Политическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:09, реферат

Краткое описание

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛ.1.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
ГЛ.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 2.1.Право участия в управлении делами государства, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службу.
2.2. Право на объединения, свободу демонстраций, свободы слова и печати
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Политическое право.docx

— 33.27 Кб (Скачать файл)

1) личные,

2) политические, и 

3) социальные, культурные, экономические.

Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому  такое разделение носит чисто  условный характер.

Личные  права и свободы связаны непосредственно  с личностью, не увязываются с  принадлежностью к гражданству  и не вытекают из него. Личные права  и свободы неотчуждаемы и принадлежат  человеку от рождения (ст.16 ч.2). Такие  права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Личные  права включают: право на жизнь, право  на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и  выбор места жительства, свободу  совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую  защиту, на процессуальные гарантии в  случае привлечения к суду и т.д.

Социальные  и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный  уровень, право на труд и свободный  выбор работы, право на равную оплату за

равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят  и культурные права, гарантирующие  доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие  в культурной жизни и пользовании  учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой  человек не может полноценно осуществить  свои личные и политические права.

Под политическими правами и свободами  подразумевают права, затрагивающие  непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие  в политической жизни и осуществление  государственной власти. К числу  данной категории прав относятся: право  на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право  на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право  на участие в ведении государственных  дел как непосредственно, так  и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В настоящей Конституции ПМР, принятой всенародным общим голосованием 25 декабря 1995 г., (в действующей редакции) права и свободы личности и  гражданина ПМР сгруппированы во II разделе ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ  И ГАРАНТИИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА классифицируются на:

1. Естественные права и свободы;

2. Социально-политические права и  свободы;

3. Социальные права и свободы;

4. Права по защите других прав;

 

 

Гл.2. Политические конституционные права  и свободы человека и гражданина.

В отличие от личных, политические права  и свободы нацелены на активное включение  каждого индивидуума в жизнь  страны, в управление ее делами. Эти  права и свободы создают условия  для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Прежде  всего, следует отметить, что хотя политические права и свободы  широко декларировались в прошлом  и даже служили украшением на фасаде советской власти, их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.

Система же политических прав и свобод граждан  состоит из двух взаимосвязанных  подсистем. Первая из них включает в  себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и  деятельности государства и его  органов. Сюда мы относим: избирательное  право; право на референдум, право  на равный доступ на государственную  службу.

Вторая  группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни  общества. Сюда относятся: свобода слова  и печати; свобода союзов; свобода  собраний.

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина ПМР, прямо закрепленных за ним в Конституции.

Основные  политические права начинают действовать  непосредственно с момента достижения гражданином ПМР совершеннолетия.

Именно  с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая  возможность своими действиями создавать  или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого  статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин ПМР осуществляет права  во всех областях политической, экономической  и личной жизни и несет ответственность  за результаты своих действий.

2.1.Право  участия в управлении делами  государства, быть избранным в  органы государственной власти  и местного самоуправления, равный  доступ к государственной службу.

Прежде  всего, следует уделить внимание тому, что наиболее затрагивающим  все иные политические права и  свободы, является право участвовать  в управлении делам государства  которое закреплено в ст.31 Конституции.

Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что  каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без  необоснованных ограничений имеет  право и возможность:

1) принимать участие в ведении  государственных дел как непосредственно,  так и через посредством свободно  выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным  на подлинных периодических выборах,  производимых на основе всеобщего  и равного избирательного права  при тайном голосовании и обеспечивающих  свободное волеизъявление избирателей;

3) допускаться в своей стране  на общих условиях равенства  к государственной службе.

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов  или личного участия в деятельности органов государства) или через  избираемых ими же представителей в  органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

Так, части 3 и 4 Статьи 1 Конституции провозглашают, что «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.

Высшим  непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные  выборы».

В части третьей комментируемой статьи определяется две формы демократии: прямая (непосредственная) и непрямая, косвенная (представительная).

Непосредственная  власть осуществляется народом путем  волеизъявления граждан в форме  всеобщего голосования (референдум и свободные выборы).

Представительная  демократия осуществляется не народом  непосредственно, а органами, действующими от имени народа (в силу избрания им в ходе свободных выборов), представляющими  его. Это избираемые народом органы государственной власти - как коллегиальные (например, Верховный Совет Приднестровской  Молдавской Республики, местные Советы народных депутатов и т. д.), так  и единоличные (Президент Приднестровской  Молдавской Республики). Часть органов  государственной власти формируются  согласованным решением не одного, а двух органов, избранных народом. Таково, например, назначение ряда должностных  лиц Президентом Приднестровской  Молдавской Республики с согласия Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики или по представлению  Президента Приднестровской Молдавской Республики Верховным Советом Приднестровской  Молдавской Республики.

