Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 19:09, контрольная работа
Политология как учебная дисциплина - одна из самых молодых в нашей стране. Этот статус она приобрела в 1989 году. И сегодня наряду с историей, философией, культурологией, социологией и правоведением является важным элементом социально-гуманитарной подготовки специалиста. Политические знания, приобретаемые в процессе освоения общего курса политологии, создают первичную базу для осмысления социально-политических процессов в стране и мире. Они помогают выработать личную позицию и определить меру собственной ответственности в общественной и политической жизни.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Концепции политического развития………………………………………….6
1.1. Многообразие политических концепций ………………………………..6
1.2. Теоретический подход к многообразию концепций
политического развития………………………………………………………11
2. Современные концепции политического развития ………………………..15
2.1. Современная концепция политической модернизации………………..15
2.2. Концептуальный смысл теории политической модернизации……......19
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………
С 20-30-х годов прошлого столетия специфической течение в политической мысли образуют технократические концепции. Суть этих концепций проявляется в доказательстве необходимости утверждения в обществе политической власти технических специалистов.
Возникновение технократического направления в политической мысли многие исследователи связывают с именем американского ученого Т. Веблена (1857-1929), который в 20-х годах в книге «Инженеры и система цеп» предлагал передать политическую власть техническим специалистам.
В 40-50-х годах завершающегося столетия появились концепции, в которых речь уже шла не о необходимости передачи власти «техникам», а о превращении технократии в политическую реальность индустриально развитых стран. Авторы этих концепций утверждали, что технократы заняли командные посты не только на предприятиях и в их объединениях, но и сосредоточили в своих руках политическую власть. В 60-70-е годы технократические идеи получили отражение в концепциях американских социологов Г. Саймона («научно управляемое общество»). Д. Белла («постиндустриальное общество»), 3.Бжезинского («технотронное общество») и других.
Вместе с указанными политическими концепциями в XX веке довольно широкое распространение получили теория «государства всеобщего благоденствия», концепция «социального рыночного хозяйства», теория «политического плюрализма» и т. д.
По мнению авторов теории «государства всеобщего благоденствия», утверждение смешанной экономики, регулирование государством экономической жизни, развитие социальных услуг и т. д. привели к утверждению в странах Запада «государства всеобщего благоденствия», то есть такого государства, которое является инструментом заботы о «всеобщем благе».
Теории «политического плюрализма» утверждают, что в демократическим обществе социальные группы свободно выражают свои интересы, участвуют в политической жизни, создают партии, движения и т. д. В таком обществе, считают они, утверждается политическая, власть, решения которой являются результатом взаимодействия различных социальных групп.
1.2. Теоретический
подход к многообразию
Политическое развитие – многомерный процесс, при котором в результате взаимодействия различных политических сил происходит изменения в политическом поведении, политической культуре, в политической системе общества.
Политическое развитие – это рост способностей политической системы к гибкому приспособлению к изменяющимся социальным условиям при сохранении возможностей для успешного функционирования системы. Политическое развитие следует рассматривать как возрастание способности политической системы адаптироваться к новым требованиям.
Теоретический подход к проблеме политического развития складывается из многообразия различных концепций.
Кратко выделим главные из них:
1. Политическое развитие – предпосылка экономического прогресса.
Когда впервые в качестве научных были сформулированы проблемы экономического развития и потребности преобразования стагнирующей экономики в динамическую, способную обеспечить самоподдерживающийся рост, экономисты указали на то, что политические и социальные условия могут сыграть решающую роль в приостановке или ускорении роста душевого дохода, а соответственно и благосостояния общества.
2. Политическое развитие
– типичная политика для
Предполагается, что индустриальное общество создает универсальную модель политической жизни, к которой способно устремиться каждое общество, вне зависимости от состояния своей промышленности. С данной точки зрения, индустриальные общества устанавливают известные стандарты политического поведения и функционирования институтов, которые и составляют суть политического развития с целями, подходящими для любых других систем.
3. Политическое развитие как модернизация.
В моделях такого плана доказывается, что передовые индустриальные страны являются «образцами для подражания», потому что задают темпы развития по большинству направлений социальной и экономической жизни.
4. Политическое развитие
как действия нации –
Исторически существовало множество типов политических систем, и любые сообщества создавали собственный тип политики, однако с появлением нации – государства возник и особый набор требований к политике. Политика исторической империи, колонии, племенного или этнического сообщества должна уступить место политике, необходимой для создания эффективного нации – государства, которое способно успешно функционировать в системе других наций – государств. В рамках данной концепции подчеркивается, что национализм – необходимое, но далеко не достаточное условие для обеспечения политического развития.
5. Политическое развитие
как совершенствование
Если разделить процесс нациеобразования на институциональное строительство и развитие гражданства, получим две распространенные теоретические схемы. Концепция политического развития как образование организаций. Имеет большую историю и лежит в основе многих просвещенных колониальных практик. Политическое развитие держится на четком правовом процессе. Нормальное функционирование правовой системы зависит от упорядоченности административной системы. Закон и порядок требуют наличия бюрократических структур и развития государственного управления.
6. Политическое развитие в виде массовой мобилизации и участия.
Концепции этого рода связаны с поведением и ролями граждан, а так же требующимися для осовременивания новыми стандартами их политического участия и лояльности по отношению к государству. Во многих исследованиях политическое развитие отождествляется с категорией модернизации.
