Политическое поведение как психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 05:06, лекция

Краткое описание

Сам термин «политическое поведение» пришел из психологии бихевиоризма, специализирующейся на изучении «наблюдаемого поведения», т.е. только тех проявлений политики, которые можно регистрировать со стороны, исключая политические взгляды, убеждения и прочие субъективные компоненты действий человека в поле политики.
Политические бихевиористы (Д. Истон) предложили подход, названный ими ситуационным. Ситуационные факторы включают: 1) физическую среду, 2) органическую среду и 3) социальную среду. Их можно контролировать и наблюдать извне. Задача исследователя состоит в выявлении корреляции между поступками человека и факторами среды.

Вложенные файлы: 1 файл

политическе поведение.docx

— 91.73 Кб (Скачать файл)

Общественно-политический выбор  характеризуется не только своими исторически  обусловленными формами, но и уровнем  проявляемой в нем индивидуальной и групповой активности осуществляющих выбор людей. С этой точки зрения его можно оценивать по двум типам  критериев. Во-первых, по отсутствию или  наличию творческого компонента в политическом самоопределении  индивидов и групп: осуществляется ли выбор из уже имеющегося набора ориентации и позиций или дополняется  их модификацией, развитием, внесением  новых элементов. В странах Запада 60-80-е годы, а в СССР и России перестроечный и постперестроечный  период были временем бурного обновления старых и созидания новых идейно-политических ориентации, в котором принимали  участие не только политики и идеологи, но и обычные граждане, испытывавшие потребность в самоопределении  в условиях резко меняющихся социальных и культурных реалий.

Во-вторых, выбор может  быть групповым или индивидуальным. В тех случаях, когда индивид  тесно связан психологически с социальнокультурной  группой, имеющей определенные идеологические и политические предпочтения, он часто автоматически, не размышляя, принимает свойственные ей ориентации. Этот автоматизм закладывается в период ранней политической социализации, когда ребенок на веру принимает все, чему его учат окружающие взрослые, и воспроизводится в случае сохранения устойчивых связей человека со средой происхождения. Он не обязательно равнозначен консерватизму - верности унаследованным от прошлого воззрениям. Групповые ориентации нередко меняются под влиянием перемен, происходящих в обществе, и многие психологически интегрированные в группу индивиды как бы незаметно для себя, автоматически усваивают эти изменения.

Для англосаксонских стран, отличающихся стабильной партийной  системой, характерен феномен традиционной партийной приверженности: семья  или локальная социальная группа в течение ряда поколений поддерживают одну и ту же, «свою» партию, независимо от тех изменений, которые претерпевает ее программа и политика. Групповой  характер носила идейно-политическая эволюция части российской интеллигенции  в периоды застоя и перестройки: следуя своим идейным лидерам  и не обременяя себя самостоятельным  размышлением, многие ее представители  переходили от латентной оппозиционности  режиму к горбачевскому «социалистическому»  антитоталитаризму, затем ельцинскому  радикальному антикоммунизму и рыночному  либерализму и наконец, разочаровавшись  в Ельцине и Гайдаре, - к демонстративной  тотальной оппозиции институтам власти.

Нелишне, наконец, отметить, что выбор ориентации далеко не всегда и не у всех бывает определенным и законченным. Феномены политической дезориентированности и вакуума  политических представлений существуют в различные эпохи, усиливаясь в  наиболее сложные и переломные периоды  общественного развития.

О ПОЛИТИЧЕСКОМ ВЫБОРЕ

Политический выбор —  право народов самим определять государственно-политическое устройство, собственные пути национального развития. Политический выбор осуществляется в зависимости от типа политического. режима, господствующего в той или иной стране (группе стран). В демократических государствах конституционно зафиксировано принципиальное положение о том, что носителем суверенитета и единств, источником власти является народ. Оно содержится и в Конституции РФ (ст. 3, п. 1).

Свободный политический выбор—общепризнанная норма в современном международном праве, которое исходит из принципа, выдвинутого еще Французской революцией 1789–94 гг. о недопустимости вмешательства одного государства во внутренние дела другого. Свободный политический выбор был одобрен и закреплен в док. ООН. Так, на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1960) была принята “Декларация о предоставлении независимости колониям, странам и народам”. Основные положения ее сводятся к следующему: необходимо незамедлительно и безоговорочно положить конец колониализму во всех его формах и проявлениях; подчинение народов иностранному господству и их эксплуатация являются ограничением основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире; все народы имеют право на самоопределение, а потому они могут свободно устанавливать для себя политический режим, осуществлять свое эконом., социальное и культурное развитие; любые вооруженные действия или репрессивные меры против зависимых народов должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить этим народам возможность в условиях мира и свободы осуществлять свое право на полную независимость; во всех зависимых территориях. должны быть немедленно приняты меры для передачи всей власти народам этих стран в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием.

С политическим выбором сталкиваются население, политические институты, в т. ч. политические партии и в демократических странах — при принятии конституции и др. важнейших законов; в условиях реформ; в ходе выборов должностных лиц и нового состава представительных органов; в деятельности государства в рамках гражданского общества и в отношениях с другими государствами и т. д. Как правило, в современных развитых странах политических выбор не затрагивает существования сложившейся политической системы общества, однако имеет прямое отношение к ее функционированию и совершенствованию в конституционных рамках.

В международных отношениях, как региональных, так и глобальных, с политическим выбором народы и государства встречаются постоянно, решая вопросы не только преимущественно политического развития, например, войны и мира, но и др. (в т. ч. экологические), которые требуют соответствующего политического подхода. Само развитие современной системы международных отношений на принципах демократии, гуманизма и демилитаризации предполагает политический выбор с учетом интересов всего мирового сообщества  

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО  ПОВЕДЕНИЯ  
 
Политическое поведение людей, как и любое другое, регулируется обществом и государством в различных формах.

Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование  гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием  на то, что эти собрания должны проходить  мирно, без оружия. Террор, организация  массовых беспорядков и т. п. относятся  к числу преступных действий и  влекут за собой уголовную ответственность.

Во-вторых, важно, чтобы в  обществе утверждались демократические  ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила  могут влиять на политическое поведение  тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов  политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям  закона, уменьшает роль стихийных  проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его  регуляции.

В-четвертых, политическое образование  и распространение правдивой  политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют  субъектам политики эффективные  и одновременно цивилизованные способы  достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность  и возбуждение массы, содействовать  рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Эффективное действие названных  факторов позволяет при высоком  уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в  рамках норм, признанных обществом  и государством

  1. Политическое участие, политическая активность.

. Политическое участие  – действия, посредством которых  рядовые члены любой политической  системы влияют, или пытаются  влиять на результаты ее деятельности.

 

2. Формы политического  участия. Объективные характеристики  политической деятельности и  субъективные восприятия политики  человеком, его понимание собственной  роли в ней служат основанием  выделения следующих уровней  и типов участия:

 

1.                  Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической  системы, от ее институтов или  их представителей, не связанная  с необходимостью высокой активности  человека; эпизодическое участие  в политике.

 

2.                  Деятельность, связанная с делегированием  полномочий: участие в выборах  (местного или государственного  уровня), референдумах и т. д.

 

3.                  Участие в деятельности политических  и примыкающих к ним общественных  организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических  объединений и др.

 

4.                  Выполнение политических функций  в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

 

5.                  Профессиональная, руководящая политико-идеологическая  деятельность.

 

6.                  Участие во внеинституциональных  политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку  существующей политической системы.

 

1.      В современной  политической науке существует  несколько концепций, претендующих  на объяснение и понимание  причин политического участия  (и прежде всего электорального).

 

1.      Теория  рационального выбора (максимизация  выгоды).

 

2.      «Мичиганская  модель» электорального участия  (партийную идентификацию избирателей  формируется через политическую  социализацию, главным агентом которой  является семья).

 

3.      Психологическая  школа делает акцент на мотивах  и установках индивида.

 

4.      Институциональный  подход (по­литическая активность  зависит от воз­можностей влияния  избирателей на правительство,  предоставляе­мое политическими  институтами).

Типы политического  поведения и участия

 

Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение  можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие - это  влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки  политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что  политическое участие - это прежде всего  инструментальная активность, посредством  которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы  оно предпринимало желаемые для  них действия”.

К политическому участию  относятся действия по делегированию  полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение  митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и  групп интересов.  

В самом общем виде многообразие форм и разновидностей политического  участия зависит от определенных свойств действующего индивида, характера  режима правления, а также от конкретной ситуации. Соответственно американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия: пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем; политические действия активных участников предвыборных кампаний; деятельность политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики; профессиональные действия политиков. 

Другой американский ученый Милбэрт разделяет формы политического участия на «активные» (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.п.), промежуточные (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.), наблюдательные (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки других граждан вовлечь кого-либо в дискуссии и т.д.) и, наконец, выделяет «апатичное» отношение граждан к политике. 

В самом общем виде различают  мобилизованное и автономное политическое участие. Первое характеризует те формы вовлечения индивида в политику, которые исходят от власти, государства, органов принуждения, создающих условия для втягивания личности в политические отношения помимо ее воли. Следовательно, политическое участие не является тем инструментом, посредством которого люди хотят повлиять «на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия». Итак, индивид включается в политическую жизнь, становясь заложником воли лидеров, властей, их искусства манипулировать людьми. 

Разновидности автономного  политического участия, напротив, демонстрируют  действия, которые индивид предпринимает, во-первых, самостоятельно обращаясь к политическим формам защиты своих интересов, а во-вторых, столь же автономно выбирая формы и каналы проявления своей активности. В этом смысле политическое участие наиболее полно отвечает своей природе и сущности как инструменту разрешения индивидуальных проблем.

Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.

К наиболее распространенному  типу относится электоральное поведение. На его направленность оказывает  влияние прежде всего идентификация  конкретного избирателя с определенной социальной группой или партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.

Информация о работе Политическое поведение как психологический феномен