В демократическом государстве вообще не существует государственных органов  и органов местного самоуправления, источником власти которых не было бы прямое или косвенное волеизъявление народа, которые не были бы в юридическом  смысле его представителями. Поэтому  является неверным отождествление широкого понятия «представительная власть»  охватывающего все формы власти (кроме референдума и всенародных  выборов) с понятием "законодательная  власть", означающим только парламент (в Приднестровской Молдавской Республике - Верховный Совет), как коллегиальный  орган с законодательной компетенцией.

Часть четвертая комментируемой статьи содержит положение о высших формах непосредственного  выражения власти народом референдуме  и свободных выборах. Такие две  формы народовластия как референдум и свободные выборы не могут противопоставляться, то есть одной из них не может  отдаваться больший приоритет, правовой или политический "вес". С одной  стороны, непосредственное осуществление  власти народом придает и наибольший авторитет решениям самого народа, принимаемым на референдуме. С другой стороны, существует ряд серьезных  сомнений в целесообразности применения референдума для решения сложных  вопросов.

Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном (местном) голосовании, но и право  требовать выставления любого вопроса  на голосование, а также право  требовать, чтобы результаты общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу  учитывались при принятии окончательного решения по данному вопросу (если решение принимается не путем  референдума).

Свободные выборы - важнейшая, широко применяемая  форма непосредственной демократии, в итоге которой избиратели формируют  выборные органы государственной власти, в своей деятельности осуществляющие представительную демократию. Свобода выборов выражается в том. Что избиратели обладают полной возможностью по собственной воле, без всякого принуждения участвовать в выборах, включая все избирательные процедуры в соответствии с законом.

Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 31 Конституции. Оно адресовано каждому  гражданину, а не политически организованной

совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не “участвует ” в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 1 Конституции).

Статья 31

Граждане  Приднестровской Молдавской Республики имеют право участвовать в  управлении делами общества и государства  как непосредственно, так и через  своих представителей. Такое участие  осуществляется посредством местного самоуправления, проведение референдумов и демократического формирования государственных  органов.

Граждане  Приднестровской Молдавской Республики могут свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Комментируемая  статья Конституции закрепляет по существу два права граждан Приднестровской  Молдавской Республики: право участвовать  в управлении делами общества и государства  и право избирать и быть избранными.

Право участвовать в управлении делами общества и государства реализуется  гражданами Приднестровской Молдавской Республики как непосредственно, так  и через своих представителей (депутатов и выборных должностных  лиц). Данное право конкретизирует закрепленное в статье 1 Конституции положение  о том, что единственным источником власти в Приднестровской Молдавской республике является народ, который  осуществляет свою власть либо непосредственно, либо через органы государственной  власти и местного самоуправления.

Непосредственно власть народа реализуется через  закрепление права граждан участвовать  в проведении референдумов и свободных  выборов, право быть избранными в  органы государственной власти и  местного самоуправления, право иметь  доступ к государственной службе и отправлению правосудия, право  обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Гарантии осуществления этих прав закреплены в отдельных законах. Так, порядок  проведения референдумов регламентирован  в Законе Приднестровской Молдавской Республики "О всенародном голосовании (референдуме) Приднестровской Молдавской Республики" от 22 октября 1991 года. Право  иметь доступ к государственной  службе закреплено в статье 76 Конституции. Право на участие в отправлении  правосудия закреплено в статьях 82 и 83 Конституции, Законе Приднестровский  Молдавской Республики "О статусе  судей в Приднестровской Молдавской республике" от 27 октября 1992 года, Законе Приднестровской Молдавской Республики "Об адвокатуре" от 9 февраля 1993 года.

Право граждан избирать и быть избранными носит властеобразующий характер и стоит в центре всех процессов формирования органов государства. Это право закреплено не только в отдельных статьях Конституции, но и в отдельных законах. Так, выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики регламентируются статьей 68 Конституции и Законом Приднестровской Молдавской Республики "О выборах Президента Приднестровской Молдавской Республики" от 2 октября 1996 года; выборы народных депутатов - в статьях 60 и 77 Конституции и Законом Приднестровской Молдавской Республики "О выборах народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики" от 12 сентября 1995 года, выборы мировых судей - статьей 83 Конституции.

Информация о работе Политическое право