Развитие общества, неразрывно связано с развитием политической системы.
Любая политическая система, изменяясь, приобретает новые формы, а так же оказывает влияние на все сферы жизни общества, определяет пути развития, использует различные методы и способы преобразования. Изменение в политических системах, политических строях и идеологиях так или иначе вызывает различную реакцию общества на эти преобразования. Наличие эффективных обратных связей общество – государство означает развитие и прогресс как общественной, так и политической сфере.
По генезису (характеру возникновения) концепций можно выделить:
1) прикладные концепции (авторитарно-реформистский
подход, "управляемая демократия"),
которые изначально возникали
на страницах аналитических
2) академические концепции
- их появление не было связано
непосредственно с решением
2. Современные
концепции политического
2.1. Современная
концепция политической
Модернизация – феномен не технологический и даже не экономический, а политический. Все модернизационные процессы, критические изменения и последствия затрагивают не только экономическую сферу. Это структурные изменения в системе общественных ценностей. Политика определяет сценарий модернизации, её ресурсы и издержки. Именно в политической сфере модерируются основные задачи и приоритеты модернизации, определяется движущая сила и обосновывается порядок перераспределения общественных благ и разрешения конфликтов.
Вызывает интерес, что понимает под модернизацией современное научное сообщество. Так, на проходившей в апреле 2010 года в РАГС при Президенте РФ международной конференции, представители научной общественности высказывали различные определения и направления модернизации:
«Процесс усвоения наиболее передовых для данного исторического периода промышленных технологий, экономических форм, соответствующих им социальных и политических институтов, уровня культуры и т. п. в целях повышения эффективности механизмов развития общества»;
«Общественно-политический процесс, представляющий собой коренное изменение общественных отношений, изменение логики, в которой живет общество, институциональная перестройка»;
«Совокупность процессов индустриализации, бюрократизации, секуляризации, урбанизации, ускоренного развития образования и науки, представительной политической власти, ускорения пространственной и социальной мобильности, повышение качества жизни, рационализации общественных отношений, которые ведут к формированию «современного открытого общества» в противоположность «традиционному закрытому».
Опираясь на приведенные высказывания ученых, следует достаточно четкое понимание задачи современной модернизации в России – это переход от существующего состояния страны к тому, «каким оно должно быть для её успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире».
Такой переход не возможен без качественных изменений в политической системе, которая должна стать модератором и руководителем модернизации. То есть, модернизация в России не сможет быть эффективной без политической реформы.
Основной задачей политической модернизации должно стать формирование модернизационной элиты, создание механизмов вертикальной социальной мобильности и выработка эффективной модели управления модернизационным процессом.
Как показывает российская история, политическая модернизация является одной из самых важных сфер общественной трансформации. Характерными чертами модернизации для России являются догоняющий тип развития и насаждение её идеологии сверху. Именно поэтому на современном этапе важно определиться с тем, кто будет являться субъектом, активным проводником модернизации.
Политическая теория модернизации возникла на основе социологических концепций О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др. В самом общем виде эта теория сводится к следующему:
1) социальные изменения являются однолинейными, и поэтому менее развитые страны должны пройти тот же путь, по которому идут более развитые;
2) изменения носят неизбежный и необратимый характер;
3) они проходят через последовательные стадии, из которых ни одна не может быть пропущена.
В целом модернизация – это процесс, ведущий к созданию социальных, экономических и политических систем, сложившихся в Западной Европе и Северной Америке в период между XVII и XVIII вв. и распространившихся затем на другие страны и континенты.
Иными словами, модернизация – это переход от традиционного аграрного общества к современному индустриальному, а ныне и постиндустриальному обществу.
Базовыми в теории модернизации являются понятия «традиционное общество» и «современное общество». Для традиционного общества характерно господство традиционного типа социального действия. Оно является прежде всего аграрным обществом и отличается закрытой социальной структурой, исключающей любую социальную мобильность, и низким индивидуальным статусом большинства своих членов. В нем господствует религиозное сознание, а политическая власть является авторитарной. Традиционное общество почти не воспринимает инновации и застойно по своей природе.
Современное общество основывается на преобладании целерационального социального действия. Его технологической базой является промышленное производство, что предполагает быстрое развитие науки и техники. Основная часть его членов проживает в городах, а социальная структура имеет открытый характер, что дает широкие возможности для социальной мобильности. В целом такое общество обладает мощным потенциалом саморазвития.
Модернизационные процессы делят на 2 основных вида, таких как:
1) органичная модернизация, осуществлявшаяся в странах Западной Европы и Северной Америки, т. е. там, где впервые сформировался феномен современного общества. Переход к нему называется органичным, поскольку он имел характер естественно исторического процесса;
2) неорганичная модернизация происходила в странах, которые встали на путь перехода к современному обществу позднее. Здесь модернизация имела уже вторичный и, следовательно, неорганичный, догоняющий характер. Такая модель развития присуща странам третьего мира, и именно она стала главным объектом изучения теории модернизации. В условиях этого типа модернизации особая роль принадлежит политической элите.
Высшими целями государства, всей политической жизни демократически организованного общества являются удовлетворение потребностей и чаяний рядовых граждан, обеспечение мира и процветания.
Политическая жизнь в России еще далека от решения подобной задачи. Но мировая политическая практика не знает иной дороги на пути к оптимальному обществу, которое не было бы основано на началах нравственности, справедливости, духовном прогрессе.