Политическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:09, реферат

Краткое описание

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛ.1.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
ГЛ.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 2.1.Право участия в управлении делами государства, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службу.
2.2. Право на объединения, свободу демонстраций, свободы слова и печати
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Политическое право.docx

— 33.27 Кб (Скачать файл)

Закрепленные  в данной статье права в соответствии со статьей 54 Конституции могут быть ограничены пои чрезвычайном положении - а порядке и на условиях, предусмотренных  Законом Приднестровской Молдавской Республики «О чрезвычайном положении» от 27 июня 1997 года.

Уголовный кодекс предусматривает уголовную  ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав либо работе избирательных комиссий (статья 133)

Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе.

Это одна из новых норм для Конституции. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в  КПСС), национальность, родственники за границей и т.д.

Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации  по каким - либо признакам.

Статья 76

Государственная служба в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется гражданами Приднестровской Молдавской Республики, занимающими должности в государственных  органах и реализующими от имени  Приднестровской Молдавской Республики задачи и функции государства.

Правовой  статус государственных служащих устанавливается  законодательством.

Комментируемая  статья содержит общие положения  о государственной службе. Но эти  положения носят принципиальный характер для дальнейшего законодательного регулирования вопросов государственной  службы.

Первое  положение устанавливает, что на государственной службе могут быть только граждане Приднестровской Молдавской Республики.

Второе  положение важно для понимания  сути государственной службы. Оно  устанавливает, что государственной  службой является деятельность лиц  на должностях в государственных  органах, связанная с реализацией  задач и функций государства. Таким образом, из государственной  службы исключается деятельность по обслуживанию функционирования органов  и должностных лиц государственной  власти.

Судя  по объему необходимого правового регулирования  вопросы государственной службы будут регулироваться не одним законом, а целой системой законодательных  актов и издаваемых в соответствии с ними подзаконных актов.

Право на равный доступ к государственной  службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации  по какому-либо признаку. Однако не следует  толковать это право буквально. Во всем мире существует система конкурсов, тестирования, собеседований.

В настоящее время государственная  служба регламентируется Указами Президента Приднестровской Молдавской Республики № 351 от 27 июня 1997 года "Об утверждении  положения о государственной  службе в Приднестровской Молдавской Республике и реестра государственных  должностей", № 19 от 14 января 1998 года "О реестре государственных  должностей государственной службы в Приднестровской Молдавской Республике и о проведении аттестации", которыми регламентируются вопросы государственной  службы в Приднестровской Молдавской Республике, но которые фактически не применяются, так как не решен  вопрос финансирования перехода на кадровую систему формирования государственной  службы и обеспечения социальной защиты государственных служащих. Следует  отметить, что формальный перевод  в 1993 году всех служащих органов государственной  власти и местного самоуправления в  ранг государственных служащих не принес (и не мог принести) ожидавшегося эффекта, и данное решение было аннулировано в 1997 году с принятием принципиально иного решения о переводе на государственную службу через обязательную аттестацию всех служащих органов государственной власти и .местного самоуправления.

2.2. Право на объединения, свободу  демонстраций, свободы слова и  печати 

Важным  правом, имеющим тесное отношение  к участию граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая  право создавать профсоюзы для  защиты своих интересов, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или  пребыванию в нем.

Статья 33

Граждане  ПМР имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие объединения, участвовать  в массовых движениях, не запрещенных  законом.

Это право дает гражданам возможность  использовать в указанных целях  различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех  или иных задач.

Закрепленное  в комментируемой статье Конституции  право на объединение (или на свободу  ассоциации, как это записано в  статье 22 Международного пакта о  гражданских и политических правах) включает в себя право граждан  создавать на добровольной основе такие  общественные формирования (ассоциации), как профессиональные объединения, политические партии, массовые движения и т п. для защиты общих интересов  и достижения общих целей, право  вступать в существующие общественные формирования либо воздерживаться от вступления в них, а также право  беспрепятственно выходить из них. Это  закреплено в Законах «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности»  от 8 июня 1993 г., «Об общественных объединениях»  и «О политических партиях» от 28 января 2000 года (новая редакция).

В соответствии с указанными законами государство должно обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов  ассоциаций. Государственным органам  и их должностным лицам запрещается  вмешиваться в деятельность ассоциаций, если она осуществляется в соответствии с законом (статья 5 Закона "Об общественных, объединениях", статья 5 Закона "О  политических партиях"). Статья 3 Закона "О политических партиях" устанавливает  запрещение ограничивать права и  свободы граждан в связи с  их принадлежностью или непринадлежностью  к политическим партиям, а статья 28 названного Закона устанавливает  судебный порядок защиты прав и законных интересов политических партий.

Вместе  с тем законы устанавливают и  ряд ограничений права на свободу  ассоциаций. Прежде всего эти ограничения  связаны с запрещением создания и деятельности ассоциаций, цели и  действия которых направлены на свержение  или насильственные изменения конституционного строя, нарушение целостности и  безопасности государства, создание вооруженных  формирований, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды (статья 3 Закона "Об общественных объединениях", статья 6 Закона "О политических партиях"). Отдельные законы могут содержать  и дополнительные ограничения. Так, в соответствии со статьей 6 Закона "О политических партиях" на территории Приднестровской Молдавской Республики запрещается создание и деятельность политических партий других государств и их представительств (это правда не ограничивает возможность создания представительств и филиалов международных  организаций). Другая группа ограничений  связана с требованиями к созданию и государственной регистрации  ассоциаций. И, наконец, еще одна группа ограничений связана с предусмотренной  статьей 54 Конституции временного ограничения  данного права в случае введения чрезвычайного положения. Так, в  соответствии со статьей 25 Закона Приднестровской  Молдавской Республики "О чрезвычайном положении" в исключительных случаях, оговоренных в статье 3 Закона, может  быть приостановлена после соответствующего предупреждения.

