Политическое поведение как психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 05:06, лекция

Краткое описание

Сам термин «политическое поведение» пришел из психологии бихевиоризма, специализирующейся на изучении «наблюдаемого поведения», т.е. только тех проявлений политики, которые можно регистрировать со стороны, исключая политические взгляды, убеждения и прочие субъективные компоненты действий человека в поле политики.
Политические бихевиористы (Д. Истон) предложили подход, названный ими ситуационным. Ситуационные факторы включают: 1) физическую среду, 2) органическую среду и 3) социальную среду. Их можно контролировать и наблюдать извне. Задача исследователя состоит в выявлении корреляции между поступками человека и факторами среды.

Вложенные файлы: 1 файл

политическе поведение.docx

— 91.73 Кб (Скачать файл)

Многочисленные исследования показали, что на предпочтения избирателей  влияет множество факторов (пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности  первичной социализации и др.), но существуют некоторые общие тенденции  поведения отдельных электоральных  групп. Так, мужчины, в целом, гораздо  более активнее женщин участвуют  в выборах. Образованные граждане демонстрируют  высокую степень политического  участия в избирательном процессе. Лица в возрасте от 35 до 55 лет более  активны, нежели молодежь или лица пожилого возраста. Влияние на активность оказывают  семейное положение и членство в  каких-либо организациях. Взгляды и  предпочтения женщин более консервативны, нежели у мужчин. Замужние неработающие женщины часто придерживаются политических установок своих мужей. Молодежь в определенной степени тяготеет к радикализму и охотно отдает свои голоса тем, кто обещает скорые перемены. Ее избирательные ориентации расходятся с ориентациями большинства  общества, а уровень активности относительно невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым партиям.

Безусловно, вышеперечисленные  тенденции не абсолютны. Зачастую избиратель под влиянием сиюминутных настроений и впечатлений стремительно меняет свои ориентации и предпочтения. Не случайно некоторые, не лишенные чувства  юмора, политологи сравнивают характер среднестатистического избирателя с характером женщины.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения  как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия  в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов  и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения  существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует  о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.

К причинам, обусловливающим  абсентеизм, относятся: доминирование  у личности норм субкультуры при  почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками  “своей” субкультуры как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень  удовлетворения личных интересов также  может вести к утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых  политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны  более могущественных групп порождает  стремление обратиться к политике как  средству отстаивания и защиты своих  интересов. Политическая апатия может  проистекать из чувства собственной  беспомощности перед лицом сложных  проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности  хоть как-то повлиять на процесс выработки  и принятия решений. Абсентеизм может  быть обусловлен распадом групповых  норм, утратой личностью чувства  принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и  ценностей социальной жизни, отсутствием  представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в  большей степени наблюдается  у молодежи, представителей различных  субкультур, лиц с низким уровнем  образования.

В современной России доля политически апатичных людей  в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения  от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в “чудесное” пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм определенной части российского  общества в значительной мере результат  крушения мифа о скорейшем вхождении  в круг высокоразвитых стран и  ожиданий “экономического чуда”.

Роль абсентеизма в  современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующим  фактором в обществе, в котором  отсутствуют эффективные механизмы  мирного разрешения социальных и  политических конфликтов. С другой - существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения.

Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к  политике через институализированные формы участия[5,6].

 

5 Политический  протест как форма политического  участия

 

Особое значение для государства  имеют протестные формы политического  участия населения. Политический протест представляет собой разновидность негативного воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие его. 

К наиболее распространенным источникам политического протеста, как правило, относятся: слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, психологическая неудовлетворенность сложившимся положением вещей, а также отсутствие должной чуткости властей к текущим запросам населения. 

Однако политический протест  возникает не только там, где имеют место неэффективные действия государства, как такового, но и там, где наличествует тот человеческий «материал», который способен к спонтанным или осознанным оппонирующим власти действиям. Не секрет, что, к примеру, российское население отличается долготерпением, повышенным привыканием даже к невыносимым политическим и социально-экономическим условиям (длительным невыплатам заработной платы, подавлениям демократических свобод и т.д.). В то же время в других странах граждане более активно и целенаправленно пытаются корректировать неудовлетворяющие их аспекты государственной политики. 

В государствах любого типа политический протест протекает  в конвенциональных (в виде разрешенных властями демонстрациях, пикетах и прочих акциях) и неконвенциональных формах (деятельность подпольных политических партий, запрещенные шествия и т.д.). В этом смысле основная опасность протеста состоит в том, что он способен к нарастанию интенсивности и переходу к неконвенциональным, неконституционным (особенно революционным) формам, связанным с прямым применением силы населением (или его отдельными группами). Для того чтобы придать протесту цивилизованную форму, в демократических государствах обеспечивается свобода слова, формируется институт оппозиции, который представлен деятельностью неправительственных партий и движений. В ряде стран оппозиция даже создает «теневые» правительства, которые постоянно оппонируют правящим структурам по всем важнейшим политическим вопросам, публикуя собственные оценки и прогнозы, планы и программы решения тех или иных проблем. 

Крайней формой неконвенционального  политического протеста является политический терроризм, цель которого — физическое уничтожение политических деятелей, проведение силовых символических акций возмездия режиму, постоянное провоцирование взрывной ситуации в стране. В современной политической истории известны многочисленные факты убийств президентов, депутатов парламента и кандидатов в представительные органы, представителей различных органов власти, повлекшие массовые жертвы захваты заложников и взрывы в общественных местах.  

