Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:04, контрольная работа
Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры осуществляется через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется политической социализацией. Человек, лишенный такого рода свойств, включаясь в политику, зачастую не способен адаптироваться к ее требованиям, защитить себя от жестких политических взаимоотношений, эффективно отстаивать свои интересы.
1. Политическая социализация. Фазы и этапы политической социализации. Служба в ГПС МЧС как фактор политический социализации 1
2. Политическое прогнозирование: необходимость и специфика 9
3. Исходя из определения политического режима, дайте характеристику режима, существующего в современной России. Почему Вы так считаете 15
Список литературы 19
В целом в рассматриваемой сфере
важнейшей задачей
Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.
На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.
По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальнесрочные (за пределами долгосрочных).
Каждый, кто разрабатывает научные
прогнозы и применяет их в практической
политике, так или иначе, вольно или
невольно руководствуется принципом
познаваемости
Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.
Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.
Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической.
Политическая жизнь
Законы, действующие в социально-
Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.
Прогнозирование в политике – объяснение возможных состояний, изменений политической системы, ее институтов, других политических явлений в определенных границах социального времени и пространства. Политическое прогнозирование – результат прогнозной деятельности, его содержание – вероятностное суждение о будущем состоянии данной полит. системы, ее элементов с указанием опр. сроков, их изменением. Структура политического прогнозирования: проектирование и управление, способы подготовки и выработки политических решений. Условия достоверности политического прогнозирования: объективные закономерные тенденции изменения политической системы; принципы и нормы функционирования данной ПС; временной фактор; геополитические и демографические факторы; цели прогностической деятельности. Происходящие и ожидаемые изменения системы следует рассматривать как в определенной мере заданные ее ценностно-нормативной основой.
Изучение проблем политики в политологической науке опирается на применение различных методов исследования.
Метод - это совокупность приемов и способов построения научного знания и его применения в исследовании тех или иных явлений. Выбор метода обусловлен конкретными задачами исследования. Как заметил Г. В. Плеханов:
Ошибка в результатах
Практика прогнозирования и
ее теоретическое осмысление показали,
что при осуществлении этой деятельности
необходимо руководствоваться
Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.
Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.
В настоящее время политическое
прогнозирование располагает
Некоторые политологи подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные. Объективные – это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и некоторые другие. Спекулятивные – это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей («мозговая атака»), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.
Рассмотрим кратко некоторые группы методов того и другого типа.
Одним из важнейших способов современного социально-экономического и политического прогнозирования является экстраполяция. Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.
Моделирование – это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории, которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях, одной информации о настоящем для этого недостаточно.
Из числа спекулятивных
Конкретные методики, по которым ведется политическое прогнозирование, образуются путем сочетания ряда методов.
Политический режим – это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории. В настоящее время в политологии принято подразделять политические режимы на авторитарный, тоталитарный и демократический.
В современной России
поставлена задача преодоления
наследия тоталитаризма. Исполнительная
власть заполняет вакуум
Усиление авторитарных тенденций
в политическом режиме России обусловлены
принятой в 1993 г. Конституцией, в которой
перераспределение полномочий явно
смещено в сторону
- перманентный рост преступности;
- природные катаклизмы;
- этнорегиональные конфликты;
- военные столкновения;
- нестабильность ситуации внутри правящих элит;
- распространение терроризма;
- военные действия в Чечне.
Надо отметить, что тенденции
к авторитаризму усиливаются, когда
перед обществом стоят
С другой стороны, на лицо черты
демократии: строятся основы правовой
государственности и создаются
устои гражданского общества; власть
на федеральном и местном уровнях
выбираема и сменяема; действуют
механизмы непосредственной демократии
(референдумы), существует система разделения
властей в государстве (хотя существует
определенный перекос полномочий в
сторону исполнительной ветви); гарантированы
основные права человека (свобода
совести, слова, собраний, организаций
и пр.), реально действует политическая
оппозиция; формально судебные органы
независимы от властных; нет ведущей
идеологии и политической партии;
в экономике складывается свободный
и конкурентный рынок при многообразии
форм собственности (однако при этом
не выработаны механизмы, определяющие
собственность на землю, сильны позиции
государственных ведомств, командные
высоты в хозяйственном механизме
находятся в руках монополистов
– финансово-промышленных групп, финансовой
олигархии, «естественных монополий»,
что подменяет принцип
Функционирующая в России
общественно-политическая система
во многом не отвечает общепринятым критериям
демократии, важнейшие из которых
– представительность власти и ее
ответственность перед
Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.
Россия получила в наследство
правление коммунистической партии
и ограниченную автономию в составе
Советского государства. В результате
сложилась ситуация, когда в государственных
структурах выражаются не интересы партий,
а социально-экономических
Информация о работе Политическое прогнозирование: необходимость и специфика