Одной из политических свобод, входящих в  правовой статус гражданина, является конституционная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Что понимается под этими терминами. Еще вначале века известный английский ученый А. В. Дайси писал, что, ” право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу личности и индивидуальную свободу слова” .

Свобода манифестаций как важный элемент  правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими  правами, свободами и обязанностями  граждан субъективное право, имеющее  целью воздействовать на государственные  и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.

Правовое  регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода  к объективно - реалистическому.

Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция  РСФСР 1978г. в первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений  на способы реализации названной  свободы. При формальном закреплении  политических прав граждан этого  не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут реально  воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение традиции, виновного ждала суровая кара.

Статья 32

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан  Приднестровской Молдавской Республики, гарантируется государством. Порядок  проведения указанных мероприятий  определяется законом.

Закрепленные  в комментируемой статье Конституции  свободы собраний, митингов, уличных  шествий, демонстраций и пикетирования  напрямую связаны со свободами слова, мнений, убеждений и их свободного выражения

При применении и толковании комментируемой статьи следует обратить внимание на то, что комплекс правоотношений, регулируемых нормой, разбивается на две части, и для каждой из них предусмотрен разный механизм правовой регламентации. Если вопрос регламентации порядка  проведения собраний, митингов, уличных  шествий, демонстраций и пикетирования  однозначно отнесен к законодательному регулированию, то иные составляющие реализации правового понятия "свобода публичных  мероприятий" комментируемой нормой Конституции отнесен на усмотрение государственных органов власти в соответствии с разделением  между ними вопросов ведения и  полномочий. Например, порядок выражения  гражданами намерения организовывать и участвовать в публичном  массовом мероприятии в настоящее  время регламентируется Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики «Об утверждении Временного положения "О порядке уведомления органов  местной власти и местного самоуправления о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных общественных местах населенного пункта» №1б  от 15 февраля 2000 года, который будет  действовать до принятия соответствующего закона, регламентирующего порядок  уведомления, организаций и проведения публичных массовых мероприятий.

Главная трудность реализации перечисленных  в комментируемой статье свобод содержится в совместимости публичный мероприятий  с общественным правопорядком, поскольку  шествия, митинги, демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что создает трудности для  граждан и нормального функционирования городского хозяйства (в частности  транспорта) Поэтому законом могут  быть предусмотрены ограничения  перечисленных в комментируемой статье свобод, которые налагаются в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод граждан. Так, в соответствии со статьей 54 Конституции данные свободы могут быть ограничены при введении чрезвычайного положения - в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Приднестровской Молдавской Республики "О чрезвычайном положении"

Проведение  публичных мероприятий регламентируется Временным Положением "О порядке  уведомления органов местной  власти и местного самоуправления о  проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах населенного пункта", утвержденным Указом Президента Приднестровской  Молдавской Республики от 15 февраля 2000 года Данное Положение предусматривает  уведомительный порядок проведения публичных мероприятий Уведомление  о проведении массовых акций •  подается в государственные администрации  в срок не ранее 15 и не позднее 10 календарных  дней до намечаемой даты их проведения. Соответствующая государственная  администрация должна рассмотреть  его и дать ответ о принятом решении не позднее 5 дней до намечаемой даты проведения массовой акции. Положение  устанавливает основания отказа в проведении акции, но этот отказ  может быть обжалован в вышестоящий  орган или суд.

Завершая  непосредственно определение круга  политических прав и свобод необходимо отметить статьи 27,28 и 29 Конституции (свобода  мысли и слова), связанную как  с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды  и убеждения. Эти принципы закрепляются конституционно и обозначают, что  человек вправе передавать, распространять и производить информацию любым  законным способом. Злоупотребления  свободой передачи информации могут  нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, и нарушению общественного  согласия.

В основе механизма правового регулирования  любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма  Конституции. Что касается свободы  слова и печати, то, к сожалению, она регулируется действующей Конституцией не в полном объеме.

Статья 27

Каждый  имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет  право любыми законным способом искать, получать и распространять любую  информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя, либо составляющую государственную  тайну.

Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений  и их свободное выражение.

Статья 28

Средства  массовой информации не подвергаются цензуре.

В комментируемой статье Конституции  закреплена одна из важнейших гарантий свободы печати и средств массовой информации. Конкретное содержание данной гарантии закреплено в Законах Приднестровской  Молдавской Республики "О печати и других средствах массовой информации" от 16 марта 1993 года и "Об издательской деятельности" от 20 июля 1999 года. Так, согласно статье 3 Закона "Об издательской деятельности" вмешательство государственных  организаций, их руководителей, общественных организаций, отдельных граждан  в организационно-творческую деятельность издателей, а также цензура, как  контроль за идеологическим содержанием  изданий, запрещается. Соответствующими органами контролируется только содержание информации, которая охраняется законом. Запрещение цензуры на практике означает, что ни в редакциях средств  массовой информации (в том числе  и государственных), ни в каком-либо государственном органе не может  быть лиц, надзирающих за работой  печатных органов и обладающих правом снимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы.

Информация о работе Политическое право