была названа политической культурой. Ее классическое определение, сформулированное Г. Алмондом и Г. Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение».
Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов: а) познавательную ориентацию - истинное или ложное знание о политических объектах и идеях; б) аффективную ориентацию - чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов; в) оценочную ориентацию - суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев.
В приведенной дефиниции можно выделить две характерные особенности. Во-первых, политическая культура предстает как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации).
Важными индикаторами политической
культуры Г. Алмонд считал также ориентации
на структуры «входа» а
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИИ
Ориентация |
Операциональное определение |
Политическая идентификация |
Нация граждан; политические образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; политические образования и группы, в которые индивид вовлечен наиболее глубоко |
Политическая вера |
Готовность сотрудничать с различными группами в различных социальных акциях; членство в группах; оценка деятельности групп с точки зрения того, заслуживает ли она доверия, каковы ее мотивы и т.п. |
Ориентация относительно режима |
вера в легитимность режима, оценки и чувства по поводу политических учреждений, включенность в политическую деятельность по поддержке или противостоянию режиму |
правила игры |
отношение индивида к нормам, регулирующим политические отношения в обществе |
политическая действенность |
вера в то, что власть ответственна за свои действия, в важность гражданской активности |
политическая компетентность |
частота политического участия,
информированность о |
Input- Output |
удовлетворенность политикой власти, вера в эффективность «входов» и «выходов» политической системы |
Исследование структуры политических ориентации было продолжено У. Розенбаумом, который выделил три типа ориентаций относительно политических объектов.
Первый тип составляют ориентации относительно институтов государственного управления. К нему принадлежат:
а) оценки индивидом государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции, его реакция на них - ориентация относительно режима;
б) оценки различных требований к политической системе и реакции на них - ориентация относительно «входа», оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них - ориентации относительно «выхода».
Второй тип включает ориентации относительно «других» в политической системе:
а) политической идентификации - ощущения принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувств сопричастности и лояльности к ним;
б) политических верований (убеждений), отражающих отношение к другим политическим группам в интервале «хорошее - плохое»;
в) представлений об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы - о «правилах игры».
В третий тип входят ориентации относительно своей собственной деятельности, включающие в себя:
а) политическую компетентность
- оценки индивидом собственных
б) политическую действенность
- представления о влиянии
Понятие политической ориентации
В первых трех главах книги
были рассмотрены те когнитивные
и мотивационные механизмы, взаимодействие
которых формирует отношение
людей к общественно-
Было показано также, как
совокупность различных установок
объединяется в целостную систему,
характеризующую личность как субъекта
социально-политической психологии, как
взаимодействуют ценностные, когнитивные,
аффективные и поведенческие
составляющие этой системы. Теперь нам
предстоит уяснить каким
Иначе эту задачу можно
сформулировать так: если до сих пор
мы рассматривали различные
Политические ориентации
отличаются от идейно-политических концепций,
программ партий и течений, изучаемых
политологией, историей общественной
и политической мысли. Политическая
идеология есть продукт общественного
сознания - система вербализованных
воззрений, выражаемых на языке абстрактных
понятий, фиксирующих ценности и
цели, направляющие общественно-политическую
деятельность. Ориентации представляют
собой социально -
Ориентации и концептуальные
воззрения не разделены какой-то
четкой гранью, они взаимосвязаны
и частично сливаются друг с другом.
Осознанные системы воззрений, теории,
идеологии имеют
Формы и уровни политического выбора
Выбор людьми политических
ориентации - одна из центральных тем
политической социологии и психологии.
Рассматривая возникающие в данной
связи проблемы, приходится сразу
же контстатировать, что само понятие
«выбор» далеко не самоочевидно. Его
смысл более или менее ясен,
поскольку речь идет о современных
демократических обществах, где
сосуществуют и свободно распространяются
различные системы политических
взглядов, где положение «политического
человека» сходно с ситуацией
потребителя в условиях свободного
рынка: он «покупает» идейный и политический
«товар», наиболее соответствующий
его предпочтениям. Но о каком
«выборе» можно говорить в условиях
крепостной России или сталинского
социализма? На первый взгляд может
показаться, что понятие выбора релевантно
только определенным, довольно ограниченным
во времени и пространстве историческим
ситуациям. На самом деле это не так.
Даже в условиях абсолютной социальной
и политической несвободы люди производят
определенный психологический выбор:
человек может
Конечно, поведение крепостного,
убежавшего от барина в разбойники
или в казаки, трудно назвать политическим
выбором, но, скажем, массовые бунты, поднимавшие
крестьян на вооруженную борьбу с
властями, - это уже стихийная
политическая акция. Психологическое
родство этих явлений очевидно -
в их основе определенная позиция
в отношении существующей системы
власти, неприятие освящавших ее патерналистских
ценностных норм («власть от Бога»,
«вы наши отцы, мы ваши дети»). Очевидно,
также, что это неприятие может
различаться по формам и уровням
своего проявления - от скрытых, внутренних
эмоций (ненависти к носителям
власти, отчуждения от них) до активного
индивидуального или группового
поведения. В условиях жестко репрессивной
системы протестующее поведение
доступно в обычной ситуации лишь
ограниченному меньшинству
В целом можно утверждать,
что психологический
Информация о работе Политическое поведение как психологический феномен