Помимо террористических организаций (типа палестинской организации, У. Бен Ладена, итальянских «Красных бригад», организации басков в Испании, ряда формирований чеченских боевиков и др.) такого рода действия систематически практиковали, особенно в годы «холодной  войны», и спецслужбы отдельных стран, организуя покушения на глав государств или отдельных недружественных политиков. В настоящее время на международной арене существуют даже отдельные политические режимы (Ливия, Ирак, Иран и др.), которые в определенные периоды своей истории открыто поддерживали (поддерживают) террористические приемы в политических отношениях с другими странами. Борьба с международным и внутренним терроризмом требует громадных ресурсов, отлаженной законодательной базы, решимости властей и скоординированности действий силовых структур.

Однако какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших политических преступлений. Поэтому  проблема борьбы с терроризмом международным  сообществом признается одной из приоритетных[5].

Политическая  активность — форма включения субъекта в политику, совокупность его действий для достижения коллективных целей.

Она может проявляться  как политическое поведение (участие) и политическая деятельность.

Субъектами политической активности могут выступать общности и организации, а также личности, которые проявляют ее от имени  и (или) во имя общности.

Политическое  поведение (участие) — это активность субъектов в рамках предложенных им профамм реализации их коллективных интересов.

Существует два вида участия:

  • участие с низкой вовлеченностью. Оно проявляется в выполнении распоряжений властных органов;
  • участие с высокой вовлеченностью, которое предполагает активность в составе общественных движений, политических партий, групп интересов и др.; это может быть посещение митингов, участие в политических демонстрациях, избирательных кампаниях, коллективных обращениях и т. д.

В рамках второго вида различают  подвиды: автономное и мобилизованное политическое участие. Автономное участие — это добровольная исполнительная активность граждан в составе общественных объединений. Мобилизованное участие - это принудительная активность в составе каких-либо общностей. Мотивами такого участия могут быть страх, административное принуждение, экономическая выгода, традиции и т. п. Мобилизованное участие всегда направлено на поддержку властного органа, проводящего акцию, ею целью является демонстрация преданности участников данному органу власти и одобрение политики, проводимой данным субъектом (будь то государственная или негосударственная организация). В любом обществе присутствуют элементы обоих названных подвидов.

Политическая  деятельность - это творческая активность субъектов, целью которых является формулирование и реализация коллективных интересов определенного сообщества. Выразителями таких особых интересов выступают группы, обладающие необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, — элиты. Социальные элиты имеют целью свой вариант построения политических отношений и активно стремятся к достижению этой цели. Политический деятель — личность, представляющая определенную политическую силу и проявляющая активность в соответствии с программой реализации коллективных интересов этой политической силы. Одна изтаких общественных сил, как правило, стоит у власти и осуществляет свою программу. Остальные общественные группы сотрудничают с ней, когда имеют полностью или частично совпадающие цели либо находятся в легальной или нелегальной оппозиции. В рамках этих различных политических сил инициативные творческие лидеры занимаются политической деятельностью, а остальные граждане осуществляют политическое участие.

Сотрудничество обеспечивает устойчивость существующей системы  политических отношений. Требования, если они есть, выражаются в законных формах. Оппозиционность означает протестую  политическую активность людей, вызванную  неудовлетворенностью (фрустрацией) их своим положением. Она направлена против сложившейся системы политических отношений и выражается в требованиях, которые порой сопровождаются несанкционированными действиями: митингами, демонстрациями, забастовками, отказом повиноваться распоряжениям властей и т. п. Протестная активность с использованием нелегитимного насилия оценивается  как политическое преступление. Это  могут быть бунты, восстания, террористические акции и т. д. Протест- ное поведение  объясняет концепция депривации. Депривация — состояние недовольства, вызванное расхождением между оценкой субъектом реальною и ожидаемою состояния общества.

Политическую активность личности как форму реализации политических интересов рассматривают в качестве критерия развития политических отношений. Гражданина в демократичном обществе отличают проявление интереса к политике, вовлеченность в поли тические процессы, наличие определенных познаний в  политике. То есть атрибутом политически  активного индивида становится гражданственность. Это высокая и сознательная вовлеченность личности в политику, приверженность интересам сообщества, готовность идти на жертвы ради данных интересов. Такое качество в древнегреческом полисе считалось главной добродетелью и оценивалось как высшая форма патриотизма. В условиях империй и монархий гражданственность отождествлялась с понятием «лояльность». Лояльность — это уважение к органам власти и верность действующим законам. В современных политических системах гражданское общество не совпадает с государством. Поэтому содержание понятия «гражданственность» изменилось и уже не является тождественным понятию «лояльность». Проявление гражданственности связывают с борьбой за права и свободы личности. Гражданская позиция противопоставляется конформизму, который означает непротивление господствующим в обществе отношениям даже в случае несогласия с ними.

В любом обществе в большей  или меньшей степени имеет  место политическая пассивность. Она  может выражаться в уклонении  от любых общественных и государственных  дел. Крайней формой политической пассивности  выступает абсентеизм — проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества. В таком случае человек не интересуется политикой даже на уровне малой группы. Рост абсентеизма может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений. Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности индивида влиять на ход политических событий, политический процесс.

 


Информация о работе Политическое поведение как психологический феномен