Политическое прогнозирование: необходимость и специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры осуществляется через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется политической социализацией. Человек, лишенный такого рода свойств, включаясь в политику, зачастую не способен адаптироваться к ее требованиям, защитить себя от жестких политических взаимоотношений, эффективно отстаивать свои интересы.

Содержание

1. Политическая социализация. Фазы и этапы политической социализации. Служба в ГПС МЧС как фактор политический социализации 1
2. Политическое прогнозирование: необходимость и специфика 9
3. Исходя из определения политического режима, дайте характеристику режима, существующего в современной России. Почему Вы так считаете 15
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТТОГЛОГИЯ МЧС 0912.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

В целом в рассматриваемой сфере  важнейшей задачей прогнозирования  считается выявление перспективных  политических проблем и наилучших  путей их решения в интересах  оптимизации управления политическими  процессами, а также предвидение  тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для  чего разрабатывается прогноз, различают  прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз  – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальнесрочные (за пределами долгосрочных).

Каждый, кто разрабатывает научные  прогнозы и применяет их в практической политике, так или иначе, вольно или  невольно руководствуется принципом  познаваемости действительности. Следовательно, методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология.

Объективная основа прогнозирования  политических событий состоит в  том, что их будущее заключено  в настоящем, но только в возможности. Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.

Возможность существует объективно в  самой действительности как скрытая  тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.

Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической.

Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности  людей, общества. И ей так же, как  и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые  связи и отношения, то есть объективные  закономерности.

Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции  или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.

Объективной основой прогнозирования  является и системное строение политической сферы общества. Любая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.

Прогнозирование в политике – объяснение возможных состояний, изменений  политической системы, ее институтов, других политических явлений в определенных границах социального времени и  пространства. Политическое прогнозирование – результат прогнозной деятельности, его содержание – вероятностное суждение о будущем состоянии данной полит. системы, ее элементов с указанием опр. сроков, их изменением. Структура политического прогнозирования: проектирование и управление, способы подготовки и выработки политических решений. Условия достоверности политического прогнозирования: объективные закономерные тенденции изменения политической системы; принципы и нормы функционирования данной ПС; временной фактор; геополитические и демографические факторы; цели прогностической деятельности. Происходящие и ожидаемые изменения системы следует рассматривать как в определенной мере заданные ее ценностно-нормативной основой.

Изучение проблем политики в  политологической науке опирается  на применение различных методов  исследования.

Метод - это совокупность приемов  и способов построения научного знания и его применения в исследовании тех или иных явлений. Выбор метода обусловлен конкретными задачами исследования. Как заметил Г. В. Плеханов:

Ошибка в результатах непременно будет замечена и исправлена при  дальнейшем применении правильного  метода, между тем как ошибочный  метод, наоборот, лишь в редких частных  случаях может дать результаты, не противоречащие той или другой частной  истине. В современной политологии используются как традиционные, так и новые методы. Из традиционных издавна применяется в политологии исторический метод. Посредством этого метода описывается, например, история государства, характеризуются исторические личности; он позволяет раскрывать диалектику реальных политических процессов с точки зрения их возникновения и дальнейшего развития. С его помощью выясняются общие закономерности развития политических явлений. Этот метод позволяет также выделить конкретные особенности политических явлений и показать их роль в тех или иных исторических условиях.

Практика прогнозирования и  ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными  принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым  рядом методов. Среди них –  экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также  другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.

Некоторые политологи подразделяют методы политического прогнозирования  на объективные и спекулятивные. Объективные – это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и некоторые другие. Спекулятивные – это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей («мозговая атака»), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.

Рассмотрим кратко некоторые группы методов того и другого типа.

Одним из важнейших способов современного социально-экономического и политического  прогнозирования является экстраполяция. Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.

Моделирование – это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории, которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях, одной информации о настоящем для этого недостаточно.

Из числа спекулятивных методов  рассмотрим брейнсторминг, то есть метод внезапных идей (по отечественной терминологии «мозговая атака»). Первая ступень брейнсторминга – это генерация большого количества идеей в небольшой период времени и в небольшой группе (5-12 человек). На данной ступени не делается оценки или комментариев насчет осуществимости этих идей, что могло бы привести к преждевременному отрицанию. После того, как эта творческая стадия завершена, идеи объединяются и оцениваются, создаются дополнительные возможности к вариантам вероятных событий, затем наиболее важные прогностические идеи выделяются.

Конкретные методики, по которым  ведется политическое прогнозирование, образуются путем сочетания ряда методов.

 

 

 

  1. Исходя из определения политического  режима, дайте характеристику режима, существующего в современной России. Почему Вы так считаете

 

 

Политический режим –  это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления  власти на определенной территории. В  настоящее время в политологии  принято подразделять политические режимы на авторитарный, тоталитарный и демократический.

 В современной России  поставлена задача преодоления  наследия тоталитаризма.  Исполнительная  власть заполняет вакуум событиями  текущей политики, сменой кадров  и обещаниями. Законодательная власть  и оппозиция критикуют исполнительную  власть, а политические программы  и предвыборные обещания превратились  в официозную политическую «риторику», которую после выборов никто  не вспоминает.

Усиление авторитарных тенденций  в политическом режиме России обусловлены  принятой в 1993 г. Конституцией, в которой  перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет. Усилению авторитарных тенденций способствуют такие факторы, как :

- перманентный рост преступности;

- природные катаклизмы;

- этнорегиональные конфликты;

- военные столкновения;

- нестабильность ситуации внутри правящих элит;

- распространение терроризма;

- военные действия в Чечне.

Надо отметить, что тенденции  к авторитаризму усиливаются, когда  перед обществом стоят качественно  новые задачи, требующие времени  и большого напряжения всех социальных ресурсов.

С другой стороны, на лицо черты  демократии: строятся основы правовой государственности и создаются  устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях  выбираема и сменяема; действуют  механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве (хотя существует определенный перекос полномочий в  сторону исполнительной ветви); гарантированы  основные права человека (свобода  совести, слова, собраний, организаций  и пр.), реально действует политическая оппозиция; формально судебные органы независимы от властных; нет ведущей  идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный  и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции  государственных ведомств, командные  высоты в хозяйственном механизме  находятся в руках монополистов – финансово-промышленных групп, финансовой олигархии, «естественных монополий», что подменяет принцип свободной  конкуренции монопольностью); при  внешней независимости средств  массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с  финансовыми «империями».

Функционирующая в России общественно-политическая система  во многом не отвечает общепринятым критериям  демократии, важнейшие из которых  – представительность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного  контроля за властью. Аналитики характеризуют  эту систему терминами «авторитарная  демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства  и незрелостью гражданского общества.

Особенностью современного развития России является возникновение  режима, для которого интересы государства  и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Россия получила в наследство правление коммунистической партии и ограниченную автономию в составе  Советского государства. В результате сложилась ситуация, когда в государственных  структурах выражаются не интересы партий, а социально-экономических групп, имеющих непосредственный доступ к  политической власти. В российском обществе происходила борьба между  требованиями суверенитетов субъектами федерации, отсутствовало разделение между экономическими и политическими  иерархиями. Политика осуществлялась через структурированные, хотя и  неформальные взаимоотношения. В итоге  складывается ситуация, когда формальные процедуры демократии скрывают опасный  для общества торг между реальными  политическими и экономическими факторами.

Информация о работе Политическое прогнозирование: необходимость